Обзор состояния конкурентной среды на оптовых рынках бензина автомобильного и дизельного топлива в Приморском крае

Обзор проводился во исполнения приказа ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 (далее – Порядок проведения анализа рынка) и методическими указаниями утверждёнными 09.09.2009 Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков.

Временным интервалом исследования определён 2009 год.

Обзор проводился по двум товарным группам невзаимозаменяемых по применению, качественным и техническим характеристикам нефтепродуктов: автомобильные бензины; дизельное топливо, которые согласно общероссийскому классификатором продукции являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые»

В качестве товара рассматривались автомобильные бензины марок А-76 (АИ-80), АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизельное топливо.

Обзор проводился в географических границах Приморского края.

Продавцами на рынке являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию автомобильных бензинов и дизельного топлива оптом и мелким оптом.                                       

Расчётные показатели рыночной концентрации товарного рынка (коэффициента рыночной концентрации CR3 и индекса Герфиндаля-Гиршмана HHI) показали, что  рассматриваемые рынки следует оценивать как высококонцентрированные, имеющие слабовыраженную тенденцию к снижению уровня концентрации.

Барьерами входа на рассматриваемые рынки являются следующие ограничения:

- отсутствие доступа независимых участников к мощностям по переработке нефти;

 - ограничение независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов;

- отсутствие возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в регион;

- наличие у вертикально-интегрированных нефтяных компаний большого административного ресурса;

- высокие первоначальные затраты на строительство емкостей для хранения необходимого запаса нефтепродуктов;

- высокие транспортные издержки на поставку нефтепродуктов из мест их производства.

Основными административными ограничениями входа на рассматриваемые рыни являются: необходимость получения многочисленных согласований и разрешений на строительство ёмкостей для хранения нефтепродуктов со стороны государственных контролирующих органов; требования экологической безопасности при строительстве ёмкостей для хранения нефтепродуктов.

Проведённый обзор показал, что оптовые рынки автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории Приморского края характеризуются высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.