Совершенствование законодательства о государственных закупках. Принят новый закон.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В конце уходящего года Государственной Думой принят №308-ФЗ, внесший существенные изменения в действующий федеральный закон от 21.07.2005 №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), которым регулируется практика проведения закупок органами государственной власти, местного самоуправления и бюджетными учреждениями.

Принятые поправки направлены на уточнение понятий о закупках, приведение в соответствие сложившейся правоприменительной практики, устранение разночтений, совершенствование порядка размещения заказов и составления документации приёма поступающих заявок, определения статуса единой комиссии, борьбы с недобросовестными поставщиками, установления порядка проведения аукционов в электронной форме и развитие положений по вопросам привлечения лиц творческих профессий к реализации закупок.. Из 65 статей Закона о закупках изменению подверглись 34 статьи, причем некоторые из них изложены в новой редакции.

В этой связи Приморское УФАС настоятельно рекомендует государственным и муниципальным заказчикам, членам единых, аукционных, конкурсных, котировочных комиссий, а также заинтересованным в проводимых торгах предприятиям и учреждениям различной формы собственности внимательным образом изучить новый закон, поскольку известная фраза «незнание закона не освобождает от ответственности» как нельзя лучше относится к руководителям государственных (муниципальных) учреждений, а также представителям уполномоченных органов и членам комиссий по проведению торгов.

Только в 2008 году по итогам рассмотрения поступивших жалоб на нарушение процедур размещения заказа, проведения торгов, определения победителей и нарушений порядка заключения контрактов было выявлено 133 нарушения Закона о закупках. Конечно, это приводит к отмене результатов торгов и возбуждению дел об административных правонарушениях. Цифра «87» применительно к возбуждённым по ст.ст. 7.29 - 7.31 КоАП РФ делам об административных правонарушениях в комментариях не нуждается. А если посмотреть на размеры налагаемых штрафов (10 тыс. руб., а в большинстве составов - 30 тыс. руб. и 50 тыс. руб.), то, естественно, это несравнимо с заработной платой рядового сотрудника районной администрации или специалиста государственного учреждения. Но больший урон наносится экономике, когда в конце бюджетного года Комиссией Приморского УФАС России были отменены результаты миллионных торгов, предприятия не успели освоить выделенные средства, и, возможно, в следующем году финансирования данных расходов уже не будет.

Относительно практики удовлетворения жалоб и привлечения к административной ответственности можно отметить следующее: ошибки допускают практически все, начиная от главы сельского поселения и руководителя районного органа исполнительной власти, заканчивая ректором университета и руководителем крупного воинского подразделения. То же самое относится и к членам комиссий перечисленных учреждений. В этом случае отговорка «во всем виноваты мои исполнители» не принимается, поскольку ответственность несет именно должностное лицо, поставившее подпись в протоколе заседания комиссии, заключенном контракте, либо, утверждая соответствующую документацию.

В одном из муниципальных образований после получения постановления о наложении штрафа уволились практически все ответственные лица. Как теперь будут проводиться торги – ответить затруднительно.

Таким образом, ещё раз хочется обратиться к участникам размещения заказов и ко всем заинтересованным лицам. Будьте особенно внимательны в применении Закона о закупках, проштудируйте его тщательным образом, пройдите соответствующее обучение (если есть возможность), чтобы наше знакомство не приносило вам разочарований.

Пресс-центр УФАС по Приморскому краю