Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Приморском крае (в разрезе городских округов и муниципальных районов)

Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проведен на основании Приказа ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 годы» в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится с целью определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, определения объема товарного рынка и долей каждого хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, определения уровня концентрации товарного рынка, выявления барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок, формирования реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, а также использования результатов анализа для выявления нарушений антимонопольного законодательства на товарном рынке.

Временной интервал исследования рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится за 2008 и 2009 гг.

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка являются услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».

Анализ проводится в географических границах муниципальных районов и городских округов Приморского края.

Продавцами на данном рынке являются юридические лица – аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля). В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», аптечное учреждение - это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств.

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

В 2008 году в Приморском крае осуществляли свою деятельность 198 хозяйствующих субъектов, имеющих 512 аптечных учреждений.

В 2009 году в Приморском крае осуществляли свою деятельность 215 хозяйствующих субъектов, имеющих 539 аптечных учреждений.

Расчётные значения показателей рыночной концентрации (коэффициент рыночной концентрации CR3 и индекс герфиндаля-Гиршмана) показали различный уровень концентрации и степени развития конкуренции на территориях муниципальных образований Прморского края.

Барьерами входа на рассматриваемый рынок являются следующие ограничения:

 Административные:

- получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, действия и разрешительные документы органов власти, установление торговых надбавок и т.п.):

- большое количество согласований для получения лицензии на розничную торговлю лекарственными средствами, срок согласований до 2,5 месяцев;

- многократно повторяющиеся и дублирующие друг друга проверки (в том числе дополнительная отчетность) различных проверяющих и контролирующих органов в отношении аптечных учреждений;

Экономические:

- арендная плата, величина устанавливаемых торговых надбавок, низкая платежеспособность населения и т.п.):

- неразвитая транспортная инфраструктура, высокие тарифы на коммунальные услуги, дополнительные транспортные издержки - характерно для отдаленных муниципальных образований:

- ограниченная платежеспособность населения и низкая концентрация населения в муниципальных образованиях, соответственно малорентабельность хозяйственной деятельности по сравнению с более населенными муниципальными образованиями;

- нерегулируемое (хаотичное) размещение вновь создаваемых аптек и аптечных пунктов, что приводит к их избытку в городах (в то числе в центре городов, по сравнению со спальными районами) и районных центрах по сравнению с малонаселенных муниципальными образованиями и сельскими поселениях, данная ситуация приводит к малорентабельности существующих аптечных учреждений из-за высокой и необоснованной концентрации;

- отказы отечественных заводов-изготовителей работать с аптечными организациями, из-за небольших партий заказов и уже заключенных договоров с региональными представителями, что отражается на уровне цен на лекарства в не входящие в список ЖНВЛС;

- проблема обеспечения лекарственными средствами населения, проживающего в отдаленных от районного центра населенных пунктах.

Прочие:

- стратегия поведения хозяйствующих субъектов на рынке, наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов и т.п.;

- недостаток специалистов (провизоров и фармацевтов) необходимых для лицензирования аптечных учреждений, согласных работать в сельской местности.

Расчётные значения показателей рыночной концентрации (коэффициент рыночной концентрации CR3 и индекс герфиндаля-Гиршмана) показали различный уровень концентрации и степени развития конкуренции на исследуемом рынке на территориях муниципальных образований Прморского края.

Оценка состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах городских округов и муниципальных районов Приморского края

 

Состояние конкурентной среды

Наименование муниципального района или городского округа

Рынок с неразвитой конкуренцией

Анучинский
Арсеньевский

город Большой Камень (ЗАТО)

Город Фокино (ЗАТО)

Дальнегорский
Дальнереченский
Дальнереченский
Кавалеровский
Кировский
Лазовский
Лесозаводский
Михайловский
Надеждинский
Октябрьский
Ольгинский
Партизанский
Партизанский
Пограничный
Пожарский
Спасск-Дальний
Спасский
Тернейский
Ханкайский
Хасанский
Хорольский
Черниговский
Чугуевский
Шкотовский
Яковлевский

Рынок с недостаточно развитой конкуренцией

Красноармейский
Находкинский
Уссурийский

Рынок с развитой конкуренцией

Артемовский
Владивостокский