Ненужное имущество

Администрация края планирует подвергнуть сокращению в экономике Приморья количество ГУПов и МУПов. В специально изданной на этот счет «дорожной карте» одни предприятия будут ликвидированы, другие приватизированы. Третьи, возможно, станут участниками банкротного процесса. На плаву должны остаться лишь самые эффективные.

Созданные в начале 1990-х как компромисс между рыночной и плановой экономикой, различные УПы зачастую наследовали худшие черты обеих систем. По мнению экспертов, при создании этих организаций была проигнорирована связка между результатами деятельности и ответственностью менеджеров, делающая работоспособной любую экономическую систему. Распоряжаясь госсобственностью на правах хозяйственного ведения, УПы получили право заниматься коммерческой деятельностью. При этом никакой финансовой ответственности перед фактическими собственниками — департаментами края и управлениями городов — они не несли. Результатом стала повальная неэффективность государственных компаний.

Еще десяток лет назад на территории Приморья действовало порядка 250 краевых ГУПов, примерно такое же количество действовало во Владивостоке и МУПов. На начало 2013 г. муниципальный сектор экономики приморской столицы был представлен 29 МУПами, из которых действующих — 21 предприятие, находящихся в различных стадиях банкротства — шесть предприятий, не действующих — два предприятия. Причем, по данным прокуратуры Приморского края, в 2012 г. не выполнили план восемь МУПов в сумме 2,6 млн руб., в том числе: «УКСиИ», «Некрополь», «Спецзавод № 1», «ВПЭС», «Парковки, стоянки и гаражи», «Аквамир», «Аптека № 88», «Оптово-розничная торговля». Хотя некоторым из них («ВПЭС» и «Спецзавод № 1») администрация Владивостока увеличила уставные фонды.

Из отчета прокуратуры: «По состоянию на 01.01.2013 из 21 действующего муниципального унитарного предприятия во Владивостоке 8 предприятий (или 38%) сдают в аренду третьим лицам большую часть закрепленного за ними муниципального имущества (свыше 50% общей площади), что приводит к перераспределению доходов от аренды недвижимого имущества между бюджетом и предприятиями: арендная плата поступает не в доход местного бюджета, а на счета предприятий, которые в свою очередь перечисляют в бюджет лишь 25%. Установлены отдельные факты недостаточного контроля со стороны Управления и структурных подразделений администрации города Владивостока, курирующих деятельность муниципальных унитарных предприятий, за законностью и эффективностью использования объектов муниципального недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям».

Свои проблемы на краевом уровне. «В Приморье насчитывается 10 краевых государств унитарных предприятий. Действующих — 8. В 2012 г. ими было заключено более 300 крупных сделок, но год с прибылью закончили только три. В краевой бюджет перечислено 4,5 млн руб.», — сказала Наталья Соколова, директор департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.

Деятельность ФГУПов и МУПов — одна из самых острых проблем, мешающих развитию конкуренции. «Они нередко совмещают контрольно-надзорные функции, функции по управлению имуществом и оказанию платных услуг населению, получая преференции в виде бюджетных средств. Часто эти деньги выводятся из-под контроля государства, что способствует росту коррупции, — сообщили «К» в ФАС России. — Например, с помощью непрозрачных процедур ГУПы и МУПы передают в аренду землю и строят на ней коммерческие объекты, а потом дают сами себе преимущественное право выкупа этой земли. Кроме того, объекты недвижимости можно украсть, внеся их в уставный капитал созданной ГУПом или МУПом компании, а потом продать компанию вместе с недвижимостью. При этом из-за несовершенства законодательства власти даже не вправе вернуть себе незаконно отчужденное имущество».

Для повышения конкуренции ФАС предлагает приватизировать все ФГУПы и МУПы, за исключением созданных в стратегически важных отраслях. Еще один вариант — преобразовать унитарные предприятия в госучреждения или коммерческие организации со 100%-ным госучастием. С антимонопольщиками согласны и в краевой администрации. «В 2012 г. была утверждена краевая Программа экономического развития и инновационной экономики на 2013 — 2017 гг., а в вышедшей к ней в ноябре 2013 г. подпрограмме добавили пункты: «сокращение количества краевых государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, по отношению к предыдущему году; сокращение количества акционерных обществ с участием Приморского края по отношению к предыдущему году», — сказала Соколова.

С точки зрения бюджета, по мнению чиновников, ликвидация ГУПов и МУПов была бы крайне полезна: помимо того, что казне не придется тратить деньги на содержание де-факто коммерческих организаций, серьезные дополнительные доходы может принести их грамотная приватизация. Не говоря уже об экономии, которая возникнет благодаря пресечению разворовывания земли и имущества. Но будет ли процесс ухода государства из экономики столь простым, ведь многие не смогут так легко расстаться с «уповским» статусом? «Когда говорят, что МУПы и ГУПы не имеют доходов, явно лукавят, — говорит Сергей Бессонов, начальник отдела контроля органов власти Приморского УФАС России. — К примеру, сфера ЖКХ. Попробуйте пробиться на этот рынок, а ведь госигроки, как правило, жалуются: неэффективно, все изношено и т.д., но никто не торопится оставить эту нишу. В любом случае им выгодно, потому что их обеспечивают субсидиями».