Решение по делу №31-к

Дата публикации: 22 апреля 2010, 15:49

                                                        
 Решение по делу № 31-к
 

  15 апреля 2010  года                                                                         

 г. Владивосток

 

Резолютивная часть решения объявлена: 15 апреля   2010 г.

Полный текст решения изготовлен:    16 апреля 2010 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: Трякин В.В. – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии: Бессонов С.К. – начальник отдела контроля органоввласти;

Самсонова В.М. – главный специалист-эксперт отдела

контроля органов власти;

Петров А.Л. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти, 

рассмотрев дело № 31, возбужденное по признакам нарушения   Управлением имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень (ул. Карла Маркса, д. 4 г. Большой Камень, Приморский край, 692810)   пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании участнику аукциона преимущественных условий участия в аукционе и установлении не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами дополнительных требований, которые могут ограничить доступ ООО «Теплоэнерго» к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс), расположенного в  г. Большой Камень Приморского края   

 
при участии:

от заявителя: представители ООО «Теплоэнерго» Терентьев А.Е., доверенность от 27.08.2009; Ячина А.С., доверенность от 09.11.2009, удостоверение адвоката № 1049 от 10.01.2003.  

от ответчика:  главный специалист 1 разряда правового управления администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Абдуллина А.Г., доверенность № 586 от 14.04.2010. 

 
УСТАНОВИЛА:   
 

ООО «Теплоэнерго»  обратилось в Приморское УФАС России с заявлением о проверке законности требований, установленных Управлением имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень к участникам аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса, являющегося муниципальным имуществом – объектом коммунальной инфраструктуры и с жалобой   на действия Управления имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень по организации торгов в форме открытого аукциона на право заключения долгосрочного договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс).

В заявлении и жалобе заявитель указывает, что Управлением имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень объявлено о проведении аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного конкурса.

 В извещении о проведении аукциона  содержится   информация об условиях участия в аукционе,  которыми предусмотрено, что претенденты на участие в аукционе должны представить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, список ИТР, копии дипломов специалистов, указанных в списке ИТР, копии удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР, документы, подтверждающие наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом, документы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала со специальным теплоэнергетическим образованием.  

Заявитель, который намерен принять участие в аукционе, считает, что вышеперечисленные требования, предъявляемые к участникам аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса, не установлены   федеральными законами и  иными нормативным правовыми актами, ограничивают доступ претендентов на участие в аукционе, их установление является нарушением требований части 2 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

Дело № 31-к возбуждено по признакам нарушения Управлением имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень    пункта 2 части 1 статьи 17 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании участнику аукциона преимущественных условий участия в аукционе и в установлении документацией об аукционе не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами требований, которые могут ограничить доступ ООО «Теплоэнерго» к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс), расположенного в г. Большой Камень Приморского края.  

Определением от 22.09.2009 Комиссией рассмотрение дела приостановлено в   соответствии   с пунктом 1 части 3 статьи 47 Федерального закона от   26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в связи с тем, что Арбитражным судом Приморского края   07.09.2009  возбуждено дело № А51-14722/2009 по заявлению  ООО «Теплоэнерго» к Управлению имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень об оспаривании решения Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень об отказе в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс).   

Дело, возбужденное Арбитражным судом Приморского края, имело значение для рассмотрения дела № 31-к о нарушении антимонопольного законодательства, так как предметом судебного  разбирательства являлся отказ в допуске ООО «Теплоэнерго» к участию в аукционе   на право заключения договора аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс), незаконность которого обоснована нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Дело рассмотрением приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края  по делу   № А51-14722/2009.  

Определением Комиссии от 9.03.2010 рассмотрение дела № 31-к    возобновлено в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления рассмотрения этого дела, а именно, в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2009 по делу № А 51-14722/2009,  

Заявитель на рассмотрении дела поддержал позицию, изложенную в   жалобе, указав, что не был допущен ответчиком к участию в аукционе на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса из-за непредставления документов, подтверждающих наличие укомплектованного штата работников, соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2009, оставленным без изменения Пятым арбитражным апелляционным судом, отказ  в допуске  к участию в аукционе признан незаконным.

Ответчик не согласился с жалобой, так как считает, что обжалуемые заявителем требования к претендентам на участие в аукционе установлены  в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проанализировав их доводы и возражения, исследовав материалы дела, Комиссия считает установленными следующие обстоятельства.

30.07.2009 в газете «ЗАТО» № 58 (707)  объявлено о проведении  Управлением имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень 31.08.2009  открытого аукциона на право заключения договора аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс) сроком на 10 лет.

 В  извещении  в соответствии с Документацией на проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень (далее - Документация), содержится   информация об условиях участия в аукционе,  которыми предусмотрено, что претенденты на участие в аукционе должны представить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, список ИТР, копии дипломов специалистов, указанных в списке ИТР, копии удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР, документы, подтверждающие наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом, документы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала со специальным теплоэнергетическим образованием.  

Документация утверждена Распоряжением Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 31.07.2009 № 13.

Пункт 3.1 Документации устанавливает, что претенденты на участие в    аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – Теплоэнергетического имущественного комплекса должны иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и укомплектованный штат работников в соответствии с установленными требованиями, соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности .

Согласно пункту 3.4 Документации   для участия в аукционе претенденты должны представить:

лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов;

список ИТР, копии дипломов специалистов, указанных в списке и копии удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР;

 документы, подтверждающие наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом;

документы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала, со специальным теплоэнергетическим образованием.    

По данным журнала регистрации заявок по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса заявки были поданы ОАО «Теплоэнергетическая компания», ООО «Топливно-Тепловая компания» и ООО «Теплоэнерго» (заявитель).   

Заявителем  заявка на участие в аукционе подана 26.08.2009.

Согласно протоколу № 1 от 28.08. 2009 рассмотрения заявок на участие в аукционе к участию в аукционе допущены ОАО «Теплоэнергетическая компания»   и ООО « Топливно-Тепловая компания». 

Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе   по следующим основаниям: представленные документы не подтверждают право претендента быть арендатором муниципального имущества; не представлены  документы в соответствии с перечнем, указанным в  пункте 3.4 Документации, а именно, список ИТР, копии дипломов специалистов, указанных в списке и копии удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР; документы, подтверждающие наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом;  документы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала, со специальным теплоэнергетическим образованием.  

Вместе с тем, в аукционную комиссию для участия в аукционе заявителем  представлена  лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (опасных производственных объектов на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПА или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия) № ЭВ-74-000132 (К), сроком действия от 07.02.2006 по 07.02.2011.   

Протоколом № 2 от 31.08.2009 проведения и определения победителя аукциона победителем аукциона признано ОАО «Теплоэнергетическая компания».

По результатам аукциона с ОАО «Теплоэнергетическая компания» заключен договор аренды № 355 от 31.08.2009.

ОАО «Теплоэнергетическая компания»  для участия в аукционе представило копию лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов (использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия), а также документы о наличии  укомплектованного штата соответствующей квалификации, предусмотренные пунктом 3.4 Документации.

ОАО «Теплоэнергетическая компания» является арендатором Теплоэнергетического имущественного комплекса с 25.07.2008 по результатам торгов от 24.07.2008, что подтверждается  постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.04.2009, Определением ВАС РФ от 03 августа 2009.

Документы, дающие право эксплуатировать взрывопожароопасные объекты, входящие в состав Теплоэнергетического имущественного комплекса,  оформлены ОАО  «Теплоэнергетическая компания» после того, как Теплоэнергетический имущественный комплекс был передан в аренду ОАО «Теплоэнергетическая компания» по результатам торгов: лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов выдана 28 ноября 2008 г., работники аттестованы в области промышленной безопасности в период с сентября по ноябрь 2008 г., приказы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок предприятия и об организации и осуществлении производственного контроля на опасных производственных объектах предприятия изданы 20.10.2008.  

Таким образом, на момент проведения аукциона требованиям к  претендентам на участие в аукционе, установленным пунктом 3.4 Документации, соответствовало только ОАО «Теплоэнергетическая компания».

ООО «Топливно-Тепловая компания» допущена к участию в аукционе при представлении неполного пакета документов,   а именно, при отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов, предусмотренной пунктом 3.4. Документации.

Заявитель при представлении неполного пакета документов (документов об укомплектовании штата  квалифицированным персоналом,   аттестованным в области промышленной безопасности, и наличии энергетических служб), предусмотренных пунктом 3.4 Документации, не допущен к участию в аукционе. 

Решение ответчика об отказе в допуске к участию в аукционе по причине отсутствия укомплектованного штата работников в соответствии с установленными требованиями, соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности, обжаловано заявителем в Арбитражный суд Приморского края.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2009 по делу № А51-14722/2009,оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010, отказ Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень в допуске  заявителя к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – объекта коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс)  признан незаконным.  

11 сентября 2009 года Арбитражным судом Приморского края   возбуждено дело № А51-15648/2009 по иску ООО «Теплоэнерго» к Управлению имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень о признании недействительным аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса. 

Определением от 20.01.2010  производство  по делу № А51-15648/2009 приостановлено до вступления в законную сил решения Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-14722/2009.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 16 марта 2010 года производство по делу А51-14722/2009 возобновлено.

При таких обстоятельствах Комиссия   находит действия ответчика по установлению пунктами 3.1 и 3.4 Документации требований к участникам аукциона о предоставлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и документов, подтверждающих наличие укомплектованного штата работников,   соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности, незаконными по следующим основаниям.   

В соответствии с    пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе доступа к информации, если иное не установлено федеральным   законом.

Часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусматривает, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.    

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности), которым руководствовался ответчик при установлении указанных требований к участникам аукциона, не содержит ограничений участия в приобретении объекта, относящегося к опасному производственному объекту, не ограничивает приобретение объекта какими-либо условиями.  

Наличие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и укомплектованного штата работников, соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности,   - это требования, установленные пунктом 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности к промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.    

Согласно   пункту 7 «а»  Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ № 599 от 12.08.2008,  для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у него на праве собственности или на ином законном основании взрывопожароопасного объекта.

Следовательно, для получения права эксплуатировать опасный производственный объект, которое дает лицензия, этот объект необходимо приобрести.

Позиция о первичности   приобретения взрывопожароопасного объекта по отношению к получению лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта выражена в Постановлении Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 апреля 2009 г. № Ф03 -1210/2009 и подтверждена Определением ВАС РФ от 03.08.2009 № ВАС-8090/090.

Вывод о незаконности установления ответчиком требования к претендентам на участие в аукционе о представлении документов, а именно, списка ИТР, копий дипломов специалистов, указанных в списке ИТР, копий удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР, документов, подтверждающих наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом, документов о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала со специальным теплоэнергетическим образованием, содержится в решении Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2009 по делу № А51-14722/2009,оставленном без изменения  постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010.

Таким образом, обжалуемые заявителем требования к претендентам на участие в аукционе, предусмотренные пунктами 3.1 и 3.4 Документации, не могли быть установлены в качестве условий допуска к участию в аукционе на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса, так как они не предусмотрены федеральными законами и иными нормативными актами.

Из установленных Комиссией обстоятельств следует, что ответчик, установив не предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами требования к претендентам на участие в аукционе, создал участнику аукциона ОАО «Теплоэнергетическая компания» преимущественные условия участия в аукционе, так как на момент проведения аукциона только оно соответствовало этим требованиям. 

Учитывая то,  что ООО «Топливно-Тепловая компания» было допущено к участию в аукционе при отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, наличие которой предусмотрено установленными ответчиком требованиями, ответчиком созданы преимущественные условия участия в аукционе  также для ООО «Топливно-Тепловая компания».

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень  нарушения   пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции».   

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,   частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 
 РЕШИЛА:
 

1.Признать факт нарушения   Управлением имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень     пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ « О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании участнику аукциона преимущественных условий участия в аукционе и установлении не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами требований, которые ограничили доступ ООО «Теплоэнерго» к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс), расположенного в  г. Большой Камень Приморского края.

2. Основание для обращения Приморского УФАС России в суд с иском о признании  недействительными аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс) и заключенного по результатам этого аукциона договора  отсутствует в связи с возбуждением Арбитражным судом Приморского края дела № А51-15648/2009 по  иску                   ООО «Теплоэнерго».   

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Приморского края в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

stdClass Object ( [vid] => 6558 [uid] => 1 [title] => Решение по делу №31-к [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6558 [type] => solution [language] => ru [created] => 1271897390 [changed] => 1370521173 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521173 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                        
 Решение по делу № 31-к
 

  15 апреля 2010  года                                                                         

 г. Владивосток

 

Резолютивная часть решения объявлена: 15 апреля   2010 г.

Полный текст решения изготовлен:    16 апреля 2010 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: Трякин В.В. – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии: Бессонов С.К. – начальник отдела контроля органоввласти;

Самсонова В.М. – главный специалист-эксперт отдела

контроля органов власти;

Петров А.Л. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти, 

рассмотрев дело № 31, возбужденное по признакам нарушения   Управлением имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень (ул. Карла Маркса, д. 4 г. Большой Камень, Приморский край, 692810)   пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании участнику аукциона преимущественных условий участия в аукционе и установлении не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами дополнительных требований, которые могут ограничить доступ ООО «Теплоэнерго» к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс), расположенного в  г. Большой Камень Приморского края   

 
при участии:

от заявителя: представители ООО «Теплоэнерго» Терентьев А.Е., доверенность от 27.08.2009; Ячина А.С., доверенность от 09.11.2009, удостоверение адвоката № 1049 от 10.01.2003.  

от ответчика:  главный специалист 1 разряда правового управления администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Абдуллина А.Г., доверенность № 586 от 14.04.2010. 

 
УСТАНОВИЛА:   
 

ООО «Теплоэнерго»  обратилось в Приморское УФАС России с заявлением о проверке законности требований, установленных Управлением имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень к участникам аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса, являющегося муниципальным имуществом – объектом коммунальной инфраструктуры и с жалобой   на действия Управления имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень по организации торгов в форме открытого аукциона на право заключения долгосрочного договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс).

В заявлении и жалобе заявитель указывает, что Управлением имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень объявлено о проведении аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного конкурса.

 В извещении о проведении аукциона  содержится   информация об условиях участия в аукционе,  которыми предусмотрено, что претенденты на участие в аукционе должны представить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, список ИТР, копии дипломов специалистов, указанных в списке ИТР, копии удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР, документы, подтверждающие наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом, документы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала со специальным теплоэнергетическим образованием.  

Заявитель, который намерен принять участие в аукционе, считает, что вышеперечисленные требования, предъявляемые к участникам аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса, не установлены   федеральными законами и  иными нормативным правовыми актами, ограничивают доступ претендентов на участие в аукционе, их установление является нарушением требований части 2 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

Дело № 31-к возбуждено по признакам нарушения Управлением имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень    пункта 2 части 1 статьи 17 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании участнику аукциона преимущественных условий участия в аукционе и в установлении документацией об аукционе не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами требований, которые могут ограничить доступ ООО «Теплоэнерго» к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс), расположенного в г. Большой Камень Приморского края.  

Определением от 22.09.2009 Комиссией рассмотрение дела приостановлено в   соответствии   с пунктом 1 части 3 статьи 47 Федерального закона от   26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в связи с тем, что Арбитражным судом Приморского края   07.09.2009  возбуждено дело № А51-14722/2009 по заявлению  ООО «Теплоэнерго» к Управлению имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень об оспаривании решения Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень об отказе в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс).   

Дело, возбужденное Арбитражным судом Приморского края, имело значение для рассмотрения дела № 31-к о нарушении антимонопольного законодательства, так как предметом судебного  разбирательства являлся отказ в допуске ООО «Теплоэнерго» к участию в аукционе   на право заключения договора аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс), незаконность которого обоснована нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Дело рассмотрением приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края  по делу   № А51-14722/2009.  

Определением Комиссии от 9.03.2010 рассмотрение дела № 31-к    возобновлено в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления рассмотрения этого дела, а именно, в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2009 по делу № А 51-14722/2009,  

Заявитель на рассмотрении дела поддержал позицию, изложенную в   жалобе, указав, что не был допущен ответчиком к участию в аукционе на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса из-за непредставления документов, подтверждающих наличие укомплектованного штата работников, соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2009, оставленным без изменения Пятым арбитражным апелляционным судом, отказ  в допуске  к участию в аукционе признан незаконным.

Ответчик не согласился с жалобой, так как считает, что обжалуемые заявителем требования к претендентам на участие в аукционе установлены  в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проанализировав их доводы и возражения, исследовав материалы дела, Комиссия считает установленными следующие обстоятельства.

30.07.2009 в газете «ЗАТО» № 58 (707)  объявлено о проведении  Управлением имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень 31.08.2009  открытого аукциона на право заключения договора аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс) сроком на 10 лет.

 В  извещении  в соответствии с Документацией на проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень (далее - Документация), содержится   информация об условиях участия в аукционе,  которыми предусмотрено, что претенденты на участие в аукционе должны представить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, список ИТР, копии дипломов специалистов, указанных в списке ИТР, копии удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР, документы, подтверждающие наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом, документы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала со специальным теплоэнергетическим образованием.  

Документация утверждена Распоряжением Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 31.07.2009 № 13.

Пункт 3.1 Документации устанавливает, что претенденты на участие в    аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – Теплоэнергетического имущественного комплекса должны иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и укомплектованный штат работников в соответствии с установленными требованиями, соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности .

Согласно пункту 3.4 Документации   для участия в аукционе претенденты должны представить:

лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов;

список ИТР, копии дипломов специалистов, указанных в списке и копии удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР;

 документы, подтверждающие наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом;

документы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала, со специальным теплоэнергетическим образованием.    

По данным журнала регистрации заявок по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса заявки были поданы ОАО «Теплоэнергетическая компания», ООО «Топливно-Тепловая компания» и ООО «Теплоэнерго» (заявитель).   

Заявителем  заявка на участие в аукционе подана 26.08.2009.

Согласно протоколу № 1 от 28.08. 2009 рассмотрения заявок на участие в аукционе к участию в аукционе допущены ОАО «Теплоэнергетическая компания»   и ООО « Топливно-Тепловая компания». 

Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе   по следующим основаниям: представленные документы не подтверждают право претендента быть арендатором муниципального имущества; не представлены  документы в соответствии с перечнем, указанным в  пункте 3.4 Документации, а именно, список ИТР, копии дипломов специалистов, указанных в списке и копии удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР; документы, подтверждающие наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом;  документы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала, со специальным теплоэнергетическим образованием.  

Вместе с тем, в аукционную комиссию для участия в аукционе заявителем  представлена  лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (опасных производственных объектов на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПА или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия) № ЭВ-74-000132 (К), сроком действия от 07.02.2006 по 07.02.2011.   

Протоколом № 2 от 31.08.2009 проведения и определения победителя аукциона победителем аукциона признано ОАО «Теплоэнергетическая компания».

По результатам аукциона с ОАО «Теплоэнергетическая компания» заключен договор аренды № 355 от 31.08.2009.

ОАО «Теплоэнергетическая компания»  для участия в аукционе представило копию лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов (использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия), а также документы о наличии  укомплектованного штата соответствующей квалификации, предусмотренные пунктом 3.4 Документации.

ОАО «Теплоэнергетическая компания» является арендатором Теплоэнергетического имущественного комплекса с 25.07.2008 по результатам торгов от 24.07.2008, что подтверждается  постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.04.2009, Определением ВАС РФ от 03 августа 2009.

Документы, дающие право эксплуатировать взрывопожароопасные объекты, входящие в состав Теплоэнергетического имущественного комплекса,  оформлены ОАО  «Теплоэнергетическая компания» после того, как Теплоэнергетический имущественный комплекс был передан в аренду ОАО «Теплоэнергетическая компания» по результатам торгов: лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов выдана 28 ноября 2008 г., работники аттестованы в области промышленной безопасности в период с сентября по ноябрь 2008 г., приказы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок предприятия и об организации и осуществлении производственного контроля на опасных производственных объектах предприятия изданы 20.10.2008.  

Таким образом, на момент проведения аукциона требованиям к  претендентам на участие в аукционе, установленным пунктом 3.4 Документации, соответствовало только ОАО «Теплоэнергетическая компания».

ООО «Топливно-Тепловая компания» допущена к участию в аукционе при представлении неполного пакета документов,   а именно, при отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов, предусмотренной пунктом 3.4. Документации.

Заявитель при представлении неполного пакета документов (документов об укомплектовании штата  квалифицированным персоналом,   аттестованным в области промышленной безопасности, и наличии энергетических служб), предусмотренных пунктом 3.4 Документации, не допущен к участию в аукционе. 

Решение ответчика об отказе в допуске к участию в аукционе по причине отсутствия укомплектованного штата работников в соответствии с установленными требованиями, соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности, обжаловано заявителем в Арбитражный суд Приморского края.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2009 по делу № А51-14722/2009,оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010, отказ Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень в допуске  заявителя к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – объекта коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс)  признан незаконным.  

11 сентября 2009 года Арбитражным судом Приморского края   возбуждено дело № А51-15648/2009 по иску ООО «Теплоэнерго» к Управлению имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень о признании недействительным аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса. 

Определением от 20.01.2010  производство  по делу № А51-15648/2009 приостановлено до вступления в законную сил решения Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-14722/2009.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 16 марта 2010 года производство по делу А51-14722/2009 возобновлено.

При таких обстоятельствах Комиссия   находит действия ответчика по установлению пунктами 3.1 и 3.4 Документации требований к участникам аукциона о предоставлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и документов, подтверждающих наличие укомплектованного штата работников,   соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности, незаконными по следующим основаниям.   

В соответствии с    пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе доступа к информации, если иное не установлено федеральным   законом.

Часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусматривает, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.    

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности), которым руководствовался ответчик при установлении указанных требований к участникам аукциона, не содержит ограничений участия в приобретении объекта, относящегося к опасному производственному объекту, не ограничивает приобретение объекта какими-либо условиями.  

Наличие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и укомплектованного штата работников, соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности,   - это требования, установленные пунктом 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности к промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.    

Согласно   пункту 7 «а»  Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ № 599 от 12.08.2008,  для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у него на праве собственности или на ином законном основании взрывопожароопасного объекта.

Следовательно, для получения права эксплуатировать опасный производственный объект, которое дает лицензия, этот объект необходимо приобрести.

Позиция о первичности   приобретения взрывопожароопасного объекта по отношению к получению лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта выражена в Постановлении Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 апреля 2009 г. № Ф03 -1210/2009 и подтверждена Определением ВАС РФ от 03.08.2009 № ВАС-8090/090.

Вывод о незаконности установления ответчиком требования к претендентам на участие в аукционе о представлении документов, а именно, списка ИТР, копий дипломов специалистов, указанных в списке ИТР, копий удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР, документов, подтверждающих наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом, документов о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала со специальным теплоэнергетическим образованием, содержится в решении Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2009 по делу № А51-14722/2009,оставленном без изменения  постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010.

Таким образом, обжалуемые заявителем требования к претендентам на участие в аукционе, предусмотренные пунктами 3.1 и 3.4 Документации, не могли быть установлены в качестве условий допуска к участию в аукционе на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса, так как они не предусмотрены федеральными законами и иными нормативными актами.

Из установленных Комиссией обстоятельств следует, что ответчик, установив не предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами требования к претендентам на участие в аукционе, создал участнику аукциона ОАО «Теплоэнергетическая компания» преимущественные условия участия в аукционе, так как на момент проведения аукциона только оно соответствовало этим требованиям. 

Учитывая то,  что ООО «Топливно-Тепловая компания» было допущено к участию в аукционе при отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, наличие которой предусмотрено установленными ответчиком требованиями, ответчиком созданы преимущественные условия участия в аукционе  также для ООО «Топливно-Тепловая компания».

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень  нарушения   пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции».   

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,   частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 
 РЕШИЛА:
 

1.Признать факт нарушения   Управлением имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень     пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ « О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании участнику аукциона преимущественных условий участия в аукционе и установлении не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами требований, которые ограничили доступ ООО «Теплоэнерго» к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс), расположенного в  г. Большой Камень Приморского края.

2. Основание для обращения Приморского УФАС России в суд с иском о признании  недействительными аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс) и заключенного по результатам этого аукциона договора  отсутствует в связи с возбуждением Арбитражным судом Приморского края дела № А51-15648/2009 по  иску                   ООО «Теплоэнерго».   

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Приморского края в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>




                                                        
 Решение по делу № 31-к
 

  15 апреля 2010  года                                                                         

 г. Владивосток

 

Резолютивная часть решения объявлена: 15 апреля   2010 г.

Полный текст решения изготовлен:    16 апреля 2010 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: Трякин В.В. – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии: Бессонов С.К. – начальник отдела контроля органоввласти;

Самсонова В.М. – главный специалист-эксперт отдела

контроля органов власти;

Петров А.Л. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти, 

рассмотрев дело № 31, возбужденное по признакам нарушения   Управлением имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень (ул. Карла Маркса, д. 4 г. Большой Камень, Приморский край, 692810)   пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании участнику аукциона преимущественных условий участия в аукционе и установлении не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами дополнительных требований, которые могут ограничить доступ ООО «Теплоэнерго» к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс), расположенного в  г. Большой Камень Приморского края   

 
при участии:

от заявителя: представители ООО «Теплоэнерго» Терентьев А.Е., доверенность от 27.08.2009; Ячина А.С., доверенность от 09.11.2009, удостоверение адвоката № 1049 от 10.01.2003.  

от ответчика:  главный специалист 1 разряда правового управления администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Абдуллина А.Г., доверенность № 586 от 14.04.2010. 

 
УСТАНОВИЛА:   
 

ООО «Теплоэнерго»  обратилось в Приморское УФАС России с заявлением о проверке законности требований, установленных Управлением имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень к участникам аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса, являющегося муниципальным имуществом – объектом коммунальной инфраструктуры и с жалобой   на действия Управления имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень по организации торгов в форме открытого аукциона на право заключения долгосрочного договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс).

В заявлении и жалобе заявитель указывает, что Управлением имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень объявлено о проведении аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного конкурса.

 В извещении о проведении аукциона  содержится   информация об условиях участия в аукционе,  которыми предусмотрено, что претенденты на участие в аукционе должны представить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, список ИТР, копии дипломов специалистов, указанных в списке ИТР, копии удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР, документы, подтверждающие наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом, документы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала со специальным теплоэнергетическим образованием.  

Заявитель, который намерен принять участие в аукционе, считает, что вышеперечисленные требования, предъявляемые к участникам аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса, не установлены   федеральными законами и  иными нормативным правовыми актами, ограничивают доступ претендентов на участие в аукционе, их установление является нарушением требований части 2 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

Дело № 31-к возбуждено по признакам нарушения Управлением имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень    пункта 2 части 1 статьи 17 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании участнику аукциона преимущественных условий участия в аукционе и в установлении документацией об аукционе не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами требований, которые могут ограничить доступ ООО «Теплоэнерго» к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс), расположенного в г. Большой Камень Приморского края.  

Определением от 22.09.2009 Комиссией рассмотрение дела приостановлено в   соответствии   с пунктом 1 части 3 статьи 47 Федерального закона от   26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в связи с тем, что Арбитражным судом Приморского края   07.09.2009  возбуждено дело № А51-14722/2009 по заявлению  ООО «Теплоэнерго» к Управлению имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень об оспаривании решения Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень об отказе в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс).   

Дело, возбужденное Арбитражным судом Приморского края, имело значение для рассмотрения дела № 31-к о нарушении антимонопольного законодательства, так как предметом судебного  разбирательства являлся отказ в допуске ООО «Теплоэнерго» к участию в аукционе   на право заключения договора аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс), незаконность которого обоснована нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Дело рассмотрением приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края  по делу   № А51-14722/2009.  

Определением Комиссии от 9.03.2010 рассмотрение дела № 31-к    возобновлено в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления рассмотрения этого дела, а именно, в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2009 по делу № А 51-14722/2009,  

Заявитель на рассмотрении дела поддержал позицию, изложенную в   жалобе, указав, что не был допущен ответчиком к участию в аукционе на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса из-за непредставления документов, подтверждающих наличие укомплектованного штата работников, соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2009, оставленным без изменения Пятым арбитражным апелляционным судом, отказ  в допуске  к участию в аукционе признан незаконным.

Ответчик не согласился с жалобой, так как считает, что обжалуемые заявителем требования к претендентам на участие в аукционе установлены  в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проанализировав их доводы и возражения, исследовав материалы дела, Комиссия считает установленными следующие обстоятельства.

30.07.2009 в газете «ЗАТО» № 58 (707)  объявлено о проведении  Управлением имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень 31.08.2009  открытого аукциона на право заключения договора аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс) сроком на 10 лет.

 В  извещении  в соответствии с Документацией на проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень (далее - Документация), содержится   информация об условиях участия в аукционе,  которыми предусмотрено, что претенденты на участие в аукционе должны представить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, список ИТР, копии дипломов специалистов, указанных в списке ИТР, копии удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР, документы, подтверждающие наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом, документы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала со специальным теплоэнергетическим образованием.  

Документация утверждена Распоряжением Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 31.07.2009 № 13.

Пункт 3.1 Документации устанавливает, что претенденты на участие в    аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – Теплоэнергетического имущественного комплекса должны иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и укомплектованный штат работников в соответствии с установленными требованиями, соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности .

Согласно пункту 3.4 Документации   для участия в аукционе претенденты должны представить:

лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов;

список ИТР, копии дипломов специалистов, указанных в списке и копии удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР;

 документы, подтверждающие наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом;

документы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала, со специальным теплоэнергетическим образованием.    

По данным журнала регистрации заявок по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса заявки были поданы ОАО «Теплоэнергетическая компания», ООО «Топливно-Тепловая компания» и ООО «Теплоэнерго» (заявитель).   

Заявителем  заявка на участие в аукционе подана 26.08.2009.

Согласно протоколу № 1 от 28.08. 2009 рассмотрения заявок на участие в аукционе к участию в аукционе допущены ОАО «Теплоэнергетическая компания»   и ООО « Топливно-Тепловая компания». 

Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе   по следующим основаниям: представленные документы не подтверждают право претендента быть арендатором муниципального имущества; не представлены  документы в соответствии с перечнем, указанным в  пункте 3.4 Документации, а именно, список ИТР, копии дипломов специалистов, указанных в списке и копии удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР; документы, подтверждающие наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом;  документы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала, со специальным теплоэнергетическим образованием.  

Вместе с тем, в аукционную комиссию для участия в аукционе заявителем  представлена  лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (опасных производственных объектов на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПА или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия) № ЭВ-74-000132 (К), сроком действия от 07.02.2006 по 07.02.2011.   

Протоколом № 2 от 31.08.2009 проведения и определения победителя аукциона победителем аукциона признано ОАО «Теплоэнергетическая компания».

По результатам аукциона с ОАО «Теплоэнергетическая компания» заключен договор аренды № 355 от 31.08.2009.

ОАО «Теплоэнергетическая компания»  для участия в аукционе представило копию лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов (использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия), а также документы о наличии  укомплектованного штата соответствующей квалификации, предусмотренные пунктом 3.4 Документации.

ОАО «Теплоэнергетическая компания» является арендатором Теплоэнергетического имущественного комплекса с 25.07.2008 по результатам торгов от 24.07.2008, что подтверждается  постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.04.2009, Определением ВАС РФ от 03 августа 2009.

Документы, дающие право эксплуатировать взрывопожароопасные объекты, входящие в состав Теплоэнергетического имущественного комплекса,  оформлены ОАО  «Теплоэнергетическая компания» после того, как Теплоэнергетический имущественный комплекс был передан в аренду ОАО «Теплоэнергетическая компания» по результатам торгов: лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов выдана 28 ноября 2008 г., работники аттестованы в области промышленной безопасности в период с сентября по ноябрь 2008 г., приказы о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок предприятия и об организации и осуществлении производственного контроля на опасных производственных объектах предприятия изданы 20.10.2008.  

Таким образом, на момент проведения аукциона требованиям к  претендентам на участие в аукционе, установленным пунктом 3.4 Документации, соответствовало только ОАО «Теплоэнергетическая компания».

ООО «Топливно-Тепловая компания» допущена к участию в аукционе при представлении неполного пакета документов,   а именно, при отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов, предусмотренной пунктом 3.4. Документации.

Заявитель при представлении неполного пакета документов (документов об укомплектовании штата  квалифицированным персоналом,   аттестованным в области промышленной безопасности, и наличии энергетических служб), предусмотренных пунктом 3.4 Документации, не допущен к участию в аукционе. 

Решение ответчика об отказе в допуске к участию в аукционе по причине отсутствия укомплектованного штата работников в соответствии с установленными требованиями, соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности, обжаловано заявителем в Арбитражный суд Приморского края.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2009 по делу № А51-14722/2009,оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010, отказ Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень в допуске  заявителя к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – объекта коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс)  признан незаконным.  

11 сентября 2009 года Арбитражным судом Приморского края   возбуждено дело № А51-15648/2009 по иску ООО «Теплоэнерго» к Управлению имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень о признании недействительным аукциона на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса. 

Определением от 20.01.2010  производство  по делу № А51-15648/2009 приостановлено до вступления в законную сил решения Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-14722/2009.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 16 марта 2010 года производство по делу А51-14722/2009 возобновлено.

При таких обстоятельствах Комиссия   находит действия ответчика по установлению пунктами 3.1 и 3.4 Документации требований к участникам аукциона о предоставлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и документов, подтверждающих наличие укомплектованного штата работников,   соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности, незаконными по следующим основаниям.   

В соответствии с    пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе доступа к информации, если иное не установлено федеральным   законом.

Часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусматривает, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.    

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности), которым руководствовался ответчик при установлении указанных требований к участникам аукциона, не содержит ограничений участия в приобретении объекта, относящегося к опасному производственному объекту, не ограничивает приобретение объекта какими-либо условиями.  

Наличие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и укомплектованного штата работников, соответствующих квалификационным требованиям, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности,   - это требования, установленные пунктом 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности к промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.    

Согласно   пункту 7 «а»  Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ № 599 от 12.08.2008,  для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у него на праве собственности или на ином законном основании взрывопожароопасного объекта.

Следовательно, для получения права эксплуатировать опасный производственный объект, которое дает лицензия, этот объект необходимо приобрести.

Позиция о первичности   приобретения взрывопожароопасного объекта по отношению к получению лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта выражена в Постановлении Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 апреля 2009 г. № Ф03 -1210/2009 и подтверждена Определением ВАС РФ от 03.08.2009 № ВАС-8090/090.

Вывод о незаконности установления ответчиком требования к претендентам на участие в аукционе о представлении документов, а именно, списка ИТР, копий дипломов специалистов, указанных в списке ИТР, копий удостоверений и протоколов аттестаций по промышленной безопасности руководителя и ИТР, документов, подтверждающих наличие энергослужбы, укомплектованной соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом, документов о назначении ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации из числа управленческого персонала со специальным теплоэнергетическим образованием, содержится в решении Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2009 по делу № А51-14722/2009,оставленном без изменения  постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010.

Таким образом, обжалуемые заявителем требования к претендентам на участие в аукционе, предусмотренные пунктами 3.1 и 3.4 Документации, не могли быть установлены в качестве условий допуска к участию в аукционе на право заключения договора аренды Теплоэнергетического имущественного комплекса, так как они не предусмотрены федеральными законами и иными нормативными актами.

Из установленных Комиссией обстоятельств следует, что ответчик, установив не предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами требования к претендентам на участие в аукционе, создал участнику аукциона ОАО «Теплоэнергетическая компания» преимущественные условия участия в аукционе, так как на момент проведения аукциона только оно соответствовало этим требованиям. 

Учитывая то,  что ООО «Топливно-Тепловая компания» было допущено к участию в аукционе при отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, наличие которой предусмотрено установленными ответчиком требованиями, ответчиком созданы преимущественные условия участия в аукционе  также для ООО «Топливно-Тепловая компания».

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень  нарушения   пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции».   

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,   частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 
 РЕШИЛА:
 

1.Признать факт нарушения   Управлением имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень     пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ « О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании участнику аукциона преимущественных условий участия в аукционе и установлении не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами требований, которые ограничили доступ ООО «Теплоэнерго» к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс), расположенного в  г. Большой Камень Приморского края.

2. Основание для обращения Приморского УФАС России в суд с иском о признании  недействительными аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (Теплоэнергетический имущественный комплекс) и заключенного по результатам этого аукциона договора  отсутствует в связи с возбуждением Арбитражным судом Приморского края дела № А51-15648/2009 по  иску                   ООО «Теплоэнерго».   

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Приморского края в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 




[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Решение по делу № 31-к в отношении Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 31-к в отношении Управления имущественных отношений Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-22 04:49:50 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-22 04:49:50 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321539006 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Приморское УФАС России )