Приморское УФАС: ФГУП «Нацрыбресурс» провело торги с нарушением закона

Приморское УФАС России признало факт нарушений Федеральное государственное унитарное предприятие «Национальные рыбные ресурсы» (далее – ФГУП «Нацрыбресурс»), которые выразились в создании участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, а также в нарушении порядка определения победителя, которые привели к ограничению конкуренции (пункты 2 и 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Напомним, 9 сентября 2014 года ФГУП «Нацрыбресурс» по результатам проведенного конкурса заключил с Закрытым акционерным обществом «Глобойл Терминал» (далее – ЗАО «Глобойл Терминал») договор на оказание агентских услуг.

После заключения договора в Приморское УФАС России поступили на рассмотрение заявления от ОАО «Владморрыбпорт», в том числе перенаправленное из Прокуратуры Приморского края и Федеральной антимонопольной службы. В соответствии с условием договора, по мнению заявителя, гидротехнические сооружения в рыбных портах Приморья, Камчатки, Сахалинской и Магаданской областей, находящиеся в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс», передавались в пользование агенту (посреднику). Также в заявлениях было указано о нарушениях ФГУП «Нацрыбресурс» требований антимонопольного законодательства при проведении конкурса.

ФГУП «Нацрыбресурс» на стадиях подготовки конкурсной документации, ее опубликования, подведения итогов конкурса и заключения агентского договора совершил действия, которые привели к ограничению конкуренции.

Исследовав доказательства, касающиеся процедуры размещения информации о проводимом конкурсе, Приморское УФАС выявило нарушения требований Закона о закупках и Положения о закупках ФГУП «Нацрыбресурс», посягающие на принцип информационной открытости закупки.1

При заполнении информации о проводимом конкурсе на Сайте (www.zakupki.gov.ru) ФГУП «Нацрыбресурс» не указал в соответствующем поле начальную (максимальную) цену договора.2 Таким образом, он создал информационный барьер для возможных (потенциальных) участников по поиску информации о закупке, установлении стоимости лота и оценке своего финансового состояния для возможности своего участия в данных торгах.

С целью установления начальной (максимальной) цены договора заказчик направил техническое задание на оказание агентских услуг трем компаниям, расположенным в Приморском крае (г.Большой Камень) и получил от них коммерческие предложения в дни планирования и опубликования  информации о закупке (7, 8 августа). При проверке этих компаний, установлено, что все три компании связаны с одним лицом.

Избирательный подход к выбору предприятий, зависимость этих предприятий от одного лица и фактическое формирование цены, на основании коммерческих предложений из одного источника, свидетельствуют не только о создании преимуществ участия в торгах ЗАО «Глобойл Терминал», но и о взаимной осведомленности о проводимых торгах и согласованности действий участников и заказчика.

После опубликования информации о проводимом конкурсе на сайте, ФГУП «Нацрыбресурс» приняло решение о внесении изменений в документацию (изменена начальная (максимальная) цена договора), при этом срок подачи заявок для потенциальных участников не был продлен, что является нарушением части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Поспешность, с которой заказчик запланировал осуществление конкурса (внеся изменение в План закупок на 2014 год), опубликовал в открытом доступе извещение и документацию без указания начальной (максимальной) цены, внес в нее изменения, оценивается Приморским УФАС как стремление ФГУП «Нацрыбресурс» ограничить число потенциальных участников и обеспечить победу одному хозяйствующему субъекту, через создание преимущественных условий участия в торгах.3

Рассмотрев копии заявок на участие в конкурсе, поданных участниками, Приморское УФАС установило, что они не соответствуют требованиям конкурсной документации и должны были быть отклонены. К заявкам участников не были приложены сведения о наличии на территориях оказания предполагаемой услуги (Приморском крае, Камчатском крае, Сахалинской и Магаданской области) представительств и соответствующей техники для выполнения погрузо-разгрузочных работ.

В утвержденной ФГУП «Нацрыбресурс» документации отсутствовал порядок оценки заявок на участие в конкурсе таких подкритериев, как опыт выполнения аналогичных работ, квалификация трудовых ресурсов и обеспеченность участника трудовыми ресурсами (нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 и части 6 статьи 3 Закона о закупках).

Также Управлением установлено, что заключенный по результатам проведенного конкурса агентский договор с ЗАО «Глобойл Терминал» отличается от проекта договора, приложенного к конкурсной документации и являющегося ее неотъемлемой частью (изменен с нарушением Законодательства о закупках).

 

Вместе с тем, исследовав конкурсную документацию, установлено:

- услуги (работы), включенные в агентский договор, относятся к различным кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;

- регулирование услуг (работ), являющихся предметом торгов, осуществляется различными главами Гражданского Кодекса Российской Федерации.4

Таким образом, передав коммерческой организации по агентскому договору среди прочих полномочий - права по управлению государственным имуществом в морских рыбных портах на территории Приморского и Камчатского краёв, Сахалинской и Магаданской областей, ФГУП «Нацрыбресурс» нарушило требования, установленные статьей 30 Закона о морских портах.

 

 

Справочно:

1.Одним из принципов, которым должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, является информационная открытость закупки, позволяющая осуществить прозрачность процедуры закупки и привлечь максимально возможное количество потенциальных участников для создания и развития добросовестной конкурентной среды при осуществлении торгов.

Для осуществления данного принципа требованиями законодательства о закупках предусмотрено обязательное размещение Заказчиком информации о плане закупки, а также информация о самой закупке, в том числе извещения и документации в свободном доступе в единой информационной системе (статья 4 Закона о закупках).

2. Информация о начальной (максимальной) цене договора по Конкурсу, от которой рассчитывался размер обеспечения заявки, а также размер обеспечения договора была указана Заказчиком только в конкурсной документации (Раздел III Информационная карта конкурса), а также в приложенном к ней проекте агентского договора.

3. За одни сутки до утверждения и опубликования конкурсной документации Заказчик внёс изменения в План закупки (добавив строку «Оказание агентских услуг для нужд ФГУП «Нацрыбресурс»), которые были опубликованы на сайте www.zakupki.gov.ru 7 августа 2014 года в 17 часов 33 минуты по Московскому времени (МСК).

На следующий день (8 августа 2014 года) была утверждена конкурсная документация открытого конкурса на право заключения агентского договора и на Сайте (www.zakupki.gov.ru) опубликовано извещение о проведении Конкурса (№31401414971) в 15 часов 35 минут (МСК).

Спустя 5 дней с даты опубликования информации о проводимом конкурсе на сайте (13 августа 2014 года) ФГУП «Нацрыбресурс» было принято решение о внесении изменений в документацию.

Измененные извещение и конкурсная документация были опубликованы на Сайте (www.zakupki.gov.ru) 13 августа 2014 года в 16 часов 32 минуты, при этом срок подачи заявок на участие в конкурсе продлен не был.

4. Агентский договор содержит в себе элементы:

- главой 52 ГК РФ регулируется агентский договор;

- главой 34 ГК РФ регулируется договор аренды недвижимого имущества;

- статьей 30 Федерального закона от 08.11.2006 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации» регулируется договор управления федеральным имуществом в морском порту.