• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Взимание платы за оформление пропусков в порту Зарубино признано незаконным

Приморское УФАС России признало факт нарушения ООО «Морской порт в бухте Троицы» (ООО «МПБТ») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном установлении и взимании платы за оформление (выдачу) пропусков на территорию ООО «МПБТ» для допуска физических лиц, а также автотранспортных средств.

Поводом для возбуждения дела стало поступившее в Управление обращение ООО «Беркут» на действия ООО «МПБТ» выразившиеся в необоснованном завышении тарифов на пропуск и проход физических лиц к грузовому и пассажирскому терминалам, расположенным на территории ООО «МПБТ». Аналогичные обращения ООО «Беркут» также поступили в Управление из Приморской транспортной прокуратуры и отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хасанскому району.

По мнению антимонопольного органа, само по себе введение платы за оформление пропусков для прохода/проезда физических лиц и транспортных средств на территорию ООО «МПБТ», а также взимание такой платы является неправомерным.

В ходе рассмотрения дела Управление признало положение ООО «Морской порт в бухте Троицы» доминирующим на рынке погрузочно-разгрузочных работ в географических границах морского порта Зарубино.

ООО «МПБТ» является оператором морского терминала и оказывает услуги в морском порту Зарубино (в том числе услуги хранения грузов и погрузочно-разгрузочные работы), которые в соответствии со статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к естественно-монопольным видам деятельности.

Из пояснений ООО «МПБТ» следует, что плата за оформление (выдачу) пропусков была установлена с целью возмещения затрат на обеспечение транспортной безопасности на подведомственной ему территории, на содержание участка сторожевой охраны, заработную плату персонала, охрану труда, санитарно-дезинфекционные работы.

Управление не может согласиться с доводами ООО «МПБТ», что такие затраты должны быть включены в стоимость оформления пропусков для прохода/проезда физических лиц и транспортных средств на территорию ООО «МПБТ» в силу следующих обстоятельств.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков (части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»). Более того, обеспечение транспортной безопасности является одним из нормативных требований, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности Общества по оказанию услуг в порту (в том числе услуг по хранению грузов и осуществлению погрузочно-разгрузочных работ в порту) на территории морского терминала ООО «МПБТ».

Таким образом, ООО «Морской порт в бухте Троицы», как субъект транспортной инфраструктуры, обязан обеспечивать транспортную безопасность.

Действия по оформлению пропусков для прохода/проезда пользователей услуг в порту и транспортных средств на территорию ООО «МПБТ» не являются услугой по смыслу гражданского законодательства и теории гражданского права. Кроме того, плата за оформление пропусков не может считаться и сбором, так как правом на установление портовых сборов ООО «МПБТ» не наделён.

Сама по себе процедура оформления пропусков для прохода/проезда пользователей услуг в порту и транспортных средств на территорию ООО «МПБТ» не влечёт никакого полезного эффекта для пользователей. Полезный эффект (возможность получения услуг в порту) несёт сама по себе возможность прохода/проезда пользователей услуг в порту на территорию ООО «МПБТ» для получения услуги или осуществления на законных основаниях деятельности в порту, независимо от того, будут ли им оформлены пропуска или нет. Соответственно, пользователи услуг в порту, а также лица, осуществляющие деятельность на законных основаниях на его территории не хотят (и не должны по смыслу гражданского законодательства) платить за действия, которые не влекут для них никакого полезного эффекта.

Действия ООО «МПБТ» по установлению и взиманию платы за оформление пропусков для прохода/проезда пользователей услуг в порту и транспортных средств на территорию не являются оказанием услуг в порту, а являются текущей деятельностью ООО «МПБТ».

Федеральными нормативным правовыми актами не предусмотрена возможность каких-либо хозяйствующих субъектов устанавливать или изменять порядок пропускного и внутриобъектного режима в морском порту или устанавливать взимание платы за оформление пропусков.

Установив плату, желая возместить свои расходы на обеспечение транспортной безопасности, ООО «МПБТ» возлагает обязанность по оплате на лиц, которые по каким-либо производственным или иным причинам осуществляют проезд/проход на территорию порта. Тем самым ООО «Морской порт в бухте Троицы» навязывало пользователям/потенциальным пользователям услуг в порту дополнительную плату при реализации ими своего права на получении услуг в морском порту Зарубино.

Следствием указанных действий ООО «МПБТ» является создание экономических (финансовых) ограничений для юридических и физических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности в морском порту Зарубино.

 

 

Справочно: Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», установлен запрет для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц