О ситуации с ростом розничных цен на рынке автомобильного топлива

Учитывая существующий рост цен на автомобильное топливо на АЗС г. Владивосток и Приморского края, Приморское УФАС России информирует о ситуации на данном рынке, полномочиях и действиях Управления.

В настоящее время на топливном рынке Приморского края действует 75 продавцов автомобильного топлива, а нефтеперерабатывающих заводов на территории края нет, в связи с чем оптовым продавцам бензина автомобильного и дизельного топлива приходится закупать данные виды нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах других субъектов РФ, таких как: Хабаровский край (Хабаровский НПЗ, Комсомольский НПЗ), Иркутская область (Ангарский НПЗ).

Ключевыми участниками рынка являются ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» (филиал №4), осуществляющие оптовую и розничную продажу автомобильного топлива.

Крупнейший субъект рынка ОАО «Приморнефтепродукт» входит в состав группы лиц нефтяной компании «Альянс». По информации акционерного общества реализация автомобильного топлива на территории Приморского края осуществляется на 114 АЗС. В городе Владивосток ОАО «Приморнефтепродукт» осуществляет продажу автомобильного топлива на 24 АЗС.

ООО «РН-Востокнефтепродукт» входит в вертикально-интегрированную нефтяную компанию (ВИНК) «Роснефть», которое реализует автомобильное топливо в Приморском крае на 34 АЗС, а во Владивостоке – на 5 АЗС.

Остальные участники рынка (юридические лица и индивидуальные предприниматели), которые продают автомобильное топливо в розницу, - независимые продавцы нефтепродуктов, не входящие в какую-либо ВИНК.

На локальном рынке Владивостока в розницу действуют свыше 30 продавцов автомобильного топлива, имеющих 73 АЗС.

ОАО «Приморнефтепродукт» занимает доминирующее положение с долей, превышающей 50%, и на региональном рынке и на рынке Владивостока.

Более 40 % АЗС на розничном рынке автомобильного топлива в Приморском крае принадлежит независимым операторам.

Снабжение АЗС осуществляется регулярными поставками мелкооптовых партий нефтепродуктов. При этом основные участники рынка (ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт») поставляют нефтепродукты в адрес собственных АЗС по себестоимости, а независимым АЗС продают мелкооптовые партии, что обуславливает низкую рентабельность независимых заправочных станций и позволяет субъектам, доминирующим на рынке, оказывать решающее влияние на общие условия розничной реализации автомобильного топлива.

Поскольку цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, компетенция антимонопольного органа в части контроля таких цен ограничивается мониторингом состояния рынка и реагированием на случаи недобросовестных манипуляций субъектов рынка. Говоря о манипуляциях, имеем в виду нарушение ст. 10 (злоупотребление доминирующим положением) и ст. 11 (синхронное и единообразное установление несколькими субъектами рынка согласованных цен) Федерального закона «О защите конкуренции».

Следует отметить, что основные продавцы автомобильного топлива (ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт») при намерении изменить цены на топливо уведомляют об этом Приморское УФАС России. Антимонопольный орган после ознакомления с предоставленными документами принимает решение об обоснованности установленного уровня цен.

Так, 16 июля 2009 года ОАО «Приморнефтепродукт» уведомило Приморское УФАС России о том, что с 17 по 30 июля компанией будет произведено повышение розничных цен на всех АЗС на все марки автомобильного топлива (кроме дизельного), в среднем, на 1,5 рубля за 1 литр (рост по сравнению с ценами на 16 июля составит 6 %). ООО «РН-Востокнефтепродукт» также уведомило антимонопольный орган об аналогичном повышении цен на своих АЗС. Данные действия привели к увеличению розничных цен у независимых продавцов. В связи с этим Приморское УФАС России проводит проверку компаний на предмет правомерности повышения участниками рынка розничных цен на нефтепродукты. Также анализируется финансово-экономическое обоснование повышения розничных цен на топливо основными участниками указанного рынка. В настоящий момент ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» объясняют повышение цен ростом закупочной цены топлива и повышением железнодорожного тарифа на перевозку.

Помимо этого, Управление производит еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на рынке нефтепродуктов Приморского края и принимает соответствующие меры реагирования (возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства) в случае фактов установления необоснованно высоких цен.

В частности, 10 июля текущего года Комиссия Приморского УФАС России установила факт нарушения антимонопольного законодательства ООО «РН-Востокнефтепродукт» в части поддержания в период с октября 2008 г. по март 2009 г. на территории Лазовского района Приморского края монопольно высокой цены на бензин АИ-92 в розницу при уменьшении его закупочной цены и снижении объемов его реализации. В отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, за которое ст. 14.31. КоАП РФ предусмотрен штраф - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение.

Схожие дела возбуждены и рассматриваются Приморским УФАС по розничным ценам на топливо в Ольгинском (в отношении ОАО «Приморнефтепродукт») и Партизанском (в отношении ООО «РН-Востокнефтепродукт») районах Приморского края.

Кроме того, с 29 июля Приморское УФАС проводит сплошную проверку всех продавцов автомобильного топлива на территории Владивостока. У продавцов запрошены сведения, которые позволят установить точную долю каждого продавца на рынке розничной реализации автотоплива, в том числе совокупную долю в составе аффилированных лиц.

Анализ запрошенных сведений также позволит антимонопольному органу сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков согласованных действий при установлении цен на топливо, а также выявить нарушения со стороны ключевых оптовых поставщиков топлива в части установления монопольно высокой цены либо дискриминационных условий.

Завершить проверку во Владивостоке Приморское УФАС планирует через 2 недели.

На вторую декаду августа этого года планируется сплошная инспекция автозаправок на территории Находкинского городского округа.

(по материалам отдела антимонопольного контроля Приморского УФАС России)