Разъяснение позиции ФАС России по ситуации на топливном рынке России

            ФАС России считает, что в настоящий момент цены на розничном рынке автомобильного топлива не соответствуют рыночной ситуации.

Одной из основных причин этого является поведение крупнейших вертикально-интегрированных компаний (ВИНКов), в том числе поддержание монопольно высоких цен на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.

            В 2008 году ФАС России вместе с территориальными органами рассмотрела порядка 150 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке автомобильного и авиационного топлива.

            Осенью 2008 года ФАС России признала 4 крупнейшие вертикально интегрированные компании нарушившими антимонопольное законодательство. Компаниям были выданы предписания с рядом положений, которые направлены на создание здоровых конкурентных условий, а также на них наложены штрафы на общую сумму порядка 6 млрд. рублей.

            В настоящий момент, несмотря на публичные заявления компаний о соответствии своих действий нормам антимонопольного законодательства, в рамках судебных разбирательств, признанные виновными  компании оспаривают  конкретные положения выданных предписаний.

            Указанные выше предписания антимонопольного органа содержат в себе требования по ведению бизнеса, являющиеся безальтернативной практикой, принятой на цивилизованных рынках США, ЕС и др.:

            не допускать экономически и технологически необоснованного сокращения поставок нефтепродуктов на внутренний рынок для обеспечения устойчивого предложения топлива на внутреннем рынке в соответствии с уровнем спроса;

            обеспечить на постоянной основе реализацию внутри страны нефтепродуктов на товарной бирже или  электронной торговой площадке, что позволило бы обеспечить увеличение количества участников, равный доступ к торгам – факторы, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо;

            не допускать компенсации снижения доходов от экспорта нефти на зарубежные рынки путем повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке;

            вести раздельный учет затрат и доходов между организациями, входящими в структуру данных компаний. Эта мера необходима для обеспечения прозрачности ценообразования;

            обеспечить возможность заключения  прямых контактов на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с данными нефтяными компаниями, т.е. для независимых участников рынка, что, в конечном итоге будет способствовать развитию малых и средних топливных компаний, формированию здоровой конкурентной среды.

            В период падения мировых цен на нефть и падения доходов от реализации нефти на экспорт, вертикально интегрированные нефтяные компании пытаются восполнить убытки путем завышения цен на монополизированных ими внутренних рынках нефтепродуктов.

            В 2009 году планируется оценка деятельности на соответствие антимонопольному законодательству более 250 крупных и мелких компаний, занятых в нефтяном секторе.  

 

Пресс-центр УФАС по Приморскому краю