В Приморье сорвался первый аукцион по распределению участков для аквакультуры

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Согласно данным, опубликованным на сайте минвостокразвития, в первом квартале этого года пройдут аукционы, где участникам предложат 54 участка общей площадью более пяти тысяч гектаров для занятия аквакультурой в трех дальневосточных субъектах - Сахалинской области, Хабаровском крае и Приморье.

 

На троих

На Сахалине выставляется три лота под строительство рыбоводных заводов. Также, по словам главы региона Олега Кожемяко, одновременно проводится ревизия рыбопромысловых морских участков, которые находятся в ведении субъекта. За год их планируется сформировать 42.

45 участков подготовило и правительство Хабаровского края. Часть из них была распределена в прошлом году, еще по 18-ти Росрыболовство проведет торги в ближайшее время. Все они расположены на малых реках и могут заинтересовать в первую очередь небольшие и средние предприятия, а также тех, кто хочет попробовать свои силы в рыбохозяйственной отрасли, считает губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

Территориальное управление ФАР в Приморье нарезало 33 участка. Так как они находятся в море и их границы не прилегают к землям муниципальных образований, согласно законодательству аукционы по их распределению будет проводить Росрыболовство в Москве.

- Развитие аквакультуры - очень востребованное направление, у него огромный потенциал, который еще слабо реализован. Поэтому в 2017 году дополнительно к этим 33 участкам мы планируем создать еще более 20, и такая работа будет продолжаться постоянно, - пообещал глава Приморья Владимир Миклушевский.

По оценкам экспертов, Приморский край - едва ли не самый подходящий для развития марикультуры регион, но потенциал его используется очень слабо: на 102 участках общей площадью 18 тысяч гектаров работают 52 компании. В прошлом году, по оценкам региональных властей, приморские предприятия вырастили 6,5 тысячи тонн продукции, в основном приморского гребешка и дальневосточного трепанга. И это большая часть марикультуры, произведенной на всем Дальнем Востоке. Кстати, по оценкам специалистов, на открытых акваториях Приморья общие объемы товарной продукции гидробионтов могут составлять 620-700 тысяч тонн.

Доторговались

С 2012-го из-за проблем в законодательстве приморские производители не получали новой "воды", и первый за это время аукцион состоялся в ноябре прошлого года в Москве - разыграно было семь участков, четыре из которых - в Приморье.

Через месяц во Владивостоке территориальное управление Росрыболовства попыталось провести еще одни, куда более масштабные торги. Их участникам было предложено побороться за 29 участков общей площадью 3,2 тысячи гектаров. Но процесс проведения вызвал вопросы у регионального управления Федеральной антимонопольной службы. Ее специалисты, по сути, признали итоги аукциона недействительными: они потребовали отменить составленные протоколы, вернуть участникам задатки, привести документацию в соответствие с требованиями процедурных правил, а затем организовать новые торги.

- В Приморское УФАС России обратились девять заявителей, считавших, что им неправомерно отказали в участии в торгах. Их жалобы признаны необоснованными, так как поданные ими заявки не соответствовали требованиям аукционной документации. Вместе с тем наши специалисты пришли к выводу, что комиссия Росрыболовства нарушила требования нескольких пунктов Правил организации и проведения торгов на право заключения договора пользования рыбоводным участком, - рассказала "РГ" пресс-секретарь ведомства Кристина Миразаева.

Если участок не продается в первый раз, во второй раз его выставят на торги в лучшем случае через несколько месяцев. Пока же он не имеет хозяина и, соответственно, никак не охраняется, там "работают" браконьеры

Но даже несостоявшийся аукцион показал, насколько велик интерес к аквакультуре. На него поступило около 600 заявок. На 29 участков претендовали почти 70 организаций из разных регионов страны. Большая часть из них - действующие компании, готовые заплатить реальные деньги и начать уже в этом сезоне работать на новых акваториях.

Но, по мнению заместителя руководителя территориального управления Росрыболовства Дмитрия Дмитриченко, были и такие, кто пытался сорвать аукцион.

- Если какой-то участок интересен и у тебя не хватает денег на его покупку, а конкурент дает больше, нужно "снести" аукцион, сделать нечестной игру, выматывать нервы, поднять цену до заоблачной, а потом не выкупить. И наказание за это - "общественное порицание". Я предполагаю, что в этом аукционе так и было. Например, стоимость одного участка подняли до 60 миллионов рублей, - объясняет он, при этом добавляя, что с позиции пополнения бюджета это хорошо.

- Те, кто занимается марикультурой, понимают, что 50-60 миллионов за участок - неадекватная цена, - поддерживает чиновника исполнительный директор Дальневосточной ассоциации "Аквакультура" Александр Платонов. - Ведь нужно не только отдать десятки миллионов за участок, но и потратить немалые деньги на исследование акватории, развитие бизнеса. И, как показывает практика, хозяйства начинают получать отдачу только через шесть лет. А если вложена такая огромная сумма, то она не окупится никогда. Вспоминаю наш опыт работы с едва ли не крупнейшим российским агрохолдингом "Русагро", который хотел заняться аквакультурой на Дальнем Востоке. Совместно мы разработали бизнес-план, но затем компания отказалась от этой идеи, решив, что выгоднее развивать свиноводство в Приморье.

Версии, версии…

Специалистов Росрыболовства тоже приятно удивили сотни миллионов рублей, обещанные за выставленные участки. Так как результаты аукциона отменены, выплатили ли бы победители эти суммы, неизвестно. Но, как отмечает Дмитриченко, на аукционе в Москве один приморский участок был продан почти за 70 миллионов, однако его новый хозяин до сих пор не внес деньги, хотя все сроки уже прошли. Так что эта "вода" скорее всего снова пойдет с молотка.

- Если участок не продается в первый раз, во второй раз его выставят на торги в лучшем случае через несколько месяцев. И тогда можно будет снова попытаться сорватьКОНКУРС. Пока же участок не имеет хозяина и, соответственно, никак не охраняется, там "работают" браконьеры. Других мыслей насчет того, зачем нужны подобные "сделки", у меня нет, - говорит он.

В настоящее время Росрыболовство инициировало внесение поправок в законодательство для совершенствования процедуры торгов.

В кулуарах гуляет еще одна версия. Якобы аффилированные структуры пытались скупить акватории для китайского бизнеса на китайские же деньги. Многим она кажется правдоподобной, другие приводят аргумент - предприниматели из КНР умеют считать деньги и понимают, что никогда не окупят такие вложения. Кроме того, при соблюдении определенных условий они могут легально инвестировать средства в развитие нашей аквакультуры. И прецедент в Приморье есть.

В конце 2016 года о своем желании инвестировать в создание морского биотехнопарка в составе ТОР на острове Русский во Владивостоке заявила китайская компания Wen Lian Aquaculture Сo., Ltd., которая хочет выращивать здесь малька трепанга и гребешка. Ее предполагаемые вложения - 15 миллиардов рублей в течение пяти лет.

Александр Платонов считает, что избежать чехарды с аукционами можно, если давать "воду" не на торгах, а под инвестиционные проекты, в которых будет конкретно оговорено - сколько денег готова вложить компания, сколько рабочих мест создать, что и в каких количествах выращивать.