Интервью Алексея Белоглазова для ИА PrimaMedia: Рынок топлива в Приморье – конкурентный, но требует внимания ФАС

25 февраля 2019 года, заместитель главного редактора ИА PrimaMedia посетил Приморское УФАС России и взял интервью у руководителя территориального управления.

"Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю– об итогах 2018 года и начале 2019-го в интервью ИА PrimaMedia

Рынок автомобильного топлива Приморья c точки зрения антимонопольного органа в начале 2019 года выглядит спокойным – особенно на фоне тех событий, что имели место в течение прошлого года, сообщил ИА PrimaMedia руководитель Приморского УФАС России Алексей Белоглазов. В ходе беседы с корр. агентства собеседник также рассказал об итогах деятельности территориального управления в 2018 году, особенностях правоприменения при устранении ограничений конкуренции и основных трендах в деятельности службы в 2019 году.

- Среди жителей края Федеральная антимонопольная служба по преимуществу упоминается в связи с розничными ценами на автомобильное топливо. Что сегодня видит Управление ФАС по Приморскому краю на этом рынке?

- Если говорить о начале 2019 года, то в плане цен на автомобильное топливо особенно серьезных подвижек не наблюдается. Если говорить о сетях АЗС ННК «Приморнефтепродукт» (бывшая НК «Альянс») и НК «Роснефть» - то  есть субъектах, которые доминируют на региональном рынке и, соответственно, попадают под наш мониторинг – то у них цены на топливо с начала этого года выросли на 1,7%. Если брать, так называемые «независимые» АЗС, которые вынуждены покупать топливо либо у вышеуказанных доминирующих на рынке субъектов, либо с товарно-сырьевой биржи, то как раз в 2019 году наблюдается снижение цен у них в пределах 3% - в зависимости от муниципального образования и в зависимости от хозяйствующего субъекта.

С чем это связано? В конце 2018 года, как вы знаете, вышло постановление Правительства РФ и было заключено соглашение с крупными вертикально-интегрированными хозсубъектами, которые зафиксировали на определенном уровне свои цены. В связи с этим независимые субъекты покупают у них топливо по индикативным ценам и продают с минимальной надбавкой для себя. А так как в конце 2018 года мелкооптовые цены крупных игроков были зафиксированы, то с начала этого года наблюдается снижение розничных цен независимых субъектов.

- А если говорить о доминирующем положении ННК и «Роснефти» в Приморье, то о каких долях здесь идет речь?

- Если говорить о компании «Роснефть», то - более 35%. Практически,  доля данной компании достигает на рынке 50%. Доля ННК «Приморнефтепродукт» - меньше, но не стоит забывать, что в законе «О защите конкуренции» есть понятие «совокупное доминирование» связанных компаний на каком-либо рынке. Если же говорить о мелкооптовом сегменте, здесь доминирующее положение занимает компания «РН-Востокнефтепродукт».

- Как управление ФАС осуществляет мониторинг цен на приморском топливном рынке?

- В настоящий момент такой мониторинг Приморским УФАС России проводится ежедневно. Каждую неделю результаты «подбиваются» и направляются в центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы. Если говорить непосредственно о Приморье, то мониторинг ведется в отношении субъектов, которые доминируют на рынке, потому как 135-ФЗ «О защите конкуренции» говорит о том, что нельзя злоупотреблять доминирующим положением. И, соответственно, меры антимонопольного регулирования возможно применить только в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые на рынке доминируют. На рынке Приморского края, как я уже говорил, два таких субъекта. Соответственно, мониторинг ведется как и по мелкооптовым ценам, по которым эти хозяйствующие субъекты реализуют свое топливо другим участникам рынка, так и по розничным ценам.

 - Мониторинг ведется по принципу «средняя температура по больнице» или шире?

 - В первую очередь, конечно же, мониторятся средневзвешенные цены. Но также мы смотрим по муниципальным образованиям края, где действуют АЗС и нефтебазы указанных компаний. В случае значительного повышения цен сотрудники антимонопольного органа проводят более детальный анализ: смотрят на себестоимость, из чего сложилась данная цена, каковы существующие запасы. После чего делается соответствующий вывод: имеются ли признаки нарушения антимонопольного законодательства или нет.

Также нужно понимать, что не во всех муниципальных образованиях Приморья именно в розничном сегменте доминируют только два этих субъекта. У нас в крае существуют и сети независимых трейдеров, из которых к крупным мы относим «Бензо», НК «Уссури» и «Октант». В отношении этих компаний также проводится мониторинг, еженедельно запрашивается динамик розничных цен на АЗС. И, если мы видим значительные изменения, то выясняем, покупают ли они топливо с товарно-сырьевой биржи или же у доминирующих хозяйствующих субъектов, и анализируем, по каким причинам произошли изменения цен.

- В конце прошлого года глава НК «Роснефть» Игорь Сечин в эфире «Коммерсант ФМ» упомянул одну из приморских «независимых» сетей АЗС. Говорилось и о фальсифицированном топливе, и о завышении цен. Имели ли эти заявления какие-либо последствия? Проводились ли проверки?

- Каким образом наше ведомство может отреагировать на информацию, озвученную в СМИ? Только принять во внимание и провести определенный анализ, если эта информация в части поднятия цен нам ранее не была знакома. Что же касается контрафакта и фальсификата, то это, как вы понимаете, не наши полномочия. В этой связи каких-либо действий мы не имеем права предпринимать. Что же касается цены, то мы ведь проводим не только мониторинг цен. Мы также анализируем рынок с точки зрения влияния на конкуренцию и доминирования на этом рынке.

Мы приняли упомянутую вами информацию во внимание. В сегменте «независимых» хозсубъектов на рынке автомобильного топлива в Приморье нарушений именно антимонопольного законодательства выявлено не было.

- А независимые сети АЗС жалуются на конкурентов, которые доминируют на приморском рынке?  

- Самый пик жалоб по ситуации на топливном рынке пришелся на 2018 год. Жалобы в основном шли не от конечных потребителей, а как раз от независимых хозсубъектов, которые по той или иной причине не могли купить топливо по ценам, на которые рассчитывали. Жалобы на то, что доминирующие субъекты не отпускали топливо контрагентам в рамках договоров, в результате рассмотрения не подтвердились. Также были жалобы «независимых» на то, что они в рамках мелкооптовых цен покупают топливо дороже, чем доминирующие хозсубъекты продают в рознице. Однако такова была ситуация не только в Приморье, но и по всей стране. И решения Правительства в конце 2018 года, о которых я говорил, тому подтверждение. Были приняты определенные меры, чтобы топливо по индикативным ценам поставлялось с целью реализации конечному потребителю, а не перепродавцам. Мы же понимаем, что «независимые» субъекты на рынке составляют конкуренцию доминирующим и в рознице, и в мелком опте, но порой они перепродают это топливо с индикативной ценой не конечному потребителю, а контрагентам.

 - На что жаловались конечные потребители автотоплива?

- В основном это, естественно, жалобы на то, что цена на топливо росла. В 2018 году мы анализировали такие жалобы, и рост цен  был в сетях, которые принадлежат независимым хозсубъектам. На рынке они не доминируют, поэтому меры антимонопольного реагирования здесь не применимы.

С точки зрения конечного потребителя рост цен, конечно же, всегда болезненно воспринимается. Если говорить о рынке нефтепродуктов, то он ведь влияет на многие смежные  отрасли. Поэтому мы внимательно за этим следим.

- Сколько антимонопольных дел было возбуждено Управлением в прошлом году,  в каких сферах возникали угрозы конкуренции?  

- За 2018 год Приморским УФАС России по всем направлениям деятельности было возбуждено 36 антимонопольных дел - на шесть больше, чем в 2017 году. По итогам рассмотрения было выдано 13 предписаний об устранениях нарушений, в 2017 году предписаний было выдано восемь. Все остальные нарушения устранялись либо при рассмотрении дела, либо, вообще, до момента возбуждения дела как такового.

Если говорить по отдельным статьям 135-ФЗ «О защите конкуренции», то 11 дел было возбуждено нами по ст.10 -  «злоупотребление доминирующим положением на рынке». Из наиболее типовых нарушений, связанных с этой статьей, стоит выделить вопросы, связанные с портовой инфраструктурой. Конфликты хозсубъектов касались, например, получения пропусков на территорию порта или препятствования получению определенных услуг на этом рынке.

До 2016 года, напомню, типичными были дела, связанные с техприсоединением к электрическим сетям. Поскольку «четвертый антимонопольный пакет» вывел эту категорию дел уже в рамки чисто административного законодательства, то сегодня вопросы об ущемлении интересов физических лиц при техприсоединении к сетям, в рамках антимонопольного законодательства не рассматриваются, а рассматриваются в рамках статьи 9.21 КоАП.

Если смотреть по муниципалитетам, то много дел в Артемовском и Находкинском административных округах.

Что касается других статей 135-ФЗ, то одно из самых серьезных нарушений, влияющих на экономику страны, – это сговор между хозсубъектами и сговор между заказчиками, органом власти и хозсубъектами. Речь идет о статье 11 и статье 17 135-ФЗ «О защите конкуренции». Это отдельная категория дел. Как правило, такие нарушения трудно доказуемые, собрать письменные доказательства порой просто невозможно. Поэтому здесь идет тесное взаимодействие с правоохранительными органами. По данным категориям в 2018 году было рассмотрено порядка восьми дел.

- Как мы понимаем, если Управление заводит дело о нарушении антимонопольного законодательства, то это уже крайняя мера?

- Есть определенные направления, где до того, как возбуждается дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган использует институт предупреждения. Надо сказать, что этот институт зарекомендовал себя положительно, он используется в работе антимонопольного органа по ряду статей уже 2,5-3 года.

Не секрет, что, возбудив антимонопольное дело по признакам нарушения, комиссия разбирается не всегда очень быстро: необходимо  приглашать стороны, внимательно анализировать ситуацию. Институт предупреждения как раз эффективен в случае, если потенциальный ответчик согласен, что его действия неправомерны, и устраняет нарушения добровольно, восстанавливает конкуренцию на рынке.

 - Вы упомянули о сговорах на торгах. Какие дела здесь были наиболее резонансными?

- С нашей точки зрения каждое дело важное - независимо от того, затрагивает ли оно хозяйствующие субъекты, которые работают не только в Приморье, а вообще на территории РФ, или это какой-то конечный потребитель, который считает, что цена необоснованно высокая. Если говорить про дела о сговорах, где, как я говорил, доказывание очень сложное, то материалы одного дела переданы Управлением в правоохранительные органы и расследование ведется в рамках УК РФ. Говорить о результатах мы пока не можем, ведется следствие. Но с точки зрения мер реагирования антимонопольным органам в отношении хозсубъектов - участников дела выносились административные штрафы. Решение Приморского УФАС России, которым установлен факт нарушения, не обжаловалось, то есть ответчики согласились с выявленными нарушениями. По этому делу сумма штрафов в прошлом году была значительная, одному из хозяйствующих субъектов было вынесено наказание в виде штрафа, превышающего 150 млн рублей. Этот штраф – процент от изначально максимальной цены торгов. А так как изначальная цена торгов была высокая, то и штраф соответствующий.

- А что это за юрлицо и в какой сфере были выявлены нарушения?

- Это компания, расположенная в Ставропольском крае – ПМК «Русская». Были также и иные участники данного сговора - компании, расположенные  в Северной Осетии, в Санкт-Петербурге. Работают на рынке строительства.

Также хотелось бы обратить внимание на статью 15 закона 135-ФЗ «О защите конкуренции». Это нарушения, связанные с действием или бездействием органа власти, которые приводят к ограничению конкуренции. Вот как раз в рамках этой статьи, в том числе, у нас существует институт предупреждения. Ведь те нарушения, которые допускают органы власти, быстрее устранить не путем судебных тяжб и рассмотрения комиссионных решений, а путем выдачи предупреждения. Если оно исполняется, то конкуренция восстанавливается на рынке сразу.

Соответственно, по данной статье в 2018 году Приморским УФАС России было выдано 14 предупреждений и нарушения были устранены до возбуждения антимонопольных дел. Однако, девять дел все-таки пришлось возбудить, поскольку органы власти или органы местного самоуправления не отреагировали на предупреждения. Все девять дел были рассмотрены в 2018 году,  по результатам рассмотрения было установлено девять фактов нарушения. По двум делам в процессе рассмотрения – то есть до вынесения решения – нарушения были устранены. В остальных семи случаях были выданы предписания.

- Что ждет нас в части антимонопольного регулирования в 2019 году?

- Если говорить о новшествах, которые сейчас затрагивают Федеральную антимонопольную службу, то здесь нужно отметить улучшение взаимодействия с органами исполнительной власти. Служба информирует о наиболее часто встречаемых нарушениях, в том числе, которые допускаются органами местного самоуправления, органами исполнительной власти.

Основным трендом Управления является то, чтобы все, что мы делаем, было публично известно. Есть такое направление в нашей деятельности -  «адвокатирование конкуренции», в рамках которого мы рассказываем о практике антимонопольного регулирования на публичных обсуждениях, размещаем на своем сайте часто встречающиеся нарушения. Это делается для того, чтобы хозсубъект, который, допустим, доминирует на рынке, обратил на это внимание. Это важно, поскольку ведь доминирование на рынке может быть на отдельно взятой локальной территории, в отдельно взятом муниципальном образовании.  И нужно, чтобы такой хозсубъект принял это во внимание и не допускал нарушений.

Также одним из ключевых направлений является внедрение «антимонопольного комплаенса», как и в органе власти, так и в хозяйствующем субъекте. Таким образом хозсубъект или орган власти создает у себя некий внутренний аудит, который смотрит на действия и документы организации через призму возможного нарушения антимонопольного законодательства, и, оценивая подобные действия, вносит определенные коррективы в свою деятельность."

 

Интервью находится по ссылке.