• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Обзор состояния конкуренции на рынке услуг предоставления доступа к сети Интернет в Приморском крае

Обзор состояния конкуренции на рынке услуг предоставления доступа к сети Интернет в Приморском крае подготовлен Приморским УФАС России на основании приказа ФАС России от 15.06.2007 № 165 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 09.11.2006 № 285 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках» и в соответствии с Методическими рекомендациями по анализу рынка услуг предоставления доступа к сети Интернет, разработанными ФАС России на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.

1. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с рекомендациями ФАС России анализ проводился за период 2006-2007 по полугодиям.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

При определении продуктовых границ исследуемого товарного рынка Приморское УФАС России руководствовалось следующими рекомендациями ФАС России.

При определении содержания услуг предоставления доступа к сети Интернет Приморское УФАС России руководствовалось Федеральным законом от   07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Правилами оказания услуг связи по передаче данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32, информацией о том, что исследуемые услуги, как самостоятельный вид услуг, по ОКВЭД классифицируются по коду 64.20.12 как «деятельность в области документальной электросвязи».

К руководству было также принято заключение ФАС России о том, что услуги предоставления доступа к сети Интернет выделяются в отдельный рынок на основании функционального назначения услуги – получения доступа к сети Интернет с целью использования ресурсов сети Интернет, документальной связи, иных сервисов.

В соответствии с рекомендациями ФАС России в ходе проводимого исследования рынка не рассматривались показатели, характеризующие услуги предоставления доступа к сети Интернет с целью передачи голосовой информации (IP-телефония).

Информация об услугах предоставления доступа к сети Интернет в ходе проводимого анализа собиралась и оценивалась отдельно по качественным и техническим характеристикам по следующим способам  и технологиям:

- коммутируемый доступ (Dial-up);

- широкополосный доступ по типам: ADSL, Ethernet; беспроводный доступ по технологиям  WiMAX, Wi-Fi, WAP.

С целью оценки взаимозаменяемости способов предоставления услуги доступа к сети Интернет с точки зрения потребительской ценности услуги по стоимостным и качественным параметрам Приморским УФАС России был проведен опрос мнения специалистов при содействии хозяйствующих субъектов – операторов связи.

В результате опроса сделать однозначные выводы о взаимозаменяемости не представилось возможным. Из 40 опрошенных компаний половина не смогли дать какую-либо оценку; взаимозаменяемыми способами ADSL и Ethernet назвали 4 компании (ООО «ОктопусНет», ООО «РТК Транзит», ООО «Неоком», ОАО «НТК», ООО «Логика»); все указанные способы не взаимозаменяемыми посчитали 3 компании (ЗАО «Востоктелеком», ОАО «Информационные системы», ОАО «Телекоммуникации СЭЗ Находка»); 2 компании (ЗАО «Престиж-Интернет», дальневосточный филиал ОАО «Ростелеком») высказали мнения, что все способы доступа в определенной степени взаимозаменяемы; компании, оказывающие услуги сотовой связи (ЗАО «Акос», ЗАО «Мегаком-Хабаровск»), сообщили, что считают для своих абонентов технологии доступа WAPGPRS единственно возможными и не взаимозаменяемыми. Специалисты нескольких компаний (ЗАО «Энерготелеком», ООО «Ветер новых технологий») высказали мнение о том, что взаимозаменяемость следует определять из предназначения способов доступа: Dial-up и ADSL – для физических лиц, Ethernet – для средних и крупных компаний-пользователей; доступ по технологиям  WiMAX, WAP – для небольших компаний и физических лиц, пользующихся преимущественно услугами сотовой связи.

В условиях такой неопределенности Приморское УФАС России приняло решение провести анализ рынка отдельно по показателям каждого способа доступа к сети Интернет.

Следует отметить, что некоторые операторы связи, предоставляющие услуги доступа к сети Интернет, испытывали определенные трудности в подготовке запрошенной информации, высказывали критические замечания по методике проведения исследования рынка, разработанным ФАС России формам информации. В наиболее полном виде такие замечания были высказаны ведущим оператором связи Приморского края – ОАО «Дальсвязь» (прилагается).

3. Определение  географических границах товарного рынка.

В соответствии с рекомендациями ФАС России анализ проводился в географических границах Приморского края, являющегося субъектом Российской Федерации.

Особенности географических границ исследуемого рынка связаны с территориальным  расположением Приморского края на восточных границах Российской Федерации, точнее - в южной части Дальневосточного федерального округа. Площадь территории – 166 тыс. кв. км. На севере Приморский край граничит с Хабаровским краем, с востока и юга территория омывается водами Японского моря, протяженность морской границы по побережью составляет 1822 км. В западном направлении край граничит с КНР (протяженность границы – 1145 км.) и на юго-западе – с КНДР (17 км.). С востока на запад протяженность территории края составляет около 280 км., с юга на север - около 520 км. В крае 12 городов, 24 муниципальных района, 47 поселков городского типа, более 600 сельских населенных пунктов. Общая численность населения края на 1.01.2008 составляла 1995 тыс. чел., в том числе городское население – 1512 тыс.чел. Основная часть населения проживает в южной части края, а также в западной - вдоль границы с КНР. Столица края – город Владивосток с населением 607 тыс.чел. Кроме Владивостока в крае еще 3 города имеют численность проживающего населения выше 100000 человек: Уссурийск, Находка и Артем.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

Покупателями на анализируемом рынке являются физические и юридические лица – конечные потребители услуг предоставления доступа к сети Интернет. В результате проведенного исследования установлено, что к концу 2007 года услуги коммутируемого доступа в Приморском крае были предоставлены 123,6 тыс. покупателям, широкополосного – 119,7 тыс. покупателям, беспроводного доступа – 71,5 тыс. покупателям. Сведения об основных покупателях услуг приведены в таблице 4.

Состав продавцов услуг. По информации Управления разрешительной работы в сфере связи Федеральной службы РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРА, по состоянию на 12 февраля 2008 года в Российской Федерации зарегистрировано 163 хозяйствующих субъекта - оператора связи, имеющих действующие лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации на территории Приморского края, включенных в Реестр лицензий.

Управление Федеральной службы РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРА по Приморскому краю располагает информацией о 54 операторах, осуществляющих услуги предоставления доступа к сети Интернет, либо осуществляющих технические и организационные мероприятия по подготовке к началу такой деятельности.

В результате проведенного исследования установлено, что в границах временного интервала исследования реальные услуги доступа к сети Интернет на территории Приморского края предоставляли 29 хозяйствующих субъектов – операторов связи. Сведения об этих продавцах услуг приведены в таблице 2. Сведения о принадлежности продавцов, действующих на рассматриваемом рынке, к группам лиц приведены в таблице 3. Сведения об основных поставщиках услуг передачи данных для организации сетей передачи данных и предоставления доступа к сети Интернет приведены в таблице 5.

Ряд продавцов, действующих на рассматриваемом рынке, представили информацию о своих планах по расширению и строительству сетей передачи данных на период 2008-2010 гг. Так, например, ЗАО «Примтелефон» (МТС) сообщило о разработке перспективного плана строительства сети базовых станций сотовой связи для расширения зоны предоставления услуг передачи данных по технологии GPRS/EDGE, в 2008 году планируется построить около 20 новых станций, в 2009 – около 50; ООО «Порттелеком» планирует к 2010 году на 30% расширить существующую сеть передачи данных и увеличить количество абонентов DSL; ЗАО «АКОС», сегодня предоставляя услуги доступа 40 тысячам абонентов, планирует расширить емкость сети до 260 тыс. абонентов к 2011 году; ООО «РТК Транзит» планирует на 2008-2010 годы строительство мультисервисной оптической сети связи в г.Владивостоке; ОАО «Информационные системы» планирует в 2008-2010 года расширение сети передачи данных на основе технологий радиодоступа; ООО «Неоком» в 2008-2010 годах будет осуществлять строительство волоконно-оптической линии связи между поселками Козьмино, Врангель и городом Находка; компания «Транстелеком-ДВ» в 2008 году начнет строительство IP-узла в г.Владивостоке для предоставления услуг по технологии Ethenet; УФПС Приморского края-филиал ФГПУ «Почта России» планирует на период 2008-2010 годы переключить все пункты коллективного доступа к сети Интернет на технологию ADSL; ОАО «НТК» сообщило о намерениях в указанный период начать в опытном режиме строительство сети Ethernet в городе Владивостоке и начать предоставлять услуги WiMAX в городах Владивосток, Уссурийск, Артем, Находка, Дальнереченск, Арсеньев; ЗАО «Энерготелеком» информировало о плана строительства от 10 до 20 км. линий связи; ЗАО «Ланит-ДВ» планирует выход на рынок предложений частным лицам услуг по технологии GEPON в городах Уссурийск, Арсеньев, Находка, а также развитие оборудования Wi-Fi в г.Владивостоке, для чего будет осуществляться строительство опорной сети ВОЛС. Аналогичные планы имеют большинство операторов связи.

5. Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

В ответ на запрос Приморского УФАС России Приморскстат сообщил об отсутствии информации об объемах оказанных услуг доступа к сети Интернет. В этих условиях объем товарного рынка рассчитывался как суммарный показатель по информации, представленной субъектами рынка. При анализе поступившей по запросам информации было установлено, что разные операторы связи ведут учет объемов услуг в различных единицах измерения. Для сопоставления результатов деятельности продавцов услуг – операторов связи было принято решение сравнительный анализ показателей провести в стоимостных показателях. В целом по региональному рынку  показатели объемов реализации услуг по способам доступа к сети Интернет приведены в следующей таблице.

Таблица 1

Период

Показатели объемов реализации услуг по способам доступа к сети Интернет (в рублях)

Dial-up
ADSL
Ethernet
WiMAX, Wi-Fi
WAP
1 полугодие 2006
113234433
212007492
20251819
2810109
35448731
2 полугодие 2006
110112864
274003543
50055640
5132421
44229547
1 полугодие 2007
109779795
337664746
32611555
12872900
35542302
2 полугодие 2007
100270392
448331477
40943399
23251101
40275904
 

Доли наиболее значимых по объемам реализации услуг продавцов – операторов связи, действующих на рассматриваемом товарном рынке, по способам доступа к сети Интернет приведены в следующих таблицах.

Таблица 2

Dial-up
Наименование продавцов
1 полугодие 2006
2 полугодие 2006
1 полугодие 2007
2 полугодие 2007
ОАО «Дальсвязь»
80,17%
82,60%
81,61%
82,4%
ЗАО «Востоктелеком»
10,67%
3,98%
4,37%
3,79%
ОАО «НТК»
4,4%
5,21%
6,18%
5,72%
ООО «ЛИТ»
1,63%
4,12%
3,83%
3,97%
 
Таблица 3
ADSL
Наименование продавцов
1 полугодие 2006
2 полугодие 2006
1 полугодие 2007
2 полугодие 2007
ОАО «Дальсвязь»
81,45%
85,66%
86,1%
86,1%
ЗАО «Востоктелеком»
5,7%
<1%
<1%
<1%
ОАО «НТК»
7,32%
7,96%
8,88%
8,91%
ООО «ПортТелеком»
2,52%
3,0%
2,04%
1,88%
 

Таблица 4

Ethernet
Наименование продавцов
1 полугодие 2006
2 полугодие 2006
1 полугодие 2007
2 полугодие 2007
ООО «Эквант»
26,81%
9,87%
16,75%
13,01%
ООО «Находка-Телеком»
13,75%
55,73%
13,05%
13,78%
ООО «РТК Транзит»
11,12%
 
18,27%
16,46%
ООО «Информационные системы»
10,55%
 
 
 
ООО «Логика»
 
5,55%
8,34%
 
ООО «Уссури Телесервис»
 
 
9,68%
 
ООО «ОктопусНет»
 
 
8,72%
12,59%
 

Таблица 5

WiMAX, Wi-Fi
Наименование продавцов
1 полугодие 2006
2 полугодие 2006
1 полугодие 2007
2 полугодие 2007
ООО «Востоктелеком»
60%
41,55%
20,83%
7,98%
ООО «Ветер новых технологий»
40%
22,95%
8,6%
4,62%
ЗАО «Престиж Интернет»
 
35,50%
70,57%
80,1%
 

Таблица 6

WAP
Наименование продавцов
1 полугодие 2006
2 полугодие 2006
1 полугодие 2007
2 полугодие 2007
ОАО «Новая телефонная компания»
22,27%
14,48%
11,89
12,2%
ЗАО «Примтелефон»
18,36%
23,64%
29,05%
31,39%
ЗАО «АКОС»
 
5,82%
10,96
16,3%
ЗАО «Мобиком-Хабаровск»
59,37%
56,06%
43,93%
40,11%
 

Расчет показателей уровня концентрации товарного рынка в разрезе способов доступа к сети Интернет, исходя из информации, приведенной в таблицах 2 - 6, дает следующие результаты.

Коэффициент концентрации CR3 на исследуемом рынке по способу доступа Dial-up по итогам 1 полугодия 2006 года равен 92,24%; по итогам 2 полугодия 2006 года равен 91,93%; по итогам 1 полугодия 2007 года равен 92,16%; по итогам 2 полугодия 2007 года равен 92,09%.

Коэффициент концентрации CR3 на исследуемом рынке по способу доступа ADSL по итогам 1 полугодия 2006 года равен 94,47%; по итогам 2 полугодия 2006 года равен 96,62%; по итогам 1 полугодия 2007 года равен 97,02%; по итогам 2 полугодия 2007 года равен 96,89%.

Коэффициент концентрации CR3 на исследуемом рынке по способу доступа Ethernet по итогам 1 полугодия 2006 года равен 51,68%; по итогам 2 полугодия 2006 года равен 74,78%; по итогам 1 полугодия 2007 года равен 48,07%; по итогам 2 полугодия 2007 года равен 43,25%.

Коэффициент концентрации CR3 на исследуемом рынке по способу доступа WiMAX, Wi-Fi  по итогам 1 полугодия 2006 года равен 100 %; по итогам 2 полугодия 2006 года равен 100%; по итогам 1 полугодия 2007 года равен 100%; по итогам 2 полугодия 2007 года равен 92,7%.

Коэффициент концентрации CR3 на исследуемом рынке по способу доступа WAP  по итогам 1 полугодия 2006 года равен 100%; по итогам 2 полугодия 2006 года равен 94,18%; по итогам 1 полугодия 2007 года равен 89,04 %; по итогам 2 полугодия 2007 года равен 83,7 %.

Коэффициент  Герфиндаля-Гиршмана  для исследуемого рынка по способу доступа Dial-up по итогам 1 полугодия 2006 года составил 6603 пункта; по итогам 2 полугодия 2006 года составил 6898 пунктов; по итогам 1 полугодия 2007 года составил 6740 пунктов; по итогам 2 полугодия 2007 года составил 6859 пунктов.

Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана для исследуемого рынка по способу доступа ADSL по итогам 1 полугодия 2006 года составил 6732 пункта; по итогам 2 полугодия 2006 года составил 7413 пунктов; по итогам 1 полугодия 2007 года составил 7497 пунктов; по итогам 2 полугодия 2007 года составил 7490 пунктов.

Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана для исследуемого рынка по способу доступа Ethernet по итогам 1 полугодия 2006 года составил 649 пунктов; по итогам 2 полугодия 2006 года составил 3508  пунктов; по итогам 1 полугодия 2007 года составил 1237 пунктов; по итогам 2 полугодия 2007 года составил 1023 пункта.

Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана для исследуемого рынка по способу доступа WiMAX, Wi-Fi по итогам 1 полугодия 2006 года составил 5200 пунктов; по итогам 2 полугодия 2006 года составил 3513  пунктов; по итогам 1 полугодия 2007 года составил 5488 пунктов; по итогам 2 полугодия 2007 года составил 6501 пункт.

Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана для исследуемого рынка по способу доступа WAP по итогам 1 полугодия 2006 года составил 4358 пунктов; по итогам 2 полугодия 2006 года составил  3945 пунктов; по итогам 1 полугодия 2007 года составил 3800 пунктов; по итогам 2 полугодия 2007 года составил 3035 пунктов. 

Исходя из приведенных расчетов, рассматриваемый рынок по способам доступа Dial-up, ADSL, WiMAX, Wi-Fi следует оценивать как высококонцентрированный. Рынок по способу доступа Ethernet следует оценивать как конкурентный и умеренно концентрированный. Рынок по способу доступа WAP следует оценивать как высококонцентрированный, но имеющий выраженную тенденцию к снижению степени концентрации.

6. Определение барьеров входа на товарный рынок.

Анализируя информацию операторов связи о ситуации, сложившейся на рассматриваемом товарном рынке, следует отметить, что основными экономическими барьерами выхода на рынок в порядке частоты упоминания являются следующие:

- сложно получить разрешения на частоты, отдельные компании не могут решить эту проблему уже в течении 3 лет. Этот барьер назвали 10 операторов связи;

- необходимость больших инвестиций на начальном этапе создания бизнеса на рынке (7 операторов);

- длительные сроки (более года) оформления долгосрочных договоров с местной администрацией на аренду помещений и земли, оформление разрешительных документов на развитие сопровождающей услуги связи инфраструктуры (6 операторов);

- сложности в получении технических условий для строительства СПД от собственников кабельной канализации в г.Владивостоке (5 операторов);

- получение лицензий осложнено большим количеством согласований (4 оператора);

- велики затраты на создание в сетях «последней мили» (4 оператора);

-стоимость строительства или аренда линий связи очень велика, что увеличивает сроки их окупаемости (2 оператора);

- проблемы с подключением к крупным поставщикам трафика средствами ВОЛС или  Wi-Fi (1 оператор).

ООО «Логика» (г.Находка, ул.Спортивная, 14) в качестве примера экономических барьеров для компании, имеющей намерение выйти на исследуемый рынок, привело расчет стоимости  затрат на строительство и пуск в эксплуатацию собственной сети передачи данных на базе оборудования ИК-Связи БОКС, связывающей узел доступа к сети передачи данных и вынос для подключения клиентского оборудования по стыку Ethernet:

 
Узел доступа

Наименование необходимого оборудования

Стоимость в рублях
Маршрутизатор CISCO 3725
337500

Коммутатор накетов CISCO 2950 (12 портов доступа)

17500

Инфраструктура сети (монтажные кабели, кроссы, патч-панели, стойки)

20000
Станция бесперебойного питания SMART APS 3000
45000

Каналообразующее оборудование

Оборудование ИК связи БОКС 100 МЛ

180000

Оборудование выноса доступа

Коммутатор пакетов CISCO 2950 (48 портов доступа)

64800

Инфраструктура сети (монтажные кабели, кроссы, патч-панели, стойки)

18000
Станция бесперебойного питания SMART APS 1000
20000
Инфраструктура сети

Оборудование СРМ (Омега, Сормович и т.п.)

2450000

Автоматизированная система расчетов

250000
Серверы для АСР и АРМ оператора
187500
Экспертиза проекта 31400
 

Пусконаладочные работы

Получение блока IP адресов
245000

Подключение к сети магистрального оператора по стыку Ethernet

21000
И Т О Г О:
 
4044700
Ежемесячные затраты
Амортизация (линейный метод)
59959
Аренда помещений
52160
Оплата за электроэнергию
12000
Заработная плата 2 сотрудников
46452
Налоги на заработную плату
12634

Аренда каналов доступа к магистральным операторам

35000
Оплата блоков адресов
4317

Оплата вышестоящим провайдерам по текущим тарифам (2*Е1)

71280
И Т О Г О:
 
293802

Ежемесячные средневзвешенные доходы при условии полного занятия портов (56)

Абонентская плата (275*46) + (275*8)

14850

Оплата за потребленные услуги (2000*56)

112000
И Т О Г О:
 
126850
 

Соотношение затрат на создание бизнеса и доходов дает срок окупаемости этих затрат – 32 месяца.

Компания делает обоснованный вывод: для начинающего провайдера услуг вхождение в рынок доступа к сети Интернет весьма проблематично.

Вместе с тем, для компаний, имеющих устойчивое положение на рынке, большие производственные объемы, услуги предоставления доступа в сеть Интернет являются достаточно привлекательными и высокорентабельными. Так, например, одна из крупнейших компаний связи Приморского края ОАО «Новая телефонная компания» (НТК) сообщила о соотношении расходов с доходами от оказания услуг доступа в сети Интернет:

 
Период
Расходы в рублях
Доходы в рублях
1 полугодие 2006 года
14993843
20494852
2 полугодие 2006 года
19815659
27537867
1 полугодие 2007 года
25129480
36757714
2 полугодие 2007 года
25481898
45701342
 

7. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

На основании приведенных выше результатов расчета уровня концентрации, объемных показателей деятельности действующих на исследуемом рынке субъектов в 2006-2007 годах рассматриваемый рынок следует оценивать как рынок с недостаточно развитой конкуренцией, но имеющий реальные перспективы изменения конкурентной среды в сторону улучшения.

Следует признать, что на рассматриваемом региональном рынке видам доступа к сети Интернет Dial-up и ADSL доля ОАО «Дальсвязь» превышает 80 процентов. По остальным способам доступа субъекты имеющие долю более 50%   не выявлены.

 
По материалам аналитического отдела Приморского УФАС России