Решение по делу № 12/08-2010 в отношении Управления лесным хозяйством Приморского края

Дата публикации: 26 апреля 2010, 18:26

      дело № 12/08-2010                                                             

 20 апреля 2010 года                                                                     

  г. Владивосток 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии:   Белобородова М.В. – заместителя руководителя Приморского УФАС России;

членов Комиссии:  Самсоновой В.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;  Лапушкиной О.В. – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 12/08-2010, возбужденное по заявлениям  Индивидуального предпринимателя Ю.Н.Дуб,ОАО «Амгу»,  ООО «Лимонники»,  ООО «Тайга», ОАО «Тернейлес», ОАО «Мельничное»   в отношении Управления лесным хозяйством Приморского края (690024, г. Владивосток, ул. Белинского, д. 3-а) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии  
от заявителей:

директора  ООО «Лимонники» Радчук В.А.,;

представителяООО «Тайга» Яцык К.Ю., ;

начальника отдела лесоуправления ОАО «Тернелес» Халиулова Р.И.,

начальника отдела лесоуправления ОАО «Мельничное» Халиулова Р.И., ;

представителя ИП Дуб Ю.Н. – Дуб А.Ю.,;
 
главного инженера  ОАО «АМГУ» Шуликина Н.А.,
 
УСТАНОВИЛА: 
 

Индивидуальный предприниматель Дуб Ю.Н., ОАО «Амгу», ООО «Лимонники»,ООО «Тайга», ОАО «Тернелес» и ОАО «Мельничное»  обратились в Приморское УФАС России с заявлениями, в которых указывалось о том, что Управление лесным хозяйством Приморского края при переоформлении  договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков в нарушение статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установила арендную плату, значительно превышающую минимальный размер арендной платы.

По мнению заявителей, взимание арендной платы, не соответствующей статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, необоснованно препятствует осуществлению ими деятельности.  

В связи с тем, что заявители без договоров аренды лесных участков не могли осуществлять хозяйственную деятельность, они были вынуждены заключить договоры аренды лесных участков в части арендной платы, превышающей минимальный размер арендной платы, на условиях Управления лесным хозяйством Приморского края.

При рассмотрении дела заявители поддержали свою позицию, изложенную в заявлениях.

Управление лесным хозяйством Приморского края не согласно с заявителями. В письменном пояснении указало, что арендная плата по действующим договорам (до приведения их в соответствие с Лесным кодексом) включала две составляющие – минимальную часть, направляемую в федеральный бюджет и превышение над минимальной частью, направляемое в краевой бюджет. Превышение в действующих до 01.01.2007 договорах аренды было создано за счет коэффициентов, устанавливаемых директивно. При приведении договоров аренды лесных участков в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации при расчете арендной платы в договорах аренды лесных участков сверх минимальная часть арендной платы определялась в том же процентном соотношении к минимальной части, в котором она находилась в приводимых договорах аренды участков лесного фонда.   

Разница в процентах, превышающих минимальный размер арендной платы по договорам обусловлена тем обстоятельством, что часть участков передавалась в аренду по результатам конкурсов, предлагаемые размеры арендной платы предлагались разные, часть платы, превышающая минимальную, по договорам различна.

Нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения повышающего размера арендной платы по договору аренды лесного участка, не установлено. Вопрос расчета арендной платы в части, превышающей минимальный размер арендной платы, законодательно не урегулирован.  

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проанализировав их доводы и возражения, исследовав материалы дела, Комиссия считает установленными следующие обстоятельства.

Управлением лесным хозяйством Приморского края в порядке переоформления   договоров аренды участков лесного фонда, заключенных до 01.01.2007 года,   заключены   договоры аренды лесных участков № 9/29 от 12.05.2008, № 24/29 от 20.06.2008 (с дополнительными соглашениями от 15.01.2009) с ИП Дуб Ю.Н.; №   213/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009), № 214/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009), № 216/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009) с ОАО «АМГУ»; № 93/29 от 08.10.2008 с ООО «Лимонники »; № 94/29 от 08.10.2008 с ООО «Тайга»; № 206/29 от 04.12.2008, № 207/29 от 04.12.2008, № 208/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009) , № 209/29 от 04.12.2008, № 210/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009), № 211/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009), № 400 от 18.06.2008 (с дополнительным соглашением от 20.01.2010) с   ОАО «Тернейлес»; № 123/29 от 29.10.2008 (с дополнительным соглашением от 18.03.2009), № 157/29 от 14.11.2008 (с дополнительным соглашением от 18.03.2009), № 158/29 от 14.11.2008 (с дополнительным соглашением от 18.03.2009) с ОАО «Мельничное».

В перечисленных выше договорах аренды лесных участков и дополнительных соглашениях к ним размер арендной платы включает как минимальный размер арендной платы, так и часть арендной платы, превышающую минимальный размер арендной платы.

При расчете части арендной платы, превышающей минимальный размер арендной платы, Управлением лесным хозяйством Приморского края для каждого из заявителей применялся различный повышающий коэффициент, который устанавливался произвольно, без соответствующего нормативного обоснования.

При таких обстоятельствах Комиссия   находит действия  Управления лесным хозяйством Приморского края по установлению в указанных договорах аренды лесных участков арендной платы, превышающей минимальный размер, нормативно необоснованными по следующим основаниям. 

Нормативное регулирование арендной платы при использовании лесных участков осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006, введенным в действие с 01.01.2007.   

Согласно части 1 статьи 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы.

Частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации  установлено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007  № 310.  

Статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.  

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов России от 04.10.2007 № 258 (далее – Приказ).

Пунктами 10 и 11 Приказа установлено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.

При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310.

Исходя из этих норм, установление арендной платы, превышающей минимальный размер, при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с  Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством РФ не предусмотрено.  

Действующее законодательство РФ не предусматривает установление при заключении договоров аренды участков лесного фонда арендной платы сверх минимального размера арендной платы, иначе как по результатам лесного аукциона.  

Из установленных Комиссией обстоятельств следует, что действия Управления лесным хозяйством Приморского края по установлению в договорах аренды лесных участков, заключенных с заявителями,   арендной платы, превышающей минимальный размер арендной платы, путем произвольного применения различных повышающих коэффициентов без   нормативного обоснования, создают неравные условия для арендаторов лесных участков  при осуществлении ими лесозаготовительной деятельности, ставят заявителей как хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению друг с другом, а также с другими хозяйствующими субъектами, действующими на соответствующем товарном рынке.  

Следовательно, действия Управления лесным хозяйством Приморского края влекут ограничение конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.   

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Управления лесным хозяйством нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции».   

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 
РЕШИЛА:
 

1. Признать факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением лесным хозяйством  Приморского края, выразившегося в совершении ограничивающих конкуренцию действий по установлению арендной платы, превышающей  предусмотренный законом минимальный размер арендной платы, в договорах аренды лесных участков № 9/29 от 12.05.2008, № 24/29 от 20.06.2008 (в дополнительных соглашениях от 15.01.2009), № 213/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 214/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 216/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009),   № 93/29 от 08.10.2008,    № 94/29 от 08.10.2008,    № 206/29 от 04.12.2008, № 207/29 от 04.12.2008, № 208/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 209/29 от 04.12.2008, № 210/29 от 04.12.2008 (в  дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 211/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 400 от 18.06.2008 (в дополнительном соглашении от 20.01.2010),    № 123/29 от 29.10.2008 (с дополнительным соглашением от 18.03.2009),  № 157/29 от 14.11.2008 (в дополнительном соглашении от 18.03.2009), № 158/29 от 14.11.2008 (в дополнительном соглашении от 18.03.2009), повлекших для  ИП Дуб Ю.Н., ОАО «АМГУ», ООО «Лимонники»,  ООО «Тайга», ОАО «Тернейлес» и ОАО «Мельничное»   неравные условия при осуществлении ими лесозаготовительной деятельности. 

2. Выдать Управлению лесным хозяйством Приморского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Приморского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 6560 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 12/08-2010 в отношении Управления лесным хозяйством Приморского края [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6560 [type] => solution [language] => ru [created] => 1272252367 [changed] => 1370521173 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521173 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

      дело № 12/08-2010                                                             

 20 апреля 2010 года                                                                     

  г. Владивосток 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии:   Белобородова М.В. – заместителя руководителя Приморского УФАС России;

членов Комиссии:  Самсоновой В.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;  Лапушкиной О.В. – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 12/08-2010, возбужденное по заявлениям  Индивидуального предпринимателя Ю.Н.Дуб,ОАО «Амгу»,  ООО «Лимонники»,  ООО «Тайга», ОАО «Тернейлес», ОАО «Мельничное»   в отношении Управления лесным хозяйством Приморского края (690024, г. Владивосток, ул. Белинского, д. 3-а) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии  
от заявителей:

директора  ООО «Лимонники» Радчук В.А.,;

представителяООО «Тайга» Яцык К.Ю., ;

начальника отдела лесоуправления ОАО «Тернелес» Халиулова Р.И.,

начальника отдела лесоуправления ОАО «Мельничное» Халиулова Р.И., ;

представителя ИП Дуб Ю.Н. – Дуб А.Ю.,;
 
главного инженера  ОАО «АМГУ» Шуликина Н.А.,
 
УСТАНОВИЛА: 
 

Индивидуальный предприниматель Дуб Ю.Н., ОАО «Амгу», ООО «Лимонники»,ООО «Тайга», ОАО «Тернелес» и ОАО «Мельничное»  обратились в Приморское УФАС России с заявлениями, в которых указывалось о том, что Управление лесным хозяйством Приморского края при переоформлении  договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков в нарушение статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установила арендную плату, значительно превышающую минимальный размер арендной платы.

По мнению заявителей, взимание арендной платы, не соответствующей статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, необоснованно препятствует осуществлению ими деятельности.  

В связи с тем, что заявители без договоров аренды лесных участков не могли осуществлять хозяйственную деятельность, они были вынуждены заключить договоры аренды лесных участков в части арендной платы, превышающей минимальный размер арендной платы, на условиях Управления лесным хозяйством Приморского края.

При рассмотрении дела заявители поддержали свою позицию, изложенную в заявлениях.

Управление лесным хозяйством Приморского края не согласно с заявителями. В письменном пояснении указало, что арендная плата по действующим договорам (до приведения их в соответствие с Лесным кодексом) включала две составляющие – минимальную часть, направляемую в федеральный бюджет и превышение над минимальной частью, направляемое в краевой бюджет. Превышение в действующих до 01.01.2007 договорах аренды было создано за счет коэффициентов, устанавливаемых директивно. При приведении договоров аренды лесных участков в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации при расчете арендной платы в договорах аренды лесных участков сверх минимальная часть арендной платы определялась в том же процентном соотношении к минимальной части, в котором она находилась в приводимых договорах аренды участков лесного фонда.   

Разница в процентах, превышающих минимальный размер арендной платы по договорам обусловлена тем обстоятельством, что часть участков передавалась в аренду по результатам конкурсов, предлагаемые размеры арендной платы предлагались разные, часть платы, превышающая минимальную, по договорам различна.

Нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения повышающего размера арендной платы по договору аренды лесного участка, не установлено. Вопрос расчета арендной платы в части, превышающей минимальный размер арендной платы, законодательно не урегулирован.  

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проанализировав их доводы и возражения, исследовав материалы дела, Комиссия считает установленными следующие обстоятельства.

Управлением лесным хозяйством Приморского края в порядке переоформления   договоров аренды участков лесного фонда, заключенных до 01.01.2007 года,   заключены   договоры аренды лесных участков № 9/29 от 12.05.2008, № 24/29 от 20.06.2008 (с дополнительными соглашениями от 15.01.2009) с ИП Дуб Ю.Н.; №   213/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009), № 214/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009), № 216/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009) с ОАО «АМГУ»; № 93/29 от 08.10.2008 с ООО «Лимонники »; № 94/29 от 08.10.2008 с ООО «Тайга»; № 206/29 от 04.12.2008, № 207/29 от 04.12.2008, № 208/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009) , № 209/29 от 04.12.2008, № 210/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009), № 211/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009), № 400 от 18.06.2008 (с дополнительным соглашением от 20.01.2010) с   ОАО «Тернейлес»; № 123/29 от 29.10.2008 (с дополнительным соглашением от 18.03.2009), № 157/29 от 14.11.2008 (с дополнительным соглашением от 18.03.2009), № 158/29 от 14.11.2008 (с дополнительным соглашением от 18.03.2009) с ОАО «Мельничное».

В перечисленных выше договорах аренды лесных участков и дополнительных соглашениях к ним размер арендной платы включает как минимальный размер арендной платы, так и часть арендной платы, превышающую минимальный размер арендной платы.

При расчете части арендной платы, превышающей минимальный размер арендной платы, Управлением лесным хозяйством Приморского края для каждого из заявителей применялся различный повышающий коэффициент, который устанавливался произвольно, без соответствующего нормативного обоснования.

При таких обстоятельствах Комиссия   находит действия  Управления лесным хозяйством Приморского края по установлению в указанных договорах аренды лесных участков арендной платы, превышающей минимальный размер, нормативно необоснованными по следующим основаниям. 

Нормативное регулирование арендной платы при использовании лесных участков осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006, введенным в действие с 01.01.2007.   

Согласно части 1 статьи 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы.

Частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации  установлено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007  № 310.  

Статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.  

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов России от 04.10.2007 № 258 (далее – Приказ).

Пунктами 10 и 11 Приказа установлено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.

При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310.

Исходя из этих норм, установление арендной платы, превышающей минимальный размер, при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с  Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством РФ не предусмотрено.  

Действующее законодательство РФ не предусматривает установление при заключении договоров аренды участков лесного фонда арендной платы сверх минимального размера арендной платы, иначе как по результатам лесного аукциона.  

Из установленных Комиссией обстоятельств следует, что действия Управления лесным хозяйством Приморского края по установлению в договорах аренды лесных участков, заключенных с заявителями,   арендной платы, превышающей минимальный размер арендной платы, путем произвольного применения различных повышающих коэффициентов без   нормативного обоснования, создают неравные условия для арендаторов лесных участков  при осуществлении ими лесозаготовительной деятельности, ставят заявителей как хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению друг с другом, а также с другими хозяйствующими субъектами, действующими на соответствующем товарном рынке.  

Следовательно, действия Управления лесным хозяйством Приморского края влекут ограничение конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.   

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Управления лесным хозяйством нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции».   

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 
РЕШИЛА:
 

1. Признать факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением лесным хозяйством  Приморского края, выразившегося в совершении ограничивающих конкуренцию действий по установлению арендной платы, превышающей  предусмотренный законом минимальный размер арендной платы, в договорах аренды лесных участков № 9/29 от 12.05.2008, № 24/29 от 20.06.2008 (в дополнительных соглашениях от 15.01.2009), № 213/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 214/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 216/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009),   № 93/29 от 08.10.2008,    № 94/29 от 08.10.2008,    № 206/29 от 04.12.2008, № 207/29 от 04.12.2008, № 208/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 209/29 от 04.12.2008, № 210/29 от 04.12.2008 (в  дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 211/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 400 от 18.06.2008 (в дополнительном соглашении от 20.01.2010),    № 123/29 от 29.10.2008 (с дополнительным соглашением от 18.03.2009),  № 157/29 от 14.11.2008 (в дополнительном соглашении от 18.03.2009), № 158/29 от 14.11.2008 (в дополнительном соглашении от 18.03.2009), повлекших для  ИП Дуб Ю.Н., ОАО «АМГУ», ООО «Лимонники»,  ООО «Тайга», ОАО «Тернейлес» и ОАО «Мельничное»   неравные условия при осуществлении ими лесозаготовительной деятельности. 

2. Выдать Управлению лесным хозяйством Приморского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Приморского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>




      дело № 12/08-2010                                                             

 20 апреля 2010 года                                                                     

  г. Владивосток 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии:   Белобородова М.В. – заместителя руководителя Приморского УФАС России;

членов Комиссии:  Самсоновой В.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;  Лапушкиной О.В. – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 12/08-2010, возбужденное по заявлениям  Индивидуального предпринимателя Ю.Н.Дуб,ОАО «Амгу»,  ООО «Лимонники»,  ООО «Тайга», ОАО «Тернейлес», ОАО «Мельничное»   в отношении Управления лесным хозяйством Приморского края (690024, г. Владивосток, ул. Белинского, д. 3-а) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии  
от заявителей:

директора  ООО «Лимонники» Радчук В.А.,;

представителяООО «Тайга» Яцык К.Ю., ;

начальника отдела лесоуправления ОАО «Тернелес» Халиулова Р.И.,

начальника отдела лесоуправления ОАО «Мельничное» Халиулова Р.И., ;

представителя ИП Дуб Ю.Н. – Дуб А.Ю.,;
 
главного инженера  ОАО «АМГУ» Шуликина Н.А.,
 
УСТАНОВИЛА: 
 

Индивидуальный предприниматель Дуб Ю.Н., ОАО «Амгу», ООО «Лимонники»,ООО «Тайга», ОАО «Тернелес» и ОАО «Мельничное»  обратились в Приморское УФАС России с заявлениями, в которых указывалось о том, что Управление лесным хозяйством Приморского края при переоформлении  договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков в нарушение статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установила арендную плату, значительно превышающую минимальный размер арендной платы.

По мнению заявителей, взимание арендной платы, не соответствующей статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, необоснованно препятствует осуществлению ими деятельности.  

В связи с тем, что заявители без договоров аренды лесных участков не могли осуществлять хозяйственную деятельность, они были вынуждены заключить договоры аренды лесных участков в части арендной платы, превышающей минимальный размер арендной платы, на условиях Управления лесным хозяйством Приморского края.

При рассмотрении дела заявители поддержали свою позицию, изложенную в заявлениях.

Управление лесным хозяйством Приморского края не согласно с заявителями. В письменном пояснении указало, что арендная плата по действующим договорам (до приведения их в соответствие с Лесным кодексом) включала две составляющие – минимальную часть, направляемую в федеральный бюджет и превышение над минимальной частью, направляемое в краевой бюджет. Превышение в действующих до 01.01.2007 договорах аренды было создано за счет коэффициентов, устанавливаемых директивно. При приведении договоров аренды лесных участков в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации при расчете арендной платы в договорах аренды лесных участков сверх минимальная часть арендной платы определялась в том же процентном соотношении к минимальной части, в котором она находилась в приводимых договорах аренды участков лесного фонда.   

Разница в процентах, превышающих минимальный размер арендной платы по договорам обусловлена тем обстоятельством, что часть участков передавалась в аренду по результатам конкурсов, предлагаемые размеры арендной платы предлагались разные, часть платы, превышающая минимальную, по договорам различна.

Нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения повышающего размера арендной платы по договору аренды лесного участка, не установлено. Вопрос расчета арендной платы в части, превышающей минимальный размер арендной платы, законодательно не урегулирован.  

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проанализировав их доводы и возражения, исследовав материалы дела, Комиссия считает установленными следующие обстоятельства.

Управлением лесным хозяйством Приморского края в порядке переоформления   договоров аренды участков лесного фонда, заключенных до 01.01.2007 года,   заключены   договоры аренды лесных участков № 9/29 от 12.05.2008, № 24/29 от 20.06.2008 (с дополнительными соглашениями от 15.01.2009) с ИП Дуб Ю.Н.; №   213/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009), № 214/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009), № 216/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009) с ОАО «АМГУ»; № 93/29 от 08.10.2008 с ООО «Лимонники »; № 94/29 от 08.10.2008 с ООО «Тайга»; № 206/29 от 04.12.2008, № 207/29 от 04.12.2008, № 208/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009) , № 209/29 от 04.12.2008, № 210/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009), № 211/29 от 04.12.2008 (с дополнительным соглашением от 22.04.2009), № 400 от 18.06.2008 (с дополнительным соглашением от 20.01.2010) с   ОАО «Тернейлес»; № 123/29 от 29.10.2008 (с дополнительным соглашением от 18.03.2009), № 157/29 от 14.11.2008 (с дополнительным соглашением от 18.03.2009), № 158/29 от 14.11.2008 (с дополнительным соглашением от 18.03.2009) с ОАО «Мельничное».

В перечисленных выше договорах аренды лесных участков и дополнительных соглашениях к ним размер арендной платы включает как минимальный размер арендной платы, так и часть арендной платы, превышающую минимальный размер арендной платы.

При расчете части арендной платы, превышающей минимальный размер арендной платы, Управлением лесным хозяйством Приморского края для каждого из заявителей применялся различный повышающий коэффициент, который устанавливался произвольно, без соответствующего нормативного обоснования.

При таких обстоятельствах Комиссия   находит действия  Управления лесным хозяйством Приморского края по установлению в указанных договорах аренды лесных участков арендной платы, превышающей минимальный размер, нормативно необоснованными по следующим основаниям. 

Нормативное регулирование арендной платы при использовании лесных участков осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006, введенным в действие с 01.01.2007.   

Согласно части 1 статьи 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы.

Частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации  установлено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007  № 310.  

Статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.  

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов России от 04.10.2007 № 258 (далее – Приказ).

Пунктами 10 и 11 Приказа установлено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.

При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310.

Исходя из этих норм, установление арендной платы, превышающей минимальный размер, при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с  Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством РФ не предусмотрено.  

Действующее законодательство РФ не предусматривает установление при заключении договоров аренды участков лесного фонда арендной платы сверх минимального размера арендной платы, иначе как по результатам лесного аукциона.  

Из установленных Комиссией обстоятельств следует, что действия Управления лесным хозяйством Приморского края по установлению в договорах аренды лесных участков, заключенных с заявителями,   арендной платы, превышающей минимальный размер арендной платы, путем произвольного применения различных повышающих коэффициентов без   нормативного обоснования, создают неравные условия для арендаторов лесных участков  при осуществлении ими лесозаготовительной деятельности, ставят заявителей как хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению друг с другом, а также с другими хозяйствующими субъектами, действующими на соответствующем товарном рынке.  

Следовательно, действия Управления лесным хозяйством Приморского края влекут ограничение конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.   

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Управления лесным хозяйством нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции».   

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 
РЕШИЛА:
 

1. Признать факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением лесным хозяйством  Приморского края, выразившегося в совершении ограничивающих конкуренцию действий по установлению арендной платы, превышающей  предусмотренный законом минимальный размер арендной платы, в договорах аренды лесных участков № 9/29 от 12.05.2008, № 24/29 от 20.06.2008 (в дополнительных соглашениях от 15.01.2009), № 213/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 214/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 216/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009),   № 93/29 от 08.10.2008,    № 94/29 от 08.10.2008,    № 206/29 от 04.12.2008, № 207/29 от 04.12.2008, № 208/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 209/29 от 04.12.2008, № 210/29 от 04.12.2008 (в  дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 211/29 от 04.12.2008 (в дополнительном соглашении от 22.04.2009), № 400 от 18.06.2008 (в дополнительном соглашении от 20.01.2010),    № 123/29 от 29.10.2008 (с дополнительным соглашением от 18.03.2009),  № 157/29 от 14.11.2008 (в дополнительном соглашении от 18.03.2009), № 158/29 от 14.11.2008 (в дополнительном соглашении от 18.03.2009), повлекших для  ИП Дуб Ю.Н., ОАО «АМГУ», ООО «Лимонники»,  ООО «Тайга», ОАО «Тернейлес» и ОАО «Мельничное»   неравные условия при осуществлении ими лесозаготовительной деятельности. 

2. Выдать Управлению лесным хозяйством Приморского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

















Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Приморского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 








[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-26 07:26:07 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-26 07:26:07 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321539006 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Приморское УФАС России )