Решение по делу №5

Дата публикации: 15 мая 2009, 18:23

г. Владивосток
14 мая 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена: 30.04.2009
Полный текст решения изготовлен: 14.05.2009

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – Трякин В.В. – и.о. руководителя Управления, члены Комиссии: Абросимов Д.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля, Москальцов А.Ю. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Николаев А.В. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
рассмотрев в заседании 30.04.2009 дело № 5 от 20.02.2009,
возбужденное по инициативе Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России)
в отношении открытого акционерного общества «Находкинский морской торговый порт» (далее – ОАО «НМТП»; Порт; ответчик по делу),
по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения в 2007-2008 гг. с финансовыми организациями договоров страхования без проведения открытых конкурсов по отбору финансовых организаций в целях заключения указанных договоров.
при участии:
от ОАО «НМТП»: директор по правовым вопросам М.Б. Грабко (доверенность № 9-НМТП/I-1 от 01.02.2009), юрисконсульт Дирекции по правовым вопросам Ткаченко В.В. (доверенность б/н от 01.02.2009)

У С Т А Н О В И Л А:

Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в период с 23.10.2008 по 24.10.2008 было проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения ОАО «НМТП» требований статей 10, 11, 18, 27, 28, 30 Федерального закона «О защите конкуренции» (Акт по результатам проведения контрольного мероприятия № 8 от 10.11.2008).
В ходе проведения проверки был рассмотрен и проанализирован ряд заключённых ОАО «НМТП» в 2007-2008 гг. договоров с финансовыми организациями, в том числе: добровольного медицинского страхования граждан от 01.01.2008 № 0887064000001/08-01/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования граждан от несчастных случаев от 21.02.2008 № 0887005000004/08-06/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования транспортных средств от 21.02.2008 № 0887030000007/08-49/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», генеральное соглашение (договор) о предоставлении услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств от 31.03.2008 № 0887090G00009/08-88/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования детей от несчастных случаев на время пребывания в детском оздоровительном лагере от 02.06.2008 № 0887005000027/08-138/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования транспортных средств от 26.08.2008 № 0887030000052/08-190/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования от несчастных случаев от 11.01.2007 № 1407LA0002/07-03/ ПБ с ОАО «Страховое общество газовой промышленности» (ОАО «СОГАЗ»), добровольного медицинского страхования граждан от 01.01.2007 № 0787064000001/07-39/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования транспортных средств от 05.03.2007 № 0787030000009/07-46/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», генеральное соглашение (договор) № 0787090G00006/07-60/ПБ о предоставлении услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств от 29.03.2007 с ОАО «Военно-страховая компания», страхования имущества предприятий от 05.07.2007 № 1407PT0256/07-126/ПБ с ОАО «СОГАЗ», страхования детей от несчастных случаев на время пребывания в детском оздоровительном лагере от 06.06.2007 № 0787005000022/ 07-96/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования транспортных средств от 20.09.2007 № 0787030000039/07-172/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования № 00156/07-212/ПБ от 29.11.2007 с ОАО «Защита – Находка», страхования имущественных интересов № 0787047000001/07-220/ПБ от 21.11.2007 с ОАО «Военно-страховая компания».
Все вышеперечисленные договоры заключены Портом без проведения торгов в нарушение положения части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку Порт является субъектом естественной монополии (включен в Реестр субъектов естественных монополий решением Правления МАП России № 16/к-3-р от 04.11.1999) и должен осуществлять отбор финансовых организаций (в т.ч. для страхования имущества, ответственности и медицинского страхования) путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
Таким образом, Инспекция Приморского УФАС России при составлении Акта № 8 по результатам контрольного мероприятия от 10.11.2008 указала о наличии в действиях ОАО «НМТП» признаков нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения в 2007-2008 гг. договоров с финансовыми организациями без проведения торгов.
В поступивших в Приморское УФАС России возражениях (вх. № 4584 от 02.12.2008) по замечаниям, указанным в Акте проверки № 8 по результатам контрольного мероприятия от 10.11.2008 (далее – возражения к Акту проверки) ОАО «НМТП» указало, что заключение Портом в 2007-2008 гг. с финансовыми организациями договоров страхования без проведения открытых конкурсов по отбору финансовых организаций связано с тем, что возможности непроведения названных конкурсов установлены действующим законодательством Российской Федерации.
В частности Порт указывает на положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О размещении заказов…»), ссылка на который есть в части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», в части того, что для оказания установленных финансовых услуг (в частности страхования) субъекты естественных монополий (в том числе) осуществляют отбор финансовых организаций путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При этом Порт ссылается на часть 2 статьи 1 ФЗ «О размещении заказов…», согласно которой настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным Банком Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) предельного размера расчётов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
Поскольку в соответствии с указанием ЦБ РФ от 14.112001 № 1050-У, действовавшим на момент заключения Портом договоров страхования, такой размер составлял 60 000 руб., а также в связи с тем, что размеры страховых премий по заключённым Портом в 2007-2008 гг. договорам страхования с финансовыми организациями не превысил вышеуказанную сумму, ОАО «НМТП» сделало вывод о том, что заключение Портом договоров страхования без проведения конкурса (аукциона) не нарушает требований части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции». Одновременно Порт представил сведения о том, что им размещалась информация о проведении конкурсов по отбору страховых организаций на официальном сайте ОАО «НМТП», но выбор страховых организаций осуществлялся по наиболее выгодным условиям страхования без проведения конкурса.
В ходе заседания Комиссии представитель ответчика по делу поддержал доводы ОАО «НМТП», указанные в возражениях к Акту проверки.
Комиссия, исследовав в своём заседании материалы дела, в том числе вышеуказанные доводы ответчика по делу, не может с ними согласиться. В частности Комиссия считает ошибочными выводы ОАО «НМТП» со ссылками на положения часть 2 статьи 1 ФЗ «О размещении заказов…» о возможности бесконкурсного отбора финансовых организаций (в частности) в случае непревышения размеров страховых премий по заключённым договорам страхования предельного размера расчётов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. Часть 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» прямо указывает на то, что субъекты естественных монополий должны осуществлять отбор финансовых организаций путём проведения открытого конкурса или аукциона.
Между тем, ФЗ «О размещении заказов…» не применим к ОАО «НМТП», поскольку указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (часть 1 статьи 1), между тем как Порт не является распорядителем средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
При этом ссылка в статье 18 Федерального закона «О защите конкуренции» на федеральный закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд говорит о том, что только сам порядок (процедура) проведения открытого конкурса или аукциона должен соответствовать процедуре, установленной в ФЗ «О размещении заказов…».
На основании вышеизложенного, действия Порта по заключению в 2007-2008 гг. договоров с финансовыми организациями без проведения конкурсов являются нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции».
Вместе с тем, как указала Федеральная антимонопольная служба письмом от 25.02.2009 № ИА/4665 «О применении положения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к субъектам естественных монополий», антимонопольные дела по указанной статье следует возбуждать в случае, если будет установлено, что оказание финансовых услуг связано с осуществлением субъектом естественной монополии деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях».
Согласно полученной от ОАО «НМТП» информации, среди представленных на рассмотрение Комиссии договоров Порта с финансовыми организациями, таковыми договорами, действующими в настоящее время, являются договоры от 21.11.2007 № 0787047000001/07-220/ПБ и от 19.11.2008 № 0887047000004/08-238/ПБ страхования имущественных интересов, заключённые с ОАО «Военно-страховая компания» в отношении используемых при осуществлении естественно-монопольного вида деятельности объектов инфраструктуры Порта.
Таким образом, Комиссия считает действия ОАО «НМТП» по заключению вышеуказанных договоров без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, совершёнными в нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающей публичные процедуры по отбору (в том числе) субъектами естественных монополий финансовых организаций для оказания финансовых услуг.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения открытым акционерным обществом «Находкинский морской торговый порт» части 1 статьи 18 Федерального закона от26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении с ОАО «Военно-страховая компания» договоров от 21.11.2007 № 0787047000001/07-220/ПБ и от 19.11.2008 № 0887047000004/08-238/ПБ страхования имущественных интересов, заключённых в отношении используемых при осуществлении естественно-монопольного вида деятельности объектов инфраструктуры Порта без проведения открытых конкурсов по отбору финансовых организаций в целях заключения указанных договоров.
2. Приморскому УФАС России на основании части 2 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» обратиться в суд с иском о признании недействительными заключённых ОАО «НМТП» с ОАО «Военно-страховая компания» договоров от 21.11.2007 № 0787047000001/07-220/ПБ и от 19.11.2008 № 0887047000004/08-238/ПБ страхования имущественных интересов.
 

stdClass Object ( [vid] => 6455 [uid] => 1 [title] => Решение по делу №5 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6455 [type] => solution [language] => ru [created] => 1242357788 [changed] => 1370521173 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521173 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

г. Владивосток
14 мая 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена: 30.04.2009
Полный текст решения изготовлен: 14.05.2009

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – Трякин В.В. – и.о. руководителя Управления, члены Комиссии: Абросимов Д.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля, Москальцов А.Ю. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Николаев А.В. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
рассмотрев в заседании 30.04.2009 дело № 5 от 20.02.2009,
возбужденное по инициативе Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России)
в отношении открытого акционерного общества «Находкинский морской торговый порт» (далее – ОАО «НМТП»; Порт; ответчик по делу),
по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения в 2007-2008 гг. с финансовыми организациями договоров страхования без проведения открытых конкурсов по отбору финансовых организаций в целях заключения указанных договоров.
при участии:
от ОАО «НМТП»: директор по правовым вопросам М.Б. Грабко (доверенность № 9-НМТП/I-1 от 01.02.2009), юрисконсульт Дирекции по правовым вопросам Ткаченко В.В. (доверенность б/н от 01.02.2009)

У С Т А Н О В И Л А:

Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в период с 23.10.2008 по 24.10.2008 было проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения ОАО «НМТП» требований статей 10, 11, 18, 27, 28, 30 Федерального закона «О защите конкуренции» (Акт по результатам проведения контрольного мероприятия № 8 от 10.11.2008).
В ходе проведения проверки был рассмотрен и проанализирован ряд заключённых ОАО «НМТП» в 2007-2008 гг. договоров с финансовыми организациями, в том числе: добровольного медицинского страхования граждан от 01.01.2008 № 0887064000001/08-01/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования граждан от несчастных случаев от 21.02.2008 № 0887005000004/08-06/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования транспортных средств от 21.02.2008 № 0887030000007/08-49/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», генеральное соглашение (договор) о предоставлении услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств от 31.03.2008 № 0887090G00009/08-88/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования детей от несчастных случаев на время пребывания в детском оздоровительном лагере от 02.06.2008 № 0887005000027/08-138/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования транспортных средств от 26.08.2008 № 0887030000052/08-190/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования от несчастных случаев от 11.01.2007 № 1407LA0002/07-03/ ПБ с ОАО «Страховое общество газовой промышленности» (ОАО «СОГАЗ»), добровольного медицинского страхования граждан от 01.01.2007 № 0787064000001/07-39/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования транспортных средств от 05.03.2007 № 0787030000009/07-46/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», генеральное соглашение (договор) № 0787090G00006/07-60/ПБ о предоставлении услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств от 29.03.2007 с ОАО «Военно-страховая компания», страхования имущества предприятий от 05.07.2007 № 1407PT0256/07-126/ПБ с ОАО «СОГАЗ», страхования детей от несчастных случаев на время пребывания в детском оздоровительном лагере от 06.06.2007 № 0787005000022/ 07-96/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования транспортных средств от 20.09.2007 № 0787030000039/07-172/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования № 00156/07-212/ПБ от 29.11.2007 с ОАО «Защита – Находка», страхования имущественных интересов № 0787047000001/07-220/ПБ от 21.11.2007 с ОАО «Военно-страховая компания».
Все вышеперечисленные договоры заключены Портом без проведения торгов в нарушение положения части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку Порт является субъектом естественной монополии (включен в Реестр субъектов естественных монополий решением Правления МАП России № 16/к-3-р от 04.11.1999) и должен осуществлять отбор финансовых организаций (в т.ч. для страхования имущества, ответственности и медицинского страхования) путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
Таким образом, Инспекция Приморского УФАС России при составлении Акта № 8 по результатам контрольного мероприятия от 10.11.2008 указала о наличии в действиях ОАО «НМТП» признаков нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения в 2007-2008 гг. договоров с финансовыми организациями без проведения торгов.
В поступивших в Приморское УФАС России возражениях (вх. № 4584 от 02.12.2008) по замечаниям, указанным в Акте проверки № 8 по результатам контрольного мероприятия от 10.11.2008 (далее – возражения к Акту проверки) ОАО «НМТП» указало, что заключение Портом в 2007-2008 гг. с финансовыми организациями договоров страхования без проведения открытых конкурсов по отбору финансовых организаций связано с тем, что возможности непроведения названных конкурсов установлены действующим законодательством Российской Федерации.
В частности Порт указывает на положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О размещении заказов…»), ссылка на который есть в части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», в части того, что для оказания установленных финансовых услуг (в частности страхования) субъекты естественных монополий (в том числе) осуществляют отбор финансовых организаций путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При этом Порт ссылается на часть 2 статьи 1 ФЗ «О размещении заказов…», согласно которой настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным Банком Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) предельного размера расчётов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
Поскольку в соответствии с указанием ЦБ РФ от 14.112001 № 1050-У, действовавшим на момент заключения Портом договоров страхования, такой размер составлял 60 000 руб., а также в связи с тем, что размеры страховых премий по заключённым Портом в 2007-2008 гг. договорам страхования с финансовыми организациями не превысил вышеуказанную сумму, ОАО «НМТП» сделало вывод о том, что заключение Портом договоров страхования без проведения конкурса (аукциона) не нарушает требований части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции». Одновременно Порт представил сведения о том, что им размещалась информация о проведении конкурсов по отбору страховых организаций на официальном сайте ОАО «НМТП», но выбор страховых организаций осуществлялся по наиболее выгодным условиям страхования без проведения конкурса.
В ходе заседания Комиссии представитель ответчика по делу поддержал доводы ОАО «НМТП», указанные в возражениях к Акту проверки.
Комиссия, исследовав в своём заседании материалы дела, в том числе вышеуказанные доводы ответчика по делу, не может с ними согласиться. В частности Комиссия считает ошибочными выводы ОАО «НМТП» со ссылками на положения часть 2 статьи 1 ФЗ «О размещении заказов…» о возможности бесконкурсного отбора финансовых организаций (в частности) в случае непревышения размеров страховых премий по заключённым договорам страхования предельного размера расчётов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. Часть 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» прямо указывает на то, что субъекты естественных монополий должны осуществлять отбор финансовых организаций путём проведения открытого конкурса или аукциона.
Между тем, ФЗ «О размещении заказов…» не применим к ОАО «НМТП», поскольку указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (часть 1 статьи 1), между тем как Порт не является распорядителем средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
При этом ссылка в статье 18 Федерального закона «О защите конкуренции» на федеральный закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд говорит о том, что только сам порядок (процедура) проведения открытого конкурса или аукциона должен соответствовать процедуре, установленной в ФЗ «О размещении заказов…».
На основании вышеизложенного, действия Порта по заключению в 2007-2008 гг. договоров с финансовыми организациями без проведения конкурсов являются нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции».
Вместе с тем, как указала Федеральная антимонопольная служба письмом от 25.02.2009 № ИА/4665 «О применении положения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к субъектам естественных монополий», антимонопольные дела по указанной статье следует возбуждать в случае, если будет установлено, что оказание финансовых услуг связано с осуществлением субъектом естественной монополии деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях».
Согласно полученной от ОАО «НМТП» информации, среди представленных на рассмотрение Комиссии договоров Порта с финансовыми организациями, таковыми договорами, действующими в настоящее время, являются договоры от 21.11.2007 № 0787047000001/07-220/ПБ и от 19.11.2008 № 0887047000004/08-238/ПБ страхования имущественных интересов, заключённые с ОАО «Военно-страховая компания» в отношении используемых при осуществлении естественно-монопольного вида деятельности объектов инфраструктуры Порта.
Таким образом, Комиссия считает действия ОАО «НМТП» по заключению вышеуказанных договоров без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, совершёнными в нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающей публичные процедуры по отбору (в том числе) субъектами естественных монополий финансовых организаций для оказания финансовых услуг.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения открытым акционерным обществом «Находкинский морской торговый порт» части 1 статьи 18 Федерального закона от26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении с ОАО «Военно-страховая компания» договоров от 21.11.2007 № 0787047000001/07-220/ПБ и от 19.11.2008 № 0887047000004/08-238/ПБ страхования имущественных интересов, заключённых в отношении используемых при осуществлении естественно-монопольного вида деятельности объектов инфраструктуры Порта без проведения открытых конкурсов по отбору финансовых организаций в целях заключения указанных договоров.
2. Приморскому УФАС России на основании части 2 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» обратиться в суд с иском о признании недействительными заключённых ОАО «НМТП» с ОАО «Военно-страховая компания» договоров от 21.11.2007 № 0787047000001/07-220/ПБ и от 19.11.2008 № 0887047000004/08-238/ПБ страхования имущественных интересов.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

г. Владивосток
14 мая 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена: 30.04.2009
Полный текст решения изготовлен: 14.05.2009

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – Трякин В.В. – и.о. руководителя Управления, члены Комиссии: Абросимов Д.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля, Москальцов А.Ю. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Николаев А.В. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
рассмотрев в заседании 30.04.2009 дело № 5 от 20.02.2009,
возбужденное по инициативе Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России)
в отношении открытого акционерного общества «Находкинский морской торговый порт» (далее – ОАО «НМТП»; Порт; ответчик по делу),
по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения в 2007-2008 гг. с финансовыми организациями договоров страхования без проведения открытых конкурсов по отбору финансовых организаций в целях заключения указанных договоров.
при участии:
от ОАО «НМТП»: директор по правовым вопросам М.Б. Грабко (доверенность № 9-НМТП/I-1 от 01.02.2009), юрисконсульт Дирекции по правовым вопросам Ткаченко В.В. (доверенность б/н от 01.02.2009)

У С Т А Н О В И Л А:

Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в период с 23.10.2008 по 24.10.2008 было проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения ОАО «НМТП» требований статей 10, 11, 18, 27, 28, 30 Федерального закона «О защите конкуренции» (Акт по результатам проведения контрольного мероприятия № 8 от 10.11.2008).
В ходе проведения проверки был рассмотрен и проанализирован ряд заключённых ОАО «НМТП» в 2007-2008 гг. договоров с финансовыми организациями, в том числе: добровольного медицинского страхования граждан от 01.01.2008 № 0887064000001/08-01/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования граждан от несчастных случаев от 21.02.2008 № 0887005000004/08-06/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования транспортных средств от 21.02.2008 № 0887030000007/08-49/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», генеральное соглашение (договор) о предоставлении услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств от 31.03.2008 № 0887090G00009/08-88/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования детей от несчастных случаев на время пребывания в детском оздоровительном лагере от 02.06.2008 № 0887005000027/08-138/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования транспортных средств от 26.08.2008 № 0887030000052/08-190/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования от несчастных случаев от 11.01.2007 № 1407LA0002/07-03/ ПБ с ОАО «Страховое общество газовой промышленности» (ОАО «СОГАЗ»), добровольного медицинского страхования граждан от 01.01.2007 № 0787064000001/07-39/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования транспортных средств от 05.03.2007 № 0787030000009/07-46/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», генеральное соглашение (договор) № 0787090G00006/07-60/ПБ о предоставлении услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств от 29.03.2007 с ОАО «Военно-страховая компания», страхования имущества предприятий от 05.07.2007 № 1407PT0256/07-126/ПБ с ОАО «СОГАЗ», страхования детей от несчастных случаев на время пребывания в детском оздоровительном лагере от 06.06.2007 № 0787005000022/ 07-96/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования транспортных средств от 20.09.2007 № 0787030000039/07-172/ПБ с ОАО «Военно-страховая компания», страхования № 00156/07-212/ПБ от 29.11.2007 с ОАО «Защита – Находка», страхования имущественных интересов № 0787047000001/07-220/ПБ от 21.11.2007 с ОАО «Военно-страховая компания».
Все вышеперечисленные договоры заключены Портом без проведения торгов в нарушение положения части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку Порт является субъектом естественной монополии (включен в Реестр субъектов естественных монополий решением Правления МАП России № 16/к-3-р от 04.11.1999) и должен осуществлять отбор финансовых организаций (в т.ч. для страхования имущества, ответственности и медицинского страхования) путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
Таким образом, Инспекция Приморского УФАС России при составлении Акта № 8 по результатам контрольного мероприятия от 10.11.2008 указала о наличии в действиях ОАО «НМТП» признаков нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения в 2007-2008 гг. договоров с финансовыми организациями без проведения торгов.
В поступивших в Приморское УФАС России возражениях (вх. № 4584 от 02.12.2008) по замечаниям, указанным в Акте проверки № 8 по результатам контрольного мероприятия от 10.11.2008 (далее – возражения к Акту проверки) ОАО «НМТП» указало, что заключение Портом в 2007-2008 гг. с финансовыми организациями договоров страхования без проведения открытых конкурсов по отбору финансовых организаций связано с тем, что возможности непроведения названных конкурсов установлены действующим законодательством Российской Федерации.
В частности Порт указывает на положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О размещении заказов…»), ссылка на который есть в части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», в части того, что для оказания установленных финансовых услуг (в частности страхования) субъекты естественных монополий (в том числе) осуществляют отбор финансовых организаций путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При этом Порт ссылается на часть 2 статьи 1 ФЗ «О размещении заказов…», согласно которой настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным Банком Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) предельного размера расчётов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
Поскольку в соответствии с указанием ЦБ РФ от 14.112001 № 1050-У, действовавшим на момент заключения Портом договоров страхования, такой размер составлял 60 000 руб., а также в связи с тем, что размеры страховых премий по заключённым Портом в 2007-2008 гг. договорам страхования с финансовыми организациями не превысил вышеуказанную сумму, ОАО «НМТП» сделало вывод о том, что заключение Портом договоров страхования без проведения конкурса (аукциона) не нарушает требований части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции». Одновременно Порт представил сведения о том, что им размещалась информация о проведении конкурсов по отбору страховых организаций на официальном сайте ОАО «НМТП», но выбор страховых организаций осуществлялся по наиболее выгодным условиям страхования без проведения конкурса.
В ходе заседания Комиссии представитель ответчика по делу поддержал доводы ОАО «НМТП», указанные в возражениях к Акту проверки.
Комиссия, исследовав в своём заседании материалы дела, в том числе вышеуказанные доводы ответчика по делу, не может с ними согласиться. В частности Комиссия считает ошибочными выводы ОАО «НМТП» со ссылками на положения часть 2 статьи 1 ФЗ «О размещении заказов…» о возможности бесконкурсного отбора финансовых организаций (в частности) в случае непревышения размеров страховых премий по заключённым договорам страхования предельного размера расчётов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. Часть 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» прямо указывает на то, что субъекты естественных монополий должны осуществлять отбор финансовых организаций путём проведения открытого конкурса или аукциона.
Между тем, ФЗ «О размещении заказов…» не применим к ОАО «НМТП», поскольку указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (часть 1 статьи 1), между тем как Порт не является распорядителем средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
При этом ссылка в статье 18 Федерального закона «О защите конкуренции» на федеральный закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд говорит о том, что только сам порядок (процедура) проведения открытого конкурса или аукциона должен соответствовать процедуре, установленной в ФЗ «О размещении заказов…».
На основании вышеизложенного, действия Порта по заключению в 2007-2008 гг. договоров с финансовыми организациями без проведения конкурсов являются нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции».
Вместе с тем, как указала Федеральная антимонопольная служба письмом от 25.02.2009 № ИА/4665 «О применении положения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к субъектам естественных монополий», антимонопольные дела по указанной статье следует возбуждать в случае, если будет установлено, что оказание финансовых услуг связано с осуществлением субъектом естественной монополии деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях».
Согласно полученной от ОАО «НМТП» информации, среди представленных на рассмотрение Комиссии договоров Порта с финансовыми организациями, таковыми договорами, действующими в настоящее время, являются договоры от 21.11.2007 № 0787047000001/07-220/ПБ и от 19.11.2008 № 0887047000004/08-238/ПБ страхования имущественных интересов, заключённые с ОАО «Военно-страховая компания» в отношении используемых при осуществлении естественно-монопольного вида деятельности объектов инфраструктуры Порта.
Таким образом, Комиссия считает действия ОАО «НМТП» по заключению вышеуказанных договоров без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, совершёнными в нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающей публичные процедуры по отбору (в том числе) субъектами естественных монополий финансовых организаций для оказания финансовых услуг.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения открытым акционерным обществом «Находкинский морской торговый порт» части 1 статьи 18 Федерального закона от26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении с ОАО «Военно-страховая компания» договоров от 21.11.2007 № 0787047000001/07-220/ПБ и от 19.11.2008 № 0887047000004/08-238/ПБ страхования имущественных интересов, заключённых в отношении используемых при осуществлении естественно-монопольного вида деятельности объектов инфраструктуры Порта без проведения открытых конкурсов по отбору финансовых организаций в целях заключения указанных договоров.
2. Приморскому УФАС России на основании части 2 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» обратиться в суд с иском о признании недействительными заключённых ОАО «НМТП» с ОАО «Военно-страховая компания» договоров от 21.11.2007 № 0787047000001/07-220/ПБ и от 19.11.2008 № 0887047000004/08-238/ПБ страхования имущественных интересов.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Решение по делу №5 в отношении ОАО «Находкинский морской торговый порт» [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу №5 в отношении ОАО «Находкинский морской торговый порт»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-05-15 07:23:08 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-05-15 07:23:08 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321539006 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Приморское УФАС России )