Анализ рынка сырого молока в Приморском крае

Анализ рынка сырого молока проводился во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы», утверждённого приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66.
Анализ рынка проведен с целью оценки состояния конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Приморского края.

Временной интервал исследования товарного рынка

Анализ состояния конкуренции на рынке сырого молока проводился за период 2008 – 2010 годы.

Продуктовые границы товарного рынка

Федеральным законом от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определено понятие продовольственного сырья – сырьё растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
Сырьем для производства молочной продукции является молоко, которое относится к социально значимой группе товаров.
В статье 4 Федерального закона от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»
(далее – Технический регламент) даны понятия молока и сырого молока.
Молоко – продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.
Сырое молоко – это молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части.
Существуют различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье.
В промышленной переработке используется преимущественно коровье молоко.
Технологические схемы производства большинства видов молочной продукции предусматривают использование молока-сырья натурального.
Товаром на рынке закупки молочного сырья перерабатывающими предприятиями является сырое молоко коровье. Сфера обращения данного товара состоит из определенных этапов: производство молочного сырья сельхозпроизводителями – реализация ими молока – закупка молока перерабатывающими предприятиями. Закупка молока является последней стадией обращения данного товара в анализируемом сегменте товарного рынка.
Продуктовые границы анализируемого рынка определены как молоко сырое для последующей переработки.

Географические границы товарного рынка

На предприятия, осуществляющие переработку молочного сырья, расположенные на территории Приморского края, сырое молоко поставляется исключительно местными производителями.
Поскольку сырое молоко является скоропортящимся продуктом, на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор как удалённость производителя молока от предприятий-переработчиков, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.
Географическими границами рынка сырого молока определены территориальные границы Приморского края.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке сырого молока - покупателями являются предприятия-переработчики молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого
Производителями и поставщиками молочного сырья (продавцами сырого молока) являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Объем рынка определяется как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки в географических границах рассматриваемого рынка (без учета молока, вывезенного за пределы географических границ рассматриваемого рынка и с учетом закупленного для переработки молока в других регионах).
Перерабатывающими предприятиями на территории Приморского края было закуплено в 2008 году – 16319 тонн сырого молока, в 2009 году – 16725 тонн сырого молока и в 2010 году – 18571 тонна сырого молока.

Уровень концентрации товарного рынка

Для оценки уровня концентрации исследуемого рынка использовались следующие показатели;
- коэффициент рыночной концентрации СR3, рассчитанный как сумма долей трёх крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;
- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (ННI), рассчитанный как сумма квадратов долей (выраженных в процентах), занимаемых на рынке всеми хозяйствующими субъектами.
Расчётные значения показателей рыночной концентрации показали, что рынок сырого молока в Приморском крае в 208-2010 годах характеризуется умеренным уровнем концентрации.

Барьеры входа на товарный рынок

Барьерами входа на товарный рынок являются обстоятельства или действия, препятствующие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.
В качестве основных барьеров входа на исследуемый рынок следует отметить следующие:
- дефицит молочного сырья (молока сырого коровьего), так как Приморский край является зоной рискованного животноводства.
- требования к специальным технологическим процессам при производстве, хранении и перевозке сырого молока.
- отсутствие специализированных терминалов, осуществляющих накопление, хранение и распределение продукции различных предприятий-переработчиков сырого молока по предприятиям розничной сети

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На основании анализа количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рассматриваемого рынка, рынок следует оценивать, как умерено концентрированный с неразвитой конкуренцией.
Несмотря на наличие в крае перерабатывающих предприятий, поставляющих свежие продукты ежедневно, рынок молока в частности города Владивосток, местными переработчиками обеспечивается продукцией только на 50%.
Хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке сырого молока на территории Приморского края нет. Ни один из участников рынка не имеет долю на рынке более чем 35 процентов.
Наибольший удельный вес в 2008-2010 годах на рынке сырого молока занимали Владивостокский молочный комбинат - филиал ОАО "Вимм Билль Данн" в г. Владивосток и ОАО «Молочный завод Уссурийский».
Мерами, направленными на развитие конкуренции на рынке сырого молока в Приморском крае являются: увеличение количества новых хозяйствующих субъектов, производящих сырьё и потребляющих сырьё для последующей переработки; привлечение инвестиций, создание и поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры; развитие взаимодействия и сотрудничества производителей и переработчиков сырого молока.