Акт проверки ГБУЗ «Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы»

 

На основании приказа Приморского УФАС России от 20.06.2016 № 111  «О проведении внеплановой выездной проверки Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» была проведена проверка в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы»  (ул. Лазо, 3, г. Владивосток)  в целях проверки фактов, изложенных в обращении Союза похоронных организаций и крематориев России (СПОК)

Продолжительность проверки:  25 дней  (с 27.06.2016 по 21.07.2016, из них                  2 дня (27.06.2016, 28.06.2016) по месту нахождения ГБУЗ

Акт составлен:

руководителем инспекции: - заместителем руководителя  Приморского УФАС России 

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен: исполняющий обязанности начальника ГБУЗ «Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее-ГБУЗ «ПКСМЭ», ГБУЗ) - заместитель начальника по экспертной работе.

Лица, проводившие проверку:

руководитель инспекции:   – заместитель руководителя Приморского УФАС России;

члены инспекции:

 – начальник отдела контроля органов власти;    

 – специалист 1 разряда информационно-аналитического отдела;

 – специалист 1 разряда отдела кадров и делопроизводства.  

 

При  проведении проверки присутствовали:   и.о. начальника ГБУЗ «ПБ СМЭ»; юрисконсульт ГБУЗ «ПБСМЭ»; заведующая отделением судебно-медицинской экспертизы трупов Владивостокского городского отдела ГБУЗ «ПКБСМЭ».

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся заместитель начальника по экспертной работе на основании приказа от 20.06.2016 № 397-р  

Предмет проводимой проверки: соблюдение  ГБУЗ  статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при осуществлении  своей деятельности. 

 Срок проведения проверки: с 27.06.2016 по 27.07.2016 

 Место проведения проверки: г. Владивосток, ул. Лазо 3 (местонахождение административного аппарата ГБУЗ);  г. Владивосток, ул. Русская, 61 «в» (место нахождения отделения судебно-медицинской экспертизы трупов Владивостокского городского отдела ГБУЗ (морга).

В ходе проведения проверки проведены следующие мероприятия:

1).Истребованы информация и документы: учредительные и правоустанавливающие документы (устав, изменения в устав, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе); приказ о назначении руководителя; сведения о структурных подразделениях, об обособленных подразделениях (представительствах и филиалах); локальные акты, регулирующие порядок и условия заключения договоров (соглашений);  входящую и исходящую корреспонденцию, включая переписку в электронном виде  с хозяйствующими субъектами, оказывающими похоронные (ритуальные  услуги);   действующие  и прекратившие свое действие договоры (соглашения), заключенные в 2014 и в 2015 годах с хозяйствующими субъектами, оказывающими похоронные/ритуальные услуги; заявления и жалобы граждан/хозяйствующих субъектов, поступившие в адрес учреждения, на действия учреждения и компаний, оказывающих похоронные/ритуальные услуги в период с 2014 по 2015 годы;    сведения о наличии в собственности или ином законном владении оборудования (инструментов), необходимого для оказания похоронных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших;  сведения о наличии в собственности или ином законном владении недвижимого имущества, необходимого для оказания похоронных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших; сведения о хозяйствующих субъектах, которым выдавались тела умерших, согласно журналам регистрации выдачи трупов   за период с 2014 по 2015 годы;  сведения о том, кем осуществляется доставка тел умерших с  места обнаружения трупа до учреждения и др.  

2). Произведен осмотр территории, помещений, документов ГБУЗ с производством   фотосъемки и видеозаписи по ул. Лазо, 3 и ул. Русская, 61 в;

3)  Произведено копирование документов и информации ГБУЗ,  в том числе документов и информации в электронной форме.   

4.) Получены  письменные объяснения от должностных лиц ГБУЗ: и.о. начальника – заместителя начальника по экспертной работе ГБУЗ «ПБ СМЭ»; юрисконсульта ГБУЗ «ПБСМЭ»; заведующей отделением судебно-медицинской экспертизы трупов Владивостокского городского отдела ГБУЗ «ПКБСМЭ».

5). Запрошены документы и информация (пояснения) у Следственного управления Следственного комитета по Приморскому краю, УВД г. Владивостока, администрации г. Владивостока и МУП «Некрополь», касающиеся порядка   транспортировки (доставки) тел умерших  для производства судебно-медицинской экспертизы, в том числе уведомления о необходимости такой транспортировки.

6). Проведены анализ и оценка документов и информации, полученных в ходе проверки.

 По результатам анализа и оценки документов и информации, объяснений должностных лиц ГБУЗ «ПБ СМЭ», осмотра территории, зданий, помещений установлено:  

1). ГБУЗ «ПБ СМЭ» зарегистрировано ИМНС по Ленинскому району г. Владивостока 24.12.1999, ОГРН 1022501274553, ИНН/КПП 2536024977/253601001, действует на  основании Устава, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Приморского края от 06.02.2012 № 48-р.  

 Согласно Уставу  целью  и предметом деятельности  ГБУЗ является обеспечение специализированной судебно-медицинской деятельности на территории Приморского края, направленной на производство экспертиз и исследований, служащих целям и задачам правосудия.  Для достижения указанной цели ГБУЗ  проводит судебно-медицинские экспертизы, исследования, обследования по направлениям и постановлениям судебно-следственных органов,  а также  принимает   участие в осмотре трупа на месте его обнаружения, участие в следственных экспериментах, допрос эксперта, участие в эксгумации и т.д. по вызову правоохранительных органов.

Деятельность ГБУЗ  в г. Владивостоке осуществляется по  адресу:  ул. Лазо, 3 (местонахождение административного аппарата учреждения)  и ул. Русская, 61 «в» (местонахождение отделения судебно-медицинской экспертизы трупов Владивостокского городского отдела ГБУЗ (морга).

Учреждение имеет структурные подразделения (районные и межрайонные отделения), не являющиеся филиалами и представительствами,  на территории Приморского края в г. Артеме, г. Арсеньеве, г. Дальнегорске, г. Дальнереченске, п. Кавалерово, г. Лесозаводске, г. Находке, п. Кировка, г. Партизанске, п. Лучегорске, с. Спасское, г. Уссурийске, п. Славянка, с. Чугуевка и г. Большой Камень.   

ГБУЗ  владеет и (или) пользуется следующим имуществом, расположенным в г. Владивостоке:

- недвижимым имуществом (административно-производственное здание площадью 1601 кв.м ; склад, площадью 66,4 кв. м; гараж, площадью 109, 7 кв. м)    по ул. Лазо, 3, переданным 1976 Отделением морской инженерной службы Минобороны России по договору безвозмездного пользования от 04.05.2012 № БП-01/2012;

- танатологическим корпусом площадью 6828, 2 кв.м   по ул. Русская, д. 61 «в», закрепленным на праве оперативного управления, используемым для проведения судебно-медицинской экспертизы.   

На балансе  ГБУЗ находится имущество (оборудование, инструменты, мебель и др. согласно инвентарной книге), используемое для осуществления  деятельности учреждения.

Деятельность ГБУЗ по проведению судебно-медицинской экспертизы  осуществляется на основании  Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно – экспертной деятельности в Российской Федерации», Приказа Минздравсоцразвития от 16.12.2008 № 782-н, Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 12.05.2010 № 346н.  

Локальные акты, регулирующие порядок и условия заключения договоров (соглашений), отсутствуют (не принимались).

2).  Нахождение  хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги, на используемых ГБУЗ «ПБ СМЭ» площадях, а также в смежных помещениях, не установлено.

3). Использование инвентаря, находящегося на балансе ГБУЗ «ПБ СМЭ,  иными лицами, в том числе ритуальными компаниями не установлено.  

4). Наличие на прилегающих земельных участках к зданиям ГБУЗ  по ул. Лазо, 3 и по ул. Русская, 61 «в» объектов временного или капитального строительства, в которых оказываются  ритуальные услуги не установлено.

5). Пропускная система для въезда на территорию ГБУЗ «ПБ СМЭ» не установлена. 

6). Наличие в регистратуре ГБУЗ  сведений, указывающих на соглашения между ритуальным компаниями и учреждением (визитки, телефонные номера, прейскуранты цен,  рекламные буклеты и пр.) не выявлено.

7). Для выдачи медицинского свидетельства о смерти в регистратуру ГБУЗ предоставляются паспорт умершего, в случае его отсутствия справка с паспортного стола, а также сведения, не входящие в  паспортные данные: семейное положение, образование, занятость (профессия). При отсутствии документов допускается выдача медицинского свидетельства о смерти со слов родственников.

Вместе с тем,  при изучении документации, представленной ГБУЗ (отделом судебно-медицинской экспертизы трупов)  выявлено  наличие доверенностей, выданных ритуальными компаниями,  которыми  они   наделяют  полномочиями своих представителей по получению необходимых документов в морге ГБУЗ, подтверждающих государственную  регистрацию смерти граждан, оказанием услуг по погребению которых занимается  компания.   

Это обстоятельство свидетельствует о выдаче ГБУЗ медицинских свидетельств о смерти представителям  ритуальных компаний, заключивших договор с гражданами (родственниками и др. лицами) об оказании услуг по погребению.

Между тем, как  установлено приказом Минздравсоцразвития от 16.12.2008 № 782-н  медицинское свидетельство о смерти (заключение о причине смерти и диагнозе заболевания) выдается  супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего, правоохранительным органам по их требованию.

Таким образом, выдача медицинских свидетельств о смерти граждан  представителям ритуальных компаний по доверенностям ритуальных компаний, заключивших гражданско-правовой  договор об оказании услуг по организации погребения,  не соответствует указанным нормативно-правовым актам. 

8). Тело умершего  выдается  родственникам и иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению,  на основании медицинского свидетельства о смерти либо свидетельства о смерти органов ЗАГСа.  Ритуальным компаниям выдача тел для погребения осуществляется в присутствии родственников, которые расписываются в журнале  о том, что они опознают и забирают тело умершего. Доверенность от ритуальных компаний не требуется.

 9). Фактов хранения тел умерших, формально/фактически выданных родственникам после косметической подготовки в холодильных камерах ГБУЗ «ПБ СМЭ», не установлено.

10).  Фактов приема тел  умерших от ритуальных компаний  на хранение до проведения похорон не установлено. 

11). Фактов нарушения государственной гарантии на  бесплатное хранение тел умерших не установлено. После проведения судебно-медицинской экспертизы (паталого-анатомического вскрытия) тела умерших хранятся в морге бесплатно до семи дней, в случае необходимости до четырнадцати суток.       

12). Фактов ограничения деятельности компаний, оказывающих ритуальные услуги, со стороны должностных лиц ГБУЗ, экспертов путем ограничения установленного режима работы морга и выдачи тел, отказа в проведении экспертизы (исследования) по различным причинам, и иным путем не установлено.    

13). Фактов того, что сотрудники ГБУЗ являются одновременно работниками (учредителями) ритуальных компаний не установлено.

14). На судебно-медицинскую экспертизу ГБУЗ принимает тела только по направлениям (постановлениям) правоохранительных органов (отделов полиции, следственных отделов СК). Судебно-медицинские эксперты выезжают на места происшествий  для осмотра трупа согласно графику дежурств в составе опергруппы по вызову правоохранительных органов  (следователя следственного комитета) на служебной машине УВД.

Транспортировка тел умерших  по  направлениям  (постановлениям) на судебно-медицинскую экспертизу не осуществляется силами ГБУЗ, а осуществляется ритуальными компаниями   МУП «Некрополь» (в большинстве случаев), ООО «Стикс-П», ООО «Тихая обитель», ООО «Пантеон», редко транспортом скорой помощи (СМП), если смерть наступила в машине скорой помощи, крайне редко родственниками.

ГБУЗ не уведомляет  о необходимости транспортировки тела умершего на судебно-медицинскую экспертизу.

Уведомление о необходимости транспортировки для производства судебно-медицинской экспертизы поступает от дежурных частей отделов полиции, участковых инспекторов  дежурном диспетчеру МУПВ «Некрополь».   

Согласно журналам регистрации выдачи трупов  они  выдавались (забирались) в основном МУПВ «Некрополь» и указанными ритуальными компаниями, которые, осуществляя транспортировку тел умерших для производства судебно-медицинской экспертизы по  уведомлению сотрудников УВД, имели возможность на месте заключить с родственниками договор об оказании  ритуальных услуг.  

15). ГБУЗ «ПБ СМЭ» оказывает платные и бесплатные услуги. 

Бесплатно  проводятся судебно-медицинские исследования тел умерших  по направлениям правоохранительных органов.

За плату проводятся экспертизы по гражданским делам,  судебно-медицинское обследование потерпевшего, а также медицинские услуги (например, извлечение кардиостимулятора, ушивание кожной раны хирургическим швом и др.) согласно прейскуранту, утвержденному начальником ГБУЗ и согласованному с Департаментом здравоохранения Приморского края.

  Согласно прейскуранту ГБУЗ оказывает платные  ритуальные услуги, именуемые «бытовыми», в рабочее время по подготовке тел к погребению: бальзамирование в виде поверхностной обработки лица (маска), открытых частей тела (предусмотрено прейскурантом);  косметическая обработка тела; одевание и укладывание в гроб.  Омывание  тела не входит в перечень платных услуг, так как   эта процедура проводится в обязательном порядке после паталого-анатомического вскрытия.   

Заказчиком указанных ритуальных услуг по договорам с родственниками и иными лицами  являются ритуальные компании (в  основном МУПВ «Некрополь» в силу указанных обстоятельств).  Договор об оказании платных услуг с ритуальной компанией ГБУЗ «ПБ СМЭ» заключает на основании доверенности, выданной ритуальной компанией, и договора с  лицом (родственником умершего), в интересах  которого эта компания действует.   

Навязывание заказчикам указанных услуг, а также создание преимущественных условий  одной или нескольким ритуальным компаниям в оказании  этих услуг и   ограничение  доступа каких- либо ритуальных компаний к этим услугам  со стороны ГБУЗ  не установлено. 

Таким образом, по результатам проверки установлено:

1.Факты, изложенные в обращении Союза похоронных организаций и крематориев России о нарушении антимонопольного законодательства государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, осуществляющими судебно-медицинскую экспертизу,  при проведении проверки ГБУЗ «ПБ СМЭ» по месту нахождения в г. Владивостоке  не нашли своего подтверждения. 

2. Выдача ГБУЗ «ПБ СМЭ» медицинских свидетельств о смерти  представителям ритуальных компаний по доверенностям, выданным этими ритуальными компаниями на основании гражданско-правовых договоров об оказании услуг по организации погребения, не соответствует приказу Минздравсоцразвития от 16.12.2008 № 782-н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти»  (пункт 7 акта).  

3. Оказание ГБУЗ «ПБ СМЭ»  платных ритуальных услуг (бальзамирование в виде поверхностной обработки лица (маска), открытых частей тела (предусмотрено прейскурантом),  косметическая обработка тела, одевание и укладывание в гроб) не предусмотрено  Федеральным  законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно – экспертной деятельности в Российской Федерации» и Порядком организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 12.05.2010 №  346н.   

Вопрос о допустимости оказания государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, осуществляющими судебно-медицинскую экспертизу, после проведения такой экспертизы ритуальных услуг (бальзамирование, косметическая обработка, одевание и укладывание в гроб)   для выдачи тел умерших родственникам для погребения требует разрешения на федеральном  уровне.

Вопрос о  наличии либо отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях  ГБУЗ по оказанию указанных ритуальных услуг подлежит дополнительному  рассмотрению

Запись в Журнал учета проверок  ГБУЗ «ПБ СМЭ» внесена 

__________________                                                  ________________________ 

 

Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, отсутствует    

_____________________                                             _______________________

 

Прилагаемые документы (в копиях только к экземпляру акта Приморского УФАС России):  

1. Сшив № 1 документов на 197 л. с актом от 27.06.2016 № 1 приема-передачи документов  на 1л.;

2. Сшив № 2 документов на 44 л. с актом от 28.06.2016 № 1 приема-передачи документов на 1 л. ;    

3. Инвентарная книга ГБУЗ по состоянию на 27.06.2016 на  47 л.;    

4. Протоколы от 27.06.2016 осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица  на  18 л. (6 экз.);   

5. Протоколы  от 28.06.2016 осмотра территорий помещений, документов и предметов проверяемого лица на  6 л. (2 экз);    

6. Количественные показатели по оказанию платных ритуальных и медицинских услуг за 2014- 2015 гг. в табличной форме на 2 л.;  

7.Реестр договоров ГБУЗ на оказание платных услуг, связанных с подготовкой тел к погребению за 2015г. на 282 л.;  

8. Реестр договоров ГБУЗ на оказание платных услуг, связанных с подготовкой тел к погребению за 2014 г. на 276 л.;     

9. Копии договоров на оказание платных услуг 2014-2015 г.г. на  91 л.; 

10. Анализ журналов регистрации трупов, поступивших в отделение СМЭ ГБУЗ  за 2014-2015 г.г. (в табличной форме) на  2 л. формата А3;   

11. Объяснения должностных лиц на 8 л  3 экз; 

12.Электронные носители информации CD-R 12 шт;

13.  Ответ администрации г. Владивостока  от 14.07.2016 № 7070Дна запрос Приморского УФАС России на 65л.;    

14. Ответ МУПВ «Некрополь» от13.07.2016 № 173 на  29 л.; 

15. Ответ  СУ СК по Приморскому краю от 11.07.2016 № 213-33-654-16                       на 1 л.; 

16. Ответ УВД по г. Владивостоку от 15.07.2016 № 15/17-10508 на 1 л.;

17. Прейскурант цен на платные услуги ГБУЗ на __ л.; 

18. Фотосъемка; 

19. Видеосъемка

 

 Акт составлен в 2 экземплярах на 8 стр. (4 л.)  

                        

Подписи лиц, проводивших проверку

 

_________________

                   _____________________

 

_________________

 

_________________

 

 

 

            

   

         

 

                      

С актом ознакомлен,

копию акта получил

_________________

(дата)

 

 

_________________

(подпись)

 

 

 

__________________                                   (Ф.И.О., должность.)

 

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт  ______________________

____________________________________________________________________

 

Руководитель инспекции

___________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________

                      (подпись)                                                               (Ф.И.О.)