• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Обзор состояния конкурентной среды на розничных рынке бензина автомобильного и дизельного топлива в Приморском крае

Обзор состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов и дизельного топлива подготовлен во исполнения приказа ФАС России  от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 и методическими указаниями утверждёнными 09.09.2009 Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков.

1. Временной интервал исследования

Временным интервалом исследования определён 2008 год.

2. Продуктовые границы товарного рынка

Согласно общероссийскому классификатором продукции (ОКП) автомобильные бензины (код ОКП 0251127) и дизельное топливо (код ОКП 025130) являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100).

В соответствии с методическими указаниями ФАС России обзор проводился по следующим товарным группам:

 

Группа товаров

Подгруппа

Октановое число

Товары
(спецификация)
Автомобильные
бензины
низкооктановые

не менее 76 по моторному методу, не менее 80 по исследовательскому методу*

А-76 (АИ-80)
 
 
 
высокооктановые

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу*

АИ-92 и аналоги
АИ-95 и аналоги
АИ-98 и аналоги

Дизельное топливо

 
 
ДТ (летнее, зимнее)

* Методы отличаются условиями проведения испытаний. Испытания по моторному методу (ММ) проводят при более напряженном режиме работы одноцилиндровой установки, чем по исследовательскому (ИМ). Поэтому ОЧ, определенное при ММ, обычно ниже ОЧ, определенного при ИМ. ОЧ, полученное при ММ в большей степени характеризует детонационную стойкость топлива при эксплуатации автомобиля в условиях повышенного теплового форсированного режима, ОЧ, полученное при ИМ, больше характеризует бензин при работе на частичных нагрузках в условиях городской езды.

3. Географические границах товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за ее пределами (пункт 23 Порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке).

Специфика свойств товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки). С точки зрения экономической возможности (целесообразности) для розничного покупателя следует учитывать, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля необходимо затратить определённое количество автомобильного топлива. Дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива (денежных средств) и времени, что также существенно, так как покупка товара владельцами автомобилей осуществляется довольно часто. Основная часть владельцев транспортных средств осуществляет заправку транспорта несколько раз в неделю или ежедневно.

Автозаправочные станции располагаются обычно вдоль дорог и трасс с большим потоком движения машин. Потребителям удобно пользоваться услугами тех АЗС, которые находятся по пути следования автомобиля. Анализ районов продаж показывает, что рынки розничной продажи автомобильного топлива для конкретного потребителя локализованы зоной, прилегающей к маршруту следования автомобиля владельца

Маршруты следования подразделяются на внутригородские пригородные, межрайонные, краевые. При этом состав покупателей, уровень величины спроса и покупательская способность потребителей на различных маршрутах существенно отличается

Приморский край расположен в южной части Дальневосточного федерального округа. Площадь территории – 166 тыс. кв. км.

В крае 12 городов, 22 муниципальных района, 47 поселков городского типа, более 600 сельских населенных пунктов. Общая численность населения края на 01.01.2009 составляла 1988,0 тыс. человек, при этом в городах проживает 75% населения.

Основные транспортные магистрали края: федеральная автотрасса Владивосток – Хабаровск проходит через 5 городов и территории 9 муниципальных районов; автотрасса краевого значения Владивосток – Уссурийск – Арсеньев – Кавалерово – Дальнегорск; автотрасса краевого значения Владивосток – Уссурийск – Камень Рыболов; автотрасса краевого значения Владивосток – Уссурийск – Пограничный; автотрасса краевого значения Владивосток – Раздольное – Славянка – Краскино.

По статистическим данным в Приморском крае на 1 января 2009 года было зарегистрировано 613 265 автомобилей, что на 25 789 больше, чем на 1 января 2008 года. В 2008 году на территории Приморского края действовало 285 АЗС, т.е. 1 АЗС на 2151 автомобиль и на 6975 жителей. Большая часть АЗС расположена вдоль основных автотрасс, при этом расстояния между ближайшими АЗС на юге края, вблизи города Владивостока составляет несколько километров, на севере и северо-востоке от 40 до 70 км.

В Приморском крае, исходя из вышеизложенного, можно выявить неопределённое множество локальных розничных рынков автомобильного топлива.

Таким образом, в рамках данного обзора исследование рынка розничной реализации автомобильного топлива проводилось в административных границах Приморского края.

4. Состав хозяйствующих субъектов,
действующих на товарном рынке

На региональном розничном рынке автомобильного топлива в 2008 году действовало 90 хозяйствующих субъектов, различной организационно-правовой формы.

Крупнейший субъект рынка является ОАО «Приморнефтепродукт», входящее в состав группы лиц НК «Альянс». Реализация автомобильного топлива осуществляется на 114 АЗС.

Его основной конкурент ООО «РН-Востокнефтепродукт» входит в вертикально интегрированную нефтяную компанию «Роснефть». Реализация автомобильного топлива осуществляется на 34 АЗС.

Остальные участники рынка являются независимыми продавцами осуществляющими розничную реализацию автомобильного топлива на 137 АЗС.

Состав наиболее значимых участников рынка по занимаемой доле на рынке в сравнении с 2008 годом не изменился: ОАО «Приморнефтепродукт»  (г. Владивосток, ул. Фонтанная, 55), ООО «РН-Востокнефтепродукт» (г. Хабаровск, ул. Тургеньева, 46, филиал во Владивостоке – ул. 1-я Морская, 9), индивидуальный предприниматель Перемежко Л.Б. (г.Артем, ул.Фрунзе, 47), ООО «Альфа-Максимум» (г.Владивосток, ул.Лазо, 6-В).

В перечень основных групп покупателей входят автотранспортные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия края, воинские части, а также владельцы индивидуального автотранспорта, в подавляющем большинстве легковых автомобилей, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков японского и корейского производства. Число отечественных легковых автомобилей и микроавтобусов в крае незначительно.

5. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов

на товарном рынке

Расчет объема регионального розничного рынка автомобильного топлива произведён по объему реализации в натуральном измерении (в тысячах литров) как суммарный показатель по информации, представленной участниками рынка.

Сведения об объёмах розничной реализации автомобильного топлива в 2008 году приведены в следующей таблице (для сравнения приведены данные за 2007 год).

 
Период
Объём реализации
Дизельное топливо
А-76
АИ-92
АИ-95
АИ-98
2008 год
28963,2
191598,1
81657,5
13252,3
182143,0
2007 год
39226,5
163712,0
88493,5
13951,8
159598,9

Доли (в процентах) наиболее значимых по объемам реализации хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом региональном товарном рынке в 2008 году, приведены в следующей таблице (в скобках представлены данные за 2007 года).

Наименование хозяйствующих субъектов

Виды автомобильных бензинов

Дизельное топливо
А-76
АИ-92
АИ-95
АИ-98
ОАО «Приморнефтепродукт» 
59,5 (65,8)
49,0 (56,5)
63,6 (71,3)
61,4 (77,3)
50,6
(50,9)
ООО «РН-Востокнефтепродукт»
14,2
(8,3)
22,0 (13,8)
18,2
(9,1)
21,9
(3,1)
20,8
(14,8)
ООО «Альфа-Максимум»
0
(0)
1,8
(5,1)
2,0
(4,9)
6,2
(14,0)
0,7
(2,1)
ИП Перемежко Л.Б.
2,0
(3,2)
2,6
 (6,6)
2,7
(3,5)
2,9
(2,3)
1,8
(3,1)
           

Следует отметить некоторое снижение потенциала на рынке ОАО «Приморнефтепродукт», обусловленное устойчивым ростом на региональном рынке доли ООО «РН-Востокнефтепродукт».

В 2008 году общество на территории края владело 24 АЗС, кроме того топливо компанией реализовывалось через 10 АЗС, работающих по договору комиссии.

Следует отметить, что вышеуказанные в таблице субъекты, занимая осуществляют деятельность не на всей его территории.

Так ОАО «Приморнефтепродукт» осуществляет деятельность на территории городов Арсеньев, Артем, Владивосток, Дальнегорск, Дальнереченск, Лесозаводск, Находка, Уссурийск, а также Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лесозаводского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Пограничного, Пожарского, Спасского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского и Яковлевского районов.

ООО «РН-Востокнефтепродукт» работает в городах Владивосток, Дальнереченск, Лесозаводск, Находка, Уссурийск, Партизанск, Артём, Большой Камень, а также в Надеждинском, Лазовском и Кировском районах.

АЗС ИП Перемежко Л.Б. размещены в г.Артеме и Надеждинском районе.

Все АЗС ООО «Альфа-Максимум» размещены в г. Владивосток.

6. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка использовались коэффициента рыночной концентрации CR3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Расчётные значения показателей рыночной концентрации приведены в следующей таблице

 
 
Марка
автомобильного топлива
 
CR 3
HHI
 
2008 год
 
2007 год
 
2008 год
 
2007 год
А-76
75,7
77,3
3746
4409
АИ-92
73,6
76,8
2895
3452
АИ-95
84,5
85,3
4387
5203
АИ-98
86,2
85,5
4296
6168
ДТ
73,2
70,7
2997
2824

Исходя из расчетных значений показателей рыночной концентрации, рассматриваемый рынок по всем видам автомобильного топлива следует оценивать как высококонцентрированный, имеющий по видам топлива слабовыраженную тенденцию к снижению уровня концентрации

Барьеры входа на товарный рынок

Среди барьеров входа на рассматриваемый рынок основными являются следующие:

- отсутствие доступа независимых участников к мощностям по переработке нефти;

 - отсутствие возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в регион;

- наличие на рынке ценового лидера (независимые участники рынка вынуждены в своей ценовой политике следовать за уровнем цен лидирующего хозяйствующего субъекта);

- высокие капитальные затраты на создание материальной базы автозаправочного комплекса, включающего как саму АЗС, так и емкости для хранения необходимого запаса нефтепродуктов;

- при наличии высокого административного ресурса у основных субъектов рынка ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО "РН-Востокнефтепродукт", использующих эффект масштаба, абсолютное большинство прочих участников рынка отмечают, что на рассматриваемом рынке работать с достаточным уровнем рентабельности возможно только при наличии достаточно развитой сети АЗС;

Основными административными ограничениями входа на рассматриваемый рынок являются необходимость получения многочисленных согласований и разрешений на деятельность АЗС со стороны государственных контролирующих органов, требования экологической безопасности при строительстве АЗС, необходимость участия и победы в конкурсе на отведение земельных участков для строительства.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Исследуемый рынок следует оценивать как высококонцентрированный рынок с недостаточно развитой конкуренцией.

На рассматриваемом региональном рынке по всем видам реализуемого автомобильного топлива в 2008 году лидирующую позицию занимало  ОАО «Приморнефтепродукт» с долей, превышающей 50 процентов.

Спецификой регионального рынка автомобильного топлива является то, что основную долю как в оптовом, так и в розничном сегменте, занимает ОАО «Приморнефтепродукт», который обеспечивая автомобильным топливом значительную часть региональных трейдеров, является для них основным конкурентом на розничном рынке. Главным преимуществом компании является широкая сеть АЗС, расположенных почти на всей территории Приморского края.