• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Обзор состояния конкуренции на оптовом рынке глиняного (керамического) кирпича в Приморском крае

Обзор состояния конкуренции на оптовом рынке глиняного (керамического) кирпича в Приморском крае составлен в соответствии с Методическими указаниями по проведению обзора рынка глиняного (керамического) кирпича в Российской Федерации, разработанными ФАС России во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2008 год. Обзор выполнен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.

Временной интервал обзора – 2007 год определен Планом работы по обзору и анализу товарных и финансовых рынков, утвержденным приказом ФАС России от 09.11.2006 № 285.

При определении товарных границ оптового рынка глиняного (керамического) кирпича за основу взяты материалы, подготовленные хозяйствующими субъектами Приморского края, производящими и реализующими указанный товар. Код товара по ОКП – 57 4121, ТН ВЭД – 6904).

Общая информация о географических границах товарного рынка.

Исследование оптового рынка глиняного (керамического) кирпича проводилось в границах Приморского края, являющегося субъектом Российской Федерации, на территории которого осуществляет свою деятельность Приморское УФАС России. Анализируемый оптовый рынок следует рассматривать как межрегиональный, так как часть выпускаемого кирпича реализуется за пределы Приморского края.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

По статистическим данным в Приморском крае в 2007 году было произведено кирпича глиняного (керамического) в объеме 16,8 млн. штук. По результатам проведенного исследования установлено, что в крае в 2007 году действовало 4 хозяйствующих субъектов на оптовом рынке глиняного (керамического) кирпича.

На рассматриваемом региональном рынке в 2007 году действовали: ООО «Приморский кирпич» (692485, Надеждинский район, п. Раздольное, ул. Буденного, 1); ФГУП «Кирпичный завод № 2 ТОФ» (692770, г. Артем, пос. Угловое, ул. Орджоникидзе, 17); ООО «Завод строительной керамики» (692914, г. Находка, п. Врангель, ул. Промышленная, 1); ГУФСИН России по Приморскому краю (690105, г. Владивосток, ул. Арсенальная, 15).

Следует отметить, что снижение потенциала по производству кирпича на рынке, обусловлено устойчивым ростом на региональном рынке доли  внедрения стеновых материалов, блоков из пенополистиролбетона при строительстве зданий и сооружений. Главная нагрузка на предприятия по производству кирпича ложится на летние и осенние месяцы.

Согласно полученным данным из Дальневосточного таможенного управления через таможенную границу из Китая поступило кирпича строительного (код ТН ВЭД 6904) 3878,2 тонн на сумму  176,1 тыс. $ , из Кореи – 672,7 тонн на сумму 37.94 тыс. $.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

По статистическим данным в Приморском крае в 2007 году было произведено кирпича глиняного (керамического) в объеме 16,8 млн. штук. В целом по региональному рынку показатели реализации кирпича глиняного (керамического) в 2007 году приведены в следующей таблице № 1.

 
Наименование хозяйствующих
субъектов

Объем реализации млн. шт.

ООО «Приморский кирпич»
2,0
ФГУП «Кирпичный завод № 2 ТОФ»
1,3

ООО «Завод строительной керамики»

11,1
ГУФСИН России
1,3

 Доли по объемам реализации хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом региональном товарном рынке в 2007 году, приведены в следующей таблице № 2.

Наименование хозяйствующих
субъектов
Доля хозяйствующего субъекта
 в процентах
 
ООО «Приморский кирпич»
11,9
ФГУП «Кирпичный завод № 2 ТОФ»
7,7

ООО «Завод строительной керамики»

66,1
ГУФСИН России
7,7

Доминирующее положение на рынке глиняного (керамического) кирпича занимает ООО «Завод строительной керамики». Следует отметить, что указанные в таблице субъекты в основном реализуют кирпич в пределах городов и районов Приморского края.

Уровень концентрации товарного рынка.

Расчет показателей уровня концентрации товарного рынка, исходя из информации, приведенной в таблице 2, дает следующие результаты. Коэффициент концентрации CR3 на рынке кирпича глиняного (керамического) равен 85,7 %.

Коэффициент  Герфиндаля-Гиршмана  для рынка кирпича глиняного (керамического) составляет 4629 пунктов.

Исходя из приведенных расчетов, рассматриваемый рынок следует оценивать как высококонцентрированный, имеющий слабовыраженную тенденцию к снижению уровня концентрации.

Барьеры входа на товарный рынок.

Оценивая информацию о ситуации, сложившейся на рассматриваемом товарном рынке, следует отметить, что основными экономическими барьерами выхода на рынок являются следующие:

- существенные капитальные вложения на замену устаревшего оборудования для производства кирпича и приобретение поточных линий и печей (устаревшее оборудование не дает возможности выпускать кирпич более высокого качества);

- хозяйствующие субъекты, вынуждены работать при низком уровне рентабельности с минимальными торговыми надбавками;

- высокие издержки получения доступа к карьерам по добыче глины. При выработке действующего карьера идет замена новым, к которому необходимо строить дороги по выходу на Федеральную трассу. Для этого (в соответствии с инвестиционными проектами) необходимо выделение немалых денежных средств.  В крае таких денежных средств нет.

Основными административными ограничениями входа на рассматриваемый рынок являются: необходимость получения многочисленных согласований и разрешений на деятельность заводов по выпуску кирпича со стороны государственных контролирующих органов, в том числе существующие экологические ограничения на их размещение; необходимость участия и победы в конкурсе на отведение земельных участков для строительства.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

На основании приведенных выше результатов расчета уровня концентрации объемных показателей деятельности, действующих на рынке субъектов в 2007 году, рассматриваемый рынок следует оценивать как рынок с недостаточно развитой конкуренцией.

Следует признать, что на рассматриваемом региональном рынке ООО «Завод строительной керамики» занимает доминирующее положение с долей, превышающей 50 процентов. ООО «Завод строительной керамики» (692914, г. Находка, п. Врангель, ул. Промышленная, 1) обоснованно включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов приказом ГКАП России от 17.03.97 № 16.