Обзор состояния конкуренции на рынке услуг предоставления доступа к сети Интернет в Приморском крае
Обзор состояния конкуренции на рынке услуг предоставления доступа к сети Интернет в Приморском крае подготовлен Приморским УФАС России на основании приказа ФАС России от 15.06.2007 № 165 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 09.11.2006 № 285 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках» и в соответствии с Методическими рекомендациями по анализу рынка услуг предоставления доступа к сети Интернет, разработанными ФАС России на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.
1. Определение временного интервала исследования.
В соответствии с рекомендациями ФАС России анализ проводился за период 2006-2007 по полугодиям.
2. Определение продуктовых границ товарного рынка.
При определении продуктовых границ исследуемого товарного рынка Приморское УФАС России руководствовалось следующими рекомендациями ФАС России.
При определении содержания услуг предоставления доступа к сети Интернет Приморское УФАС России руководствовалось Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Правилами оказания услуг связи по передаче данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32, информацией о том, что исследуемые услуги, как самостоятельный вид услуг, по ОКВЭД классифицируются по коду 64.20.12 как «деятельность в области документальной электросвязи».
К руководству было также принято заключение ФАС России о том, что услуги предоставления доступа к сети Интернет выделяются в отдельный рынок на основании функционального назначения услуги – получения доступа к сети Интернет с целью использования ресурсов сети Интернет, документальной связи, иных сервисов.
В соответствии с рекомендациями ФАС России в ходе проводимого исследования рынка не рассматривались показатели, характеризующие услуги предоставления доступа к сети Интернет с целью передачи голосовой информации (IP-телефония).
Информация об услугах предоставления доступа к сети Интернет в ходе проводимого анализа собиралась и оценивалась отдельно по качественным и техническим характеристикам по следующим способам и технологиям:
- коммутируемый доступ (Dial-up);
- широкополосный доступ по типам: ADSL, Ethernet; беспроводный доступ по технологиям WiMAX, Wi-Fi, WAP.
С целью оценки взаимозаменяемости способов предоставления услуги доступа к сети Интернет с точки зрения потребительской ценности услуги по стоимостным и качественным параметрам Приморским УФАС России был проведен опрос мнения специалистов при содействии хозяйствующих субъектов – операторов связи.
В результате опроса сделать однозначные выводы о взаимозаменяемости не представилось возможным. Из 40 опрошенных компаний половина не смогли дать какую-либо оценку; взаимозаменяемыми способами ADSL и Ethernet назвали 4 компании (ООО «ОктопусНет», ООО «РТК Транзит», ООО «Неоком», ОАО «НТК», ООО «Логика»); все указанные способы не взаимозаменяемыми посчитали 3 компании (ЗАО «Востоктелеком», ОАО «Информационные системы», ОАО «Телекоммуникации СЭЗ Находка»); 2 компании (ЗАО «Престиж-Интернет», дальневосточный филиал ОАО «Ростелеком») высказали мнения, что все способы доступа в определенной степени взаимозаменяемы; компании, оказывающие услуги сотовой связи (ЗАО «Акос», ЗАО «Мегаком-Хабаровск»), сообщили, что считают для своих абонентов технологии доступа WAPGPRS единственно возможными и не взаимозаменяемыми. Специалисты нескольких компаний (ЗАО «Энерготелеком», ООО «Ветер новых технологий») высказали мнение о том, что взаимозаменяемость следует определять из предназначения способов доступа: Dial-up и ADSL – для физических лиц, Ethernet – для средних и крупных компаний-пользователей; доступ по технологиям WiMAX, WAP – для небольших компаний и физических лиц, пользующихся преимущественно услугами сотовой связи.
В условиях такой неопределенности Приморское УФАС России приняло решение провести анализ рынка отдельно по показателям каждого способа доступа к сети Интернет.
Следует отметить, что некоторые операторы связи, предоставляющие услуги доступа к сети Интернет, испытывали определенные трудности в подготовке запрошенной информации, высказывали критические замечания по методике проведения исследования рынка, разработанным ФАС России формам информации. В наиболее полном виде такие замечания были высказаны ведущим оператором связи Приморского края – ОАО «Дальсвязь» (прилагается).
В соответствии с рекомендациями ФАС России анализ проводился в географических границах Приморского края, являющегося субъектом Российской Федерации.
Особенности географических границ исследуемого рынка связаны с территориальным расположением Приморского края на восточных границах Российской Федерации, точнее - в южной части Дальневосточного федерального округа. Площадь территории – 166 тыс. кв. км. На севере Приморский край граничит с Хабаровским краем, с востока и юга территория омывается водами Японского моря, протяженность морской границы по побережью составляет 1822 км. В западном направлении край граничит с КНР (протяженность границы – 1145 км.) и на юго-западе – с КНДР (17 км.). С востока на запад протяженность территории края составляет около 280 км., с юга на север - около 520 км. В крае 12 городов, 24 муниципальных района, 47 поселков городского типа, более 600 сельских населенных пунктов. Общая численность населения края на 1.01.2008 составляла 1995 тыс. чел., в том числе городское население – 1512 тыс.чел. Основная часть населения проживает в южной части края, а также в западной - вдоль границы с КНР. Столица края – город Владивосток с населением 607 тыс.чел. Кроме Владивостока в крае еще 3 города имеют численность проживающего населения выше 100000 человек: Уссурийск, Находка и Артем.
4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.
Покупателями на анализируемом рынке являются физические и юридические лица – конечные потребители услуг предоставления доступа к сети Интернет. В результате проведенного исследования установлено, что к концу 2007 года услуги коммутируемого доступа в Приморском крае были предоставлены 123,6 тыс. покупателям, широкополосного – 119,7 тыс. покупателям, беспроводного доступа – 71,5 тыс. покупателям. Сведения об основных покупателях услуг приведены в таблице 4.
Состав продавцов услуг. По информации Управления разрешительной работы в сфере связи Федеральной службы РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРА, по состоянию на 12 февраля 2008 года в Российской Федерации зарегистрировано 163 хозяйствующих субъекта - оператора связи, имеющих действующие лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации на территории Приморского края, включенных в Реестр лицензий.
Управление Федеральной службы РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРА по Приморскому краю располагает информацией о 54 операторах, осуществляющих услуги предоставления доступа к сети Интернет, либо осуществляющих технические и организационные мероприятия по подготовке к началу такой деятельности.
В результате проведенного исследования установлено, что в границах временного интервала исследования реальные услуги доступа к сети Интернет на территории Приморского края предоставляли 29 хозяйствующих субъектов – операторов связи. Сведения об этих продавцах услуг приведены в таблице 2. Сведения о принадлежности продавцов, действующих на рассматриваемом рынке, к группам лиц приведены в таблице 3. Сведения об основных поставщиках услуг передачи данных для организации сетей передачи данных и предоставления доступа к сети Интернет приведены в таблице 5.
Ряд продавцов, действующих на рассматриваемом рынке, представили информацию о своих планах по расширению и строительству сетей передачи данных на период 2008-2010 гг. Так, например, ЗАО «Примтелефон» (МТС) сообщило о разработке перспективного плана строительства сети базовых станций сотовой связи для расширения зоны предоставления услуг передачи данных по технологии GPRS/EDGE, в 2008 году планируется построить около 20 новых станций, в 2009 – около 50; ООО «Порттелеком» планирует к 2010 году на 30% расширить существующую сеть передачи данных и увеличить количество абонентов DSL; ЗАО «АКОС», сегодня предоставляя услуги доступа 40 тысячам абонентов, планирует расширить емкость сети до 260 тыс. абонентов к 2011 году; ООО «РТК Транзит» планирует на 2008-2010 годы строительство мультисервисной оптической сети связи в г.Владивостоке; ОАО «Информационные системы» планирует в 2008-2010 года расширение сети передачи данных на основе технологий радиодоступа; ООО «Неоком» в 2008-2010 годах будет осуществлять строительство волоконно-оптической линии связи между поселками Козьмино, Врангель и городом Находка; компания «Транстелеком-ДВ» в 2008 году начнет строительство IP-узла в г.Владивостоке для предоставления услуг по технологии Ethenet; УФПС Приморского края-филиал ФГПУ «Почта России» планирует на период 2008-2010 годы переключить все пункты коллективного доступа к сети Интернет на технологию ADSL; ОАО «НТК» сообщило о намерениях в указанный период начать в опытном режиме строительство сети Ethernet в городе Владивостоке и начать предоставлять услуги WiMAX в городах Владивосток, Уссурийск, Артем, Находка, Дальнереченск, Арсеньев; ЗАО «Энерготелеком» информировало о плана строительства от 10 до 20 км. линий связи; ЗАО «Ланит-ДВ» планирует выход на рынок предложений частным лицам услуг по технологии GEPON в городах Уссурийск, Арсеньев, Находка, а также развитие оборудования Wi-Fi в г.Владивостоке, для чего будет осуществляться строительство опорной сети ВОЛС. Аналогичные планы имеют большинство операторов связи.
5. Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.
В ответ на запрос Приморского УФАС России Приморскстат сообщил об отсутствии информации об объемах оказанных услуг доступа к сети Интернет. В этих условиях объем товарного рынка рассчитывался как суммарный показатель по информации, представленной субъектами рынка. При анализе поступившей по запросам информации было установлено, что разные операторы связи ведут учет объемов услуг в различных единицах измерения. Для сопоставления результатов деятельности продавцов услуг – операторов связи было принято решение сравнительный анализ показателей провести в стоимостных показателях. В целом по региональному рынку показатели объемов реализации услуг по способам доступа к сети Интернет приведены в следующей таблице.
Таблица 1
Период
|
Показатели объемов реализации услуг по способам доступа к сети Интернет (в рублях) |
||||
Dial-up
|
ADSL
|
Ethernet
|
WiMAX, Wi-Fi
|
WAP
|
|
1 полугодие 2006
|
113234433
|
212007492
|
20251819
|
2810109
|
35448731
|
2 полугодие 2006
|
110112864
|
274003543
|
50055640
|
5132421
|
44229547
|
1 полугодие 2007
|
109779795
|
337664746
|
32611555
|
12872900
|
35542302
|
2 полугодие 2007
|
100270392
|
448331477
|
40943399
|
23251101
|
40275904
|
Доли наиболее значимых по объемам реализации услуг продавцов – операторов связи, действующих на рассматриваемом товарном рынке, по способам доступа к сети Интернет приведены в следующих таблицах.
Таблица 2
Dial-up
|
||||
Наименование продавцов
|
1 полугодие 2006
|
2 полугодие 2006
|
1 полугодие 2007
|
2 полугодие 2007
|
ОАО «Дальсвязь»
|
80,17%
|
82,60%
|
81,61%
|
82,4%
|
ЗАО «Востоктелеком»
|
10,67%
|
3,98%
|
4,37%
|
3,79%
|
ОАО «НТК»
|
4,4%
|
5,21%
|
6,18%
|
5,72%
|
ООО «ЛИТ»
|
1,63%
|
4,12%
|
3,83%
|
3,97%
|
ADSL
|
||||
Наименование продавцов
|
1 полугодие 2006
|
2 полугодие 2006
|
1 полугодие 2007
|
2 полугодие 2007
|
ОАО «Дальсвязь»
|
81,45%
|
85,66%
|
86,1%
|
86,1%
|
ЗАО «Востоктелеком»
|
5,7%
|
<1%
|
<1%
|
<1%
|
ОАО «НТК»
|
7,32%
|
7,96%
|
8,88%
|
8,91%
|
ООО «ПортТелеком»
|
2,52%
|
3,0%
|
2,04%
|
1,88%
|
Таблица 4
Ethernet
|
||||
Наименование продавцов
|
1 полугодие 2006
|
2 полугодие 2006
|
1 полугодие 2007
|
2 полугодие 2007
|
ООО «Эквант»
|
26,81%
|
9,87%
|
16,75%
|
13,01%
|
ООО «Находка-Телеком»
|
13,75%
|
55,73%
|
13,05%
|
13,78%
|
ООО «РТК Транзит»
|
11,12%
|
|
18,27%
|
16,46%
|
ООО «Информационные системы»
|
10,55%
|
|
|
|
ООО «Логика»
|
|
5,55%
|
8,34%
|
|
ООО «Уссури Телесервис»
|
|
|
9,68%
|
|
ООО «ОктопусНет»
|
|
|
8,72%
|
12,59%
|
Таблица 5
WiMAX, Wi-Fi
|
||||
Наименование продавцов
|
1 полугодие 2006
|
2 полугодие 2006
|
1 полугодие 2007
|
2 полугодие 2007
|
ООО «Востоктелеком»
|
60%
|
41,55%
|
20,83%
|
7,98%
|
ООО «Ветер новых технологий»
|
40%
|
22,95%
|
8,6%
|
4,62%
|
ЗАО «Престиж Интернет»
|
|
35,50%
|
70,57%
|
80,1%
|
Таблица 6
WAP
|
||||
Наименование продавцов
|
1 полугодие 2006
|
2 полугодие 2006
|
1 полугодие 2007
|
2 полугодие 2007
|
ОАО «Новая телефонная компания»
|
22,27%
|
14,48%
|
11,89
|
12,2%
|
ЗАО «Примтелефон»
|
18,36%
|
23,64%
|
29,05%
|
31,39%
|
ЗАО «АКОС»
|
|
5,82%
|
10,96
|
16,3%
|
ЗАО «Мобиком-Хабаровск»
|
59,37%
|
56,06%
|
43,93%
|
40,11%
|
Расчет показателей уровня концентрации товарного рынка в разрезе способов доступа к сети Интернет, исходя из информации, приведенной в таблицах 2 - 6, дает следующие результаты.
Коэффициент концентрации CR3 на исследуемом рынке по способу доступа Dial-up по итогам 1 полугодия 2006 года равен 92,24%; по итогам 2 полугодия 2006 года равен 91,93%; по итогам 1 полугодия 2007 года равен 92,16%; по итогам 2 полугодия 2007 года равен 92,09%.
Коэффициент концентрации CR3 на исследуемом рынке по способу доступа ADSL по итогам 1 полугодия 2006 года равен 94,47%; по итогам 2 полугодия 2006 года равен 96,62%; по итогам 1 полугодия 2007 года равен 97,02%; по итогам 2 полугодия 2007 года равен 96,89%.
Коэффициент концентрации CR3 на исследуемом рынке по способу доступа Ethernet по итогам 1 полугодия 2006 года равен 51,68%; по итогам 2 полугодия 2006 года равен 74,78%; по итогам 1 полугодия 2007 года равен 48,07%; по итогам 2 полугодия 2007 года равен 43,25%.
Коэффициент концентрации CR3 на исследуемом рынке по способу доступа WiMAX, Wi-Fi по итогам 1 полугодия 2006 года равен 100 %; по итогам 2 полугодия 2006 года равен 100%; по итогам 1 полугодия 2007 года равен 100%; по итогам 2 полугодия 2007 года равен 92,7%.
Коэффициент концентрации CR3 на исследуемом рынке по способу доступа WAP по итогам 1 полугодия 2006 года равен 100%; по итогам 2 полугодия 2006 года равен 94,18%; по итогам 1 полугодия 2007 года равен 89,04 %; по итогам 2 полугодия 2007 года равен 83,7 %.
Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана для исследуемого рынка по способу доступа Dial-up по итогам 1 полугодия 2006 года составил 6603 пункта; по итогам 2 полугодия 2006 года составил 6898 пунктов; по итогам 1 полугодия 2007 года составил 6740 пунктов; по итогам 2 полугодия 2007 года составил 6859 пунктов.
Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана для исследуемого рынка по способу доступа ADSL по итогам 1 полугодия 2006 года составил 6732 пункта; по итогам 2 полугодия 2006 года составил 7413 пунктов; по итогам 1 полугодия 2007 года составил 7497 пунктов; по итогам 2 полугодия 2007 года составил 7490 пунктов.
Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана для исследуемого рынка по способу доступа Ethernet по итогам 1 полугодия 2006 года составил 649 пунктов; по итогам 2 полугодия 2006 года составил 3508 пунктов; по итогам 1 полугодия 2007 года составил 1237 пунктов; по итогам 2 полугодия 2007 года составил 1023 пункта.
Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана для исследуемого рынка по способу доступа WiMAX, Wi-Fi по итогам 1 полугодия 2006 года составил 5200 пунктов; по итогам 2 полугодия 2006 года составил 3513 пунктов; по итогам 1 полугодия 2007 года составил 5488 пунктов; по итогам 2 полугодия 2007 года составил 6501 пункт.
Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана для исследуемого рынка по способу доступа WAP по итогам 1 полугодия 2006 года составил 4358 пунктов; по итогам 2 полугодия 2006 года составил 3945 пунктов; по итогам 1 полугодия 2007 года составил 3800 пунктов; по итогам 2 полугодия 2007 года составил 3035 пунктов.
Исходя из приведенных расчетов, рассматриваемый рынок по способам доступа Dial-up, ADSL, WiMAX, Wi-Fi следует оценивать как высококонцентрированный. Рынок по способу доступа Ethernet следует оценивать как конкурентный и умеренно концентрированный. Рынок по способу доступа WAP следует оценивать как высококонцентрированный, но имеющий выраженную тенденцию к снижению степени концентрации.
6. Определение барьеров входа на товарный рынок.
Анализируя информацию операторов связи о ситуации, сложившейся на рассматриваемом товарном рынке, следует отметить, что основными экономическими барьерами выхода на рынок в порядке частоты упоминания являются следующие:
- сложно получить разрешения на частоты, отдельные компании не могут решить эту проблему уже в течении 3 лет. Этот барьер назвали 10 операторов связи;
- необходимость больших инвестиций на начальном этапе создания бизнеса на рынке (7 операторов);
- длительные сроки (более года) оформления долгосрочных договоров с местной администрацией на аренду помещений и земли, оформление разрешительных документов на развитие сопровождающей услуги связи инфраструктуры (6 операторов);
- сложности в получении технических условий для строительства СПД от собственников кабельной канализации в г.Владивостоке (5 операторов);
- получение лицензий осложнено большим количеством согласований (4 оператора);
- велики затраты на создание в сетях «последней мили» (4 оператора);
-стоимость строительства или аренда линий связи очень велика, что увеличивает сроки их окупаемости (2 оператора);
- проблемы с подключением к крупным поставщикам трафика средствами ВОЛС или Wi-Fi (1 оператор).
ООО «Логика» (г.Находка, ул.Спортивная, 14) в качестве примера экономических барьеров для компании, имеющей намерение выйти на исследуемый рынок, привело расчет стоимости затрат на строительство и пуск в эксплуатацию собственной сети передачи данных на базе оборудования ИК-Связи БОКС, связывающей узел доступа к сети передачи данных и вынос для подключения клиентского оборудования по стыку Ethernet:
Узел доступа
|
|
Наименование необходимого оборудования |
Стоимость в рублях
|
Маршрутизатор CISCO 3725
|
337500
|
Коммутатор накетов CISCO 2950 (12 портов доступа) |
17500
|
Инфраструктура сети (монтажные кабели, кроссы, патч-панели, стойки) |
20000
|
Станция бесперебойного питания SMART APS 3000
|
45000
|
Каналообразующее оборудование |
|
Оборудование ИК связи БОКС 100 МЛ |
180000
|
Оборудование выноса доступа |
|
Коммутатор пакетов CISCO 2950 (48 портов доступа) |
64800
|
Инфраструктура сети (монтажные кабели, кроссы, патч-панели, стойки) |
18000
|
Станция бесперебойного питания SMART APS 1000
|
20000
|
Инфраструктура сети
|
|
Оборудование СРМ (Омега, Сормович и т.п.) |
2450000
|
Автоматизированная система расчетов |
250000
|
Серверы для АСР и АРМ оператора
|
187500
|
Экспертиза проекта 31400
|
|
Пусконаладочные работы |
|
Получение блока IP адресов
|
245000
|
Подключение к сети магистрального оператора по стыку Ethernet |
21000
|
И Т О Г О:
|
4044700
|
Ежемесячные затраты
|
|
Амортизация (линейный метод)
|
59959
|
Аренда помещений
|
52160
|
Оплата за электроэнергию
|
12000
|
Заработная плата 2 сотрудников
|
46452
|
Налоги на заработную плату
|
12634
|
Аренда каналов доступа к магистральным операторам |
35000
|
Оплата блоков адресов
|
4317
|
Оплата вышестоящим провайдерам по текущим тарифам (2*Е1) |
71280
|
И Т О Г О:
|
293802
|
Ежемесячные средневзвешенные доходы при условии полного занятия портов (56) |
|
Абонентская плата (275*46) + (275*8) |
14850
|
Оплата за потребленные услуги (2000*56) |
112000
|
И Т О Г О:
|
126850
|
Соотношение затрат на создание бизнеса и доходов дает срок окупаемости этих затрат – 32 месяца.
Компания делает обоснованный вывод: для начинающего провайдера услуг вхождение в рынок доступа к сети Интернет весьма проблематично.
Вместе с тем, для компаний, имеющих устойчивое положение на рынке, большие производственные объемы, услуги предоставления доступа в сеть Интернет являются достаточно привлекательными и высокорентабельными. Так, например, одна из крупнейших компаний связи Приморского края ОАО «Новая телефонная компания» (НТК) сообщила о соотношении расходов с доходами от оказания услуг доступа в сети Интернет:
Период
|
Расходы в рублях
|
Доходы в рублях
|
1 полугодие 2006 года
|
14993843
|
20494852
|
2 полугодие 2006 года
|
19815659
|
27537867
|
1 полугодие 2007 года
|
25129480
|
36757714
|
2 полугодие 2007 года
|
25481898
|
45701342
|
7. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.
На основании приведенных выше результатов расчета уровня концентрации, объемных показателей деятельности действующих на исследуемом рынке субъектов в 2006-2007 годах рассматриваемый рынок следует оценивать как рынок с недостаточно развитой конкуренцией, но имеющий реальные перспективы изменения конкурентной среды в сторону улучшения.
Следует признать, что на рассматриваемом региональном рынке видам доступа к сети Интернет Dial-up и ADSL доля ОАО «Дальсвязь» превышает 80 процентов. По остальным способам доступа субъекты имеющие долю более 50% не выявлены.