Руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев представил доклад «О состоянии конкуренции в Российской Федерации»

13 июля 2009 года на заседании президиума Правительства Российской Федерации руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев представил доклад «О состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2008 году», где осветил основные препятствия для развития конкуренции в отдельных секторах экономики и наметил основные приоритеты в работе службы.

Глава ФАС России проинформировал собравшихся о том, что всего за 2008 год было возбуждено 6540 дел о нарушении антимонопольного законодательства, среди них 2978 в отношении органов власти.

   Сумма подлежащих уплате штрафов в сфере деятельности службы за 2008 год составила порядка 13 млд. рублей.

   Игорь Артемьев отметил, что негативное воздействие на состояние конкуренции оказывает привилегированное положение отдельных государственных корпораций и избирательная помощь отдельным участникам рынка за счет средств федерального бюджета.

   Задачами антимонопольной политики в условиях кризиса являются: придание конкурентной политике регионального измерения; развитие конкуренции как инструмента повышения эффективности экономики; обеспечение соблюдения конкурентных принципов при проведении антикризисной политики, недопущение ущемления интересов общества и бизнеса в ходе реструктуризации и финансового оздоровления компаний; создание максимально благоприятных условий для появления и выхода на рынки новых высокоэффективных компаний, развитие системы информационной поддержки ведения бизнеса.

   Среди основных задач стоящих перед ведомством в 2009 году Игорь Артемьев выделил реализацию законодательных инициатив Правительства Российской Федерации в сфере защиты конкуренции и реформирование законодательства о естественных монополиях.

   Кроме того, по мнению ФАС России необходимыми первоочередными мерами для защиты конкуренции являются:

   - развитие конкуренции в сфере образования, включая устранение избыточных процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, исключение передачи государственных функций государственным учреждениям и предприятиям, повышение прозрачности деятельности образовательных учреждений;

   - сокращение количества государственных и муниципальных унитарных предприятий, особенно действующих на конкурентных рынках;

   - развитие малого предпринимательства, в том числе сокращение административных барьеров, расширение доступа к государственному заказу, кредитным ресурсам, недвижимости и инженерной инфраструктуре;

   - расширение применения биржевых механизмов ценообразования;

   - развитие конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе расширение числа организаций, осуществляющих прием платежей от населения, сокращение практики одностороннего изменения тарифов банками на ведение счетов организаций и предпринимателей, установление минимальных стандартов страховой услуги.