Доклад «Практика и актуальные проблемы взаимодействия с правоохранительными органами в сфере выявления и пресечения нарушений законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Актуальность деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию преступности в сфере поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд многократно подтверждена предыдущими выступающими. В дополнение хочу отметить еще одно обстоятельство: только в ноябре 2010г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев дважды: на заседании президиума Торгово-промышленной палаты и в своем послании Федеральному Собранию РФ резко говорил об объемах коррупции в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. По оценкам экспертов потери государства в закупках достигают одного триллиона рублей. Эта теневая часть доходов коррупционеров сопоставима по объему со всеми другими сферами, где существуют коррупционные преступления.


По этой причине Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю и наши коллеги из территориальных органов Дальневосточного федерального округа основным направлением своей деятельности считают контроль за соблюдением Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005г, выявлению, пресечению и предупреждению нарушений в этой сфере.


Конечно же, выявление, оценку и искоренение недостатков в процессе работы ведут не одни, а в тесном взаимодействии с прокуратурой и правоохранительными органами.


Несколько конкретных примеров.


26 февраля 2010г. из следственного отдела по городу Владивостоку Следственного комитета при Прокуратуре РФ поступило требование провести проверку соблюдения действующего законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров для государственных нужд по уголовному делу, возбужденному в отношении директора ДальНИИС РААСН Аббасова П.А. по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ.


26 марта 2010г. инспекцией Приморского УФАС России был составлен акт по результатам внеплановой проверки, которым доказывались многочисленные нарушения требований Закона № 94-ФЗ, допущенных Аббасовым П.А. при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку автомобиля MITSUBISHI FUSO или эквивалент в соответствии с заявленными техническими характеристиками, которые имеет испытательная лаборатория для диагностики мостов.


Факты, установленные инспекцией Приморского УФАС России, стали основой обвинения директора ДальНИИСа Аббасова П.А. в злоупотреблении своим должностным положением в связи с хищением денежных средств, выделенных в рамках государственного контракта для нужд института.


17.06.2010г. постановлением судьи Первореченского районного суда уголовное преследование в отношении Аббасова П.А. прекращено в связи с деятельным раскаянием.


Другим примером практики взаимодействия с правоохранительными органами являются мероприятия, проводившиеся Приморским УФАС России совместно с Управлением ФСБ России по Приморскому краю в рамках дела № 47/06-2010, возбужденного по признакам сговора между Дальневосточной дирекцией Министерства регионального развития, ДальНИИСом и ООО «Инвестиционная группа «Пионер» при проведении конкурса на выполнение работ, оказание услуг по инженерному и научно-техническому сопровождению строящихся объектов саммита в 2012г. в г. Владивостоке.


В соответствии с требованиями Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (подпункт 11 пункта 1 статьи 23) Приморское УФАС России в декабре 2010г. обратилось в Управление ФСБ России по Приморскому краю с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью получения дополнительных доказательств по делу.


Информация, полученная из УФСБ по Приморскому краю, позволила доказать взаимную осведомленность, распределение ролу и другие элементы предмета доказывания сговора на торгах.


В настоящее время в производстве Приморского УФАС России находится дело 20/08-2011, возбужденное по собственной инициативе по признакам нарушения государственным автономным образовательным учреждением «Дальневосточный федеральный университет» пункта 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении в конкурсной документации открытого аукциона на право заключения государственного контракта с начальной ценой в 820 млн. рублей условия, которые ограничивают и устраняют конкуренцию. Работа по данному делу ведется во взаимодействии с органами МВД России.


Основными источниками информации о нарушениях в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд являются мониторинг сайта www.sakupki@gov.ru, плановые и внеплановые проверки, проводимые совместно с органами прокуратуры.


В Приморском УФАС России ежедневно сотрудником отдела контроля размещения заказов осуществляется мониторинг информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляемых в рамках подготовки к саммиту АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году.


Результаты мониторинга еженедельно докладываются начальнику отдела контроля размещения заказов Приморского УФАС России. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, полученная информация анализируется, планируются меры антимонопольного реагирования. Часть информации передается в правоохранительные органы для возможного оперативного использования.


За период 2010-2011 годы проведено 16 совместных проверок с органами прокуратуры. В 2010 году проведено 12 совместных проверок с органами прокуратуры.
Из них с 304 военной прокуратурой гарнизона проведены проверки Слудбы в г. Дальнереченск, с. Камень-Рыболов Пограничного Управления ФСБ России по приморскому краю, в/ч 2127, 2427 ФСБ России.


С Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверки в КГУ «Приморская база авиационной охраны лесов» и Управление Лесного хозяйства Приморского края.


Совместно с военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проверены в/ч 6890 и 5960.. С Находкинской транспортной прокуратурой проведена проверка Находкинской таможни. С Дальневосточной транспортной прокуратурой проверена Владивостокская таможня.
Совместно проводимые проверки, как правило, заканчиваются возбуждением дел об административных правонарушениях в отношении заказчиков и членов единых комиссий.


Так, в 2010г. рассмотрено 189 таких дел, в 2011г. – 136. На декабрь 2011г. запланирована совместно с прокуратурой Приморского края проверка Департамента дорожного хозяйства на предмет соблюдения требований Закона № 94-ФЗ при размещении государственных и муниципальных заказов в рамках подготовки к саммиту АТЭС в г. Владивосток в 2012г.


В 2012г. Приморское УФАС России намерено совместно с органами прокуратуры продолжить подобную практику проведения совместных проверок.
В процессе сотрудничества с правоохранительными органами выявлены проблемы, суть которых сводится к трудностям легализации добытой оперативным путем информации и официальной передачи ее антимонопольным органам; неоправданная медлительность в рассмотрении и принятии решений по поступившей от нас информации; недостаточное знание требований законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.