Решение по делу № 9/07-2013

Номер дела: 9/07-2013
Дата публикации: 16 апреля 2013, 15:10

РЕШЕНИЕ 

по делу № 9/07-2013  о нарушении

пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

29 марта 2013 г.
г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии - <…>, заместитель руководителя Приморского УФАС России,

члены Комиссии: <…>, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…>, специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев 27.03.2013 дело № 9/07-2012, возбужденное по заявлению  ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» в отношении ООО «АЛАНИС» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии генерального директора ООО «АЛАНИС» <…>, коммерческого директора ООО «АЛАНИС» <…> (доверенность от 01.03.2013), представителя <…> (доверенность от 01.03.2013),

в отсутствии представителей ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА», уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.03.2013 в Приморское УФАС России поступило письменное ходатайство ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» (Заявитель)  об   отложении  рассмотрения дела № 9/07-2013 в связи с выездом руководителя общества  <…>, уполномоченного представителя общества – юриста <…> и невозможностью их присутствия на заседании Комиссии по рассматриваемому делу.

Принимая во внимание отсутствие документов, подтверждающих факт выезда руководителя и представителя общества по доверенности, Комиссия Приморского УФАС России приняла решение: ходатайство ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА»  об   отложении  рассмотрения дела № 9/07-2013 отклонить, дело рассмотреть в отсутствие представителей общества.

15.02.2013    в     Приморское     УФАС     России     поступило   заявление ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» от 12.02.2013 (далее также - Заявитель, 690018, г.Владивосток, ул. Волховская, 29, каб. 506),  в котором сообщалось, что ООО «АЛАНИС» (далее также - Ответчик, ОГРН 1122543007487, ИНН 2543006418, г.Владивосток, пр-т 100 лет Владивостоку, 103, пом. 72) и ИП Иост М.А. (ИНН 253600922560, ОГРНИП 312253603800029) распространяют недобросовестную рекламу женского велнес клуба «Wellness way» (г.Владивосток, пр-т 100 лет Владивостоку, 103) в виде полиграфических листовок и наружной рекламы  использованием выражения в превосходной степени: «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!», которое является необоснованным, ничем не подтверждается и не соответствует действительности.

Заявитель полагает, что Ответчик и ИП Иост М.А., распространяя недостоверную рекламу, нарушают пункт 1 части 3 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 135-ФЗ «О рекламе» (далее  – Федеральный закон «О рекламе»).

11.03.2013 в Приморское УФАС России от Заявителя поступило дополнение к  заявлению от 12.02.2013, в котором сообщалось, что Ответчик осуществляет физкультурно-оздоровительную деятельность, в том числе,  в области фитнеса, то есть действует на одном рынке с Заявителем и таким образом является его конкурентом. Заявитель отмечает, что рекламная листовка ООО «АЛАНИС» содержит неточные и искаженные сведения, которые вводят потребителя в заблуждение в отношении потребительских свойств и качестве оборудования на котором проводятся тренировки. В частности, информация в листовке: «Если Вы не можете или просто не хотите изнурять себя тренировками и диетами – то альтернативой для Вас будет Wellness – фитнес  для «ленивых», и «10 минут занятий = 2 часа игры в теннис» не является достоверной и не подтверждена исследованиями.

Заявитель считает, что использование в рекламе вышеуказанной информации   является нарушением пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Кроме того, Заявитель считает, что действия  ООО «АЛАНИС» являются недобросовестной конкуренцией, поскольку  противоречат пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»).  По  мнению   Заявителя, ООО «АЛАНИС» в результате своей рекламы  получает преимущества в предпринимательской деятельности, выражающиеся в том, что потребители   выбирают услуги ООО «АЛАНИС», полагая, что в  велнес клубе «Wellness way» применяются новые технологии снижения веса, не требующие физических затрат. В результате Заявителю причиняется существенный ущерб в виде уменьшения количества  продаваемых абонементов.

Заявитель просит:

- возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства;

- привлечь Ответчика к предусмотренной действующим законодательством ответственности;

- прекратить недобросовестную  конкуренцию.  

Письмом, поступившим 25.03.2013 Заявитель представил обоснование и расчет убытков, причиненных действиями ООО «АЛАНИС», которые, по мнению Заявителя, выразились в снижении его дохода  с 1546042 рублей за период январь-март 2012 года до 515284 рублей за аналогичный период 2013 года в результате открытия женского велнес клуба Ответчика и распространения им недобросовестной рекламы.

04.03.2013 в Приморское УФАС России от ООО «АЛАНИС» поступили письменные объяснения, из которых следует, что деятельность в женском велнес клубе «WellnessWay» осуществляет ООО «АЛАНИС». Рассматриваемая реклама распространялась указанным обществом. Использование  в рекламе клуба выражения «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!» допущено в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей коммерческим директором общества <…>. Индивидуальный предприниматель Иост М.А. является собственником одного из помещений Дома Молодежи, но в  этом помещении занятия  велнес клуба «Wellness way» в период распространения рассматриваемой рекламы не проводились. К производству и размещению вышеуказанной рекламы  ИП Иост М.А. отношения не имеет.

В ходе рассмотрения поступившего заявления специалистами Приморского УФАС России  принято во внимание следующее. В  рекомендациях ФАС России по применению статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» (письмо ФАС России от 09.06.20011 № АК/26618) отмечается, что  одной из целей Федерального Закона «О рекламе» является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы (статья 1 Федерального Закона «О рекламе»). В связи с этим отдельные нормы Федерального закона «О рекламе» пересекаются с некоторыми нормами пунктов 1, 2 и 3 части 1 статьи 14 Федерального Закона «О защите конкуренции».  В случае, если признаки указанных пунктов присутствуют в распространенной рекламной информации,  антимонопольным органам  рекомендовано  рассматривать указанные действия на соответствие положениями Федерального закона «О рекламе».

С учетом вышеизложенного, определением Приморского УФАС России от 11.03.2013    № 1562/07-2    возбуждено   дело   № 9/07-2013      в      отношении   ООО «АЛАНИС» по признакам нарушения пунктов 1, 4 части 2,  пункта 1 части 3 статьи 5  Федерального закона  «О рекламе»  и назначено к рассмотрению на 27.03.2013.

25.03.2013 Ответчик представил дополнительные объяснения по существу дополнения к заявлению ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА», в которых сообщил, что считает доводы Заявителя необоснованными по следующим причинам.

В отношении довода Заявителя о том, что информация в листовке: «Если Вы не можете или просто не хотите изнурять себя тренировками и диетами – то альтернативой для Вас будет Wellness – фитнес  для «ленивых» является ложной и неточной, Ответчик высказал следующие возражения. Занятия в велнес в клубе - это психологически комфортные и щадящие систематические тренировки с использованием специального оборудования в сочетании с системой здорового питания, под наблюдением опытного  инструктора со спортивным образованием, и консультанта с медицинским образованием, которые, по смыслу рекламы не следует воспринимать как изнурительные многочасовые тренировки в спортзале. Слово «ленивых» в тексте рекламы взято в кавычки, поскольку является образным выражением.

В качестве возражения по  доводу Заявителя о том, что фраза в листовке: «10 минут занятий = 2 часа игры в теннис» не является достоверной и не подтверждена исследованиями, Ответчик  отметил, что в листовке указанная фраза размещена рядом с указанием цены – 400 рублей. Знак равенства в данном случае  означает соразмерность цены услуг, а не их эффективности. Высокие потребительские свойства, эффективность и качество оборудования велнес-клуба, рекламируемого ООО «АЛАНИС», в частности - виброплатформы, являются, по мнению Ответчика,  общепризнанными, что подтверждается ссылками на многочисленные специализированные сайты в сети Интернет, в частности: http://vibro-platforma.ru/; http://ladytonus.ru/; http://reton-n.ru/; http://powerplate.ru/; http://tonusclub.msk.ru/; http://vi-centre.ru/; http://wellness-ekb.ru/; http://body-light.ru/; http://vibro-platforma.ru/; а также ссылками на мнение известных спортсменов и профессиональных актеров: Д.Носова, дзюдоиста, призера Олимпийских игр в Афинах, А.Олешко, актера театра «Современник», К.Ствуда, американского актера и продюсера, Б.Свинена, тренера баскетбольного клуба «Химки», Р.Гулликсона, консультанта клуба «Green Bay Packers», Р.Брайндеда, консультанта английского футбольного клуба «Челси».

Ответчик обращает внимание на то, что он использует в своей деятельности оборудование, идентичное имеющемуся в центре «АТМОСФЕРА» у  Заявителя. При этом  Заявитель при  информировании потребителей использует аналогичные понятия и формулировки. Например, на сайте Заявителя http://wladwell.ru/  размещена  следующая информация: «Wellness-центр Атмосфера – идеальное место для тех, кого интересует система оздоровления и улучшения физической формы без изнурительных нагрузок, жестких диет…», «Длительные изнурительные тренировки как и дорогостоящие косметические процедуры остались в прошлом», «Ваш легкий путь к оздоровлению и красоте!». Заявитель, рекламируя свои услуги и оборудование для  велнес услуг на сайте http://lifewell.ru/ (владелец сайта ИП Древаль О.В.), дает положительные отзывы о виброплатформе и использует при этом аналогичные выражения. Например: «Ваша мечта о похудении и красивой фигуре легко осуществима …», «… вы легко избавитесь от лишних килограммов, не прибегая к диетам и изнурительным физическим упражнениям».

 Ответчик возражает по доводу Заявителя о причинении ему ущерба, отмечая  отсутствие причинно-следственной связи между своими действиями и снижением объема продаж абонементов Заявителем. Такое снижение, по мнению ответчика, может быть вызвано многими иными  причинами, например, ростом конкуренции на рынке предлагаемых во Владивостоке велнес-услуг, что обусловлено открытием в городе в последнее время нескольких новых клубов и центров: «Vitality-center на ул.Кирова, 60а; Wellness studio на ул. Русская, 17-а и на ул. Лермонтова, 69/1, «Территория женщин» на проспекте Острякова, 26-а.

Ответчик отмечает, что он в своей рекламе не допускает противозаконных  сравнений велнес-центров между собой, не упоминает Заявителя и его  велнес-центр «Атмосфера», что свидетельствует о том, что его реклама не является актом недобросовестной конкуренции, и не направлена на причинение убытка конкурентам,  не затрагивает их деловую репутацию.

На заседании Комиссии 27.03.2013 факт нарушения рекламного законодательства, выразившегося в использовании в рекламе женского велнес клуба «WellnessWay»  выражения в превосходной степени «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!», достоверность которого не подтверждена документально, генеральный директор ООО «АЛАНИС» <…>признала и отметила, что нарушение явилось следствием ошибки должностного лица -  коммерческого директора ООО «АЛАНИС» <…>.

Коммерческий директор <…> сообщила, что из наружной рекламы женского велнес клуба «Wellness way» выражение в превосходной степени было убрано незамедлительно после возбуждения рассматриваемого дела, а рекламные листовки уничтожены. Однако доказательства достоверности указанной информации не представила.

По существу обвинений в недобросовестной конкуренции Ответчик  возражал, ссылаясь на доводы, приведенные в письменных пояснениях, и обратил  внимание Комиссии на то, что Заявитель в своей деятельности (рекламе)  при  информировании потребителей использует аналогичные формулировки и выражения. Ответчик считает, что в своей рекламе не допускает противозаконных  сравнений, использует информацию из общедоступных для всех организаторов занятий велнесом источников, широко применяемую, в частности,  крупнейшими сетями велнес в России, такими как Тонус клуб (Санкт-Петербург) и Слим Клаб (Краснодар).

В результате исследования материалов дела, Комиссия установила следующее.

Заявитель - ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» («ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА», Народный проспект, 11-б) и Ответчик – ООО «АЛАНИС» (женский велнес клуб «WellnessWay»,   пр-т 100 лет Владивостоку, 103) осуществляют  физкультурно-оздоровительную деятельность, в том числе,  в   направлении, ориентированном на женщин и получившим наименование «Велнес». Таким образом, Заявитель и Ответчик, осуществляя деятельность на одном товарном  рынке  физкультурно-оздоровительных услуг в городе Владивостоке,  являются хозяйствующими субъектами - конкурентами.

В конце 2012 года ООО «АЛАНИС» осуществило распространение рекламы  клуба «Wellness way» в виде листовок и наружной рекламы в окнах  здания по проспекту 100 лет Владивостоку, 103, т.е. по месту размещения клуба.

На рекламных листовках и в наружной рекламе в качестве рекламного слогана  женского велнес клуба «WellnessWay»,   использовано выражение в превосходной степени: «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!».

Кроме того, рекламные листовки содержат следующую информацию: «Если Вы не можете или просто не хотите изнурять себя тренировками и диетами – то альтернативой для Вас будет Wellness – фитнес  «для ленивых», и «10 минут занятий = 2 часа игры в теннис».

Заявитель считает, что Ответчик, использовав вышеуказанную информацию в рекламе, нарушил требования Федеральных законов  «О рекламе» и «О защите конкуренции».

Рассмотрев поступившее заявление и дополнения к нему, объяснения Ответчика,  представленные сторонами по делу документы и материалы, Комиссия отмечает следующее.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии  пунктами 1 и 4  части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемых услуг с находящимися в обороте услугами, которые реализуются другими продавцами, а также является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции»  не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.

Согласно  пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается. Ответственность за нарушение  частей 2 и 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частью 6 статьи 38 указанного закона несет рекламодатель, в рассматриваемом случае – ООО «АЛАНИС».

Заслушав пояснения Ответчика и проанализировав содержание распространявшейся им рекламы, а также представленные сторонами по делу  документы, пояснения и материалы, Комиссия пришла к следующим заключениям.

1. Причастность индивидуального предпринимателя Иост М.А. к изготовлению и распространению рассматриваемой рекламы заявителем не подтверждена.

2. В распространявшейся ООО «АЛАНИС» рекламе велнес клуба  «WellnessWay» отсутствуют некорректные сравнения рекламируемых услуг с находящимися в обороте услугами, которые реализуются другими продавцами, в том числе услугами Заявителя.

3. Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Федерального Закона «О защите конкуренции», следует, что Заявитель для признания действий лица недобросовестной конкуренцией должен представить доказательства  одновременного выполнения следующих условий: 

-действие совершается хозяйствующим субъектом;

-действия лица направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

-действия лица противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

-действия лица причиняют или способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту (заявителю), либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда). 

С учетом идентичности распространяемой сторонами по делу информации о достоинствах и эффективности предоставляемых велнес услуг Заявитель не представил доказательств того, что действия Ответчика по распространению вышеуказанной рекламы  велнес клуба  «WellnessWay» были направлены на получение каких-либо преимуществ перед   конкурентом – ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности.

Представленные данные снижения финансовых результатов деятельности Заявителя за период за период январь-март 2013 года в сравнении с аналогичным периодом 2012 не являются доказательствами причинения ему ущерба, связанного с рекламной деятельностью велнес клуба Ответчика.

Комиссия считает, что Заявителем не представлены доказательства того, что действия Ответчика в рассматриваемом случае были направлены на получение преимуществ при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности, а также то, что ими Заявителю причинены убытки, либо  нанесен вред его деловой репутации.

В случае отсутствия в действиях хозяйствующего субъекта хотя бы одного из указанных выше квалифицирующих признаков, Комиссией Приморского УФАС России не может быть признан факт недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами.

С учетом изложенного, Комиссия не усматривает в действиях ООО «АЛАНИС»   нарушение пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом, основания для признания Ответчика нарушившим пункты 1 и 4  части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» отсутствуют.

4. Ответчик не представил доказательства достоверности и обоснованности использования в рекламе велнес клуба «WellnessWay» рекламного слогана «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!» и признал факт нарушения Федерального закона «О рекламе» в этой части.

Таким образом, факт нарушения Ответчиком пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» нашел свое подтверждение.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать ненадлежащей рекламу женского велнес клуба «Wellness way»,  распространявшуюся  ООО «АЛАНИС» в виде листовок и наружной рекламы на фасаде здания по  адресу г.Владивосток, проспект 100 лет Владивостоку, 103 с  использованием выражения в превосходной степени «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!», поскольку она противоречит требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «АЛАНИС»  предписание о прекращении нарушения  пункта 1 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                        

Члены Комиссии                                                   

stdClass Object ( [vid] => 8504 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 9/07-2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8503 [type] => solution [language] => ru [created] => 1366085593 [changed] => 1370521173 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521173 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 9/07-2013  о нарушении

пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

29 марта 2013 г.
г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии - <…>, заместитель руководителя Приморского УФАС России,

члены Комиссии: <…>, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…>, специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев 27.03.2013 дело № 9/07-2012, возбужденное по заявлению  ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» в отношении ООО «АЛАНИС» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии генерального директора ООО «АЛАНИС» <…>, коммерческого директора ООО «АЛАНИС» <…> (доверенность от 01.03.2013), представителя <…> (доверенность от 01.03.2013),

в отсутствии представителей ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА», уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.03.2013 в Приморское УФАС России поступило письменное ходатайство ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» (Заявитель)  об   отложении  рассмотрения дела № 9/07-2013 в связи с выездом руководителя общества  <…>, уполномоченного представителя общества – юриста <…> и невозможностью их присутствия на заседании Комиссии по рассматриваемому делу.

Принимая во внимание отсутствие документов, подтверждающих факт выезда руководителя и представителя общества по доверенности, Комиссия Приморского УФАС России приняла решение: ходатайство ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА»  об   отложении  рассмотрения дела № 9/07-2013 отклонить, дело рассмотреть в отсутствие представителей общества.

15.02.2013    в     Приморское     УФАС     России     поступило   заявление ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» от 12.02.2013 (далее также - Заявитель, 690018, г.Владивосток, ул. Волховская, 29, каб. 506),  в котором сообщалось, что ООО «АЛАНИС» (далее также - Ответчик, ОГРН 1122543007487, ИНН 2543006418, г.Владивосток, пр-т 100 лет Владивостоку, 103, пом. 72) и ИП Иост М.А. (ИНН 253600922560, ОГРНИП 312253603800029) распространяют недобросовестную рекламу женского велнес клуба «Wellness way» (г.Владивосток, пр-т 100 лет Владивостоку, 103) в виде полиграфических листовок и наружной рекламы  использованием выражения в превосходной степени: «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!», которое является необоснованным, ничем не подтверждается и не соответствует действительности.

Заявитель полагает, что Ответчик и ИП Иост М.А., распространяя недостоверную рекламу, нарушают пункт 1 части 3 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 135-ФЗ «О рекламе» (далее  – Федеральный закон «О рекламе»).

11.03.2013 в Приморское УФАС России от Заявителя поступило дополнение к  заявлению от 12.02.2013, в котором сообщалось, что Ответчик осуществляет физкультурно-оздоровительную деятельность, в том числе,  в области фитнеса, то есть действует на одном рынке с Заявителем и таким образом является его конкурентом. Заявитель отмечает, что рекламная листовка ООО «АЛАНИС» содержит неточные и искаженные сведения, которые вводят потребителя в заблуждение в отношении потребительских свойств и качестве оборудования на котором проводятся тренировки. В частности, информация в листовке: «Если Вы не можете или просто не хотите изнурять себя тренировками и диетами – то альтернативой для Вас будет Wellness – фитнес  для «ленивых», и «10 минут занятий = 2 часа игры в теннис» не является достоверной и не подтверждена исследованиями.

Заявитель считает, что использование в рекламе вышеуказанной информации   является нарушением пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Кроме того, Заявитель считает, что действия  ООО «АЛАНИС» являются недобросовестной конкуренцией, поскольку  противоречат пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»).  По  мнению   Заявителя, ООО «АЛАНИС» в результате своей рекламы  получает преимущества в предпринимательской деятельности, выражающиеся в том, что потребители   выбирают услуги ООО «АЛАНИС», полагая, что в  велнес клубе «Wellness way» применяются новые технологии снижения веса, не требующие физических затрат. В результате Заявителю причиняется существенный ущерб в виде уменьшения количества  продаваемых абонементов.

Заявитель просит:

- возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства;

- привлечь Ответчика к предусмотренной действующим законодательством ответственности;

- прекратить недобросовестную  конкуренцию.  

Письмом, поступившим 25.03.2013 Заявитель представил обоснование и расчет убытков, причиненных действиями ООО «АЛАНИС», которые, по мнению Заявителя, выразились в снижении его дохода  с 1546042 рублей за период январь-март 2012 года до 515284 рублей за аналогичный период 2013 года в результате открытия женского велнес клуба Ответчика и распространения им недобросовестной рекламы.

04.03.2013 в Приморское УФАС России от ООО «АЛАНИС» поступили письменные объяснения, из которых следует, что деятельность в женском велнес клубе «WellnessWay» осуществляет ООО «АЛАНИС». Рассматриваемая реклама распространялась указанным обществом. Использование  в рекламе клуба выражения «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!» допущено в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей коммерческим директором общества <…>. Индивидуальный предприниматель Иост М.А. является собственником одного из помещений Дома Молодежи, но в  этом помещении занятия  велнес клуба «Wellness way» в период распространения рассматриваемой рекламы не проводились. К производству и размещению вышеуказанной рекламы  ИП Иост М.А. отношения не имеет.

В ходе рассмотрения поступившего заявления специалистами Приморского УФАС России  принято во внимание следующее. В  рекомендациях ФАС России по применению статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» (письмо ФАС России от 09.06.20011 № АК/26618) отмечается, что  одной из целей Федерального Закона «О рекламе» является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы (статья 1 Федерального Закона «О рекламе»). В связи с этим отдельные нормы Федерального закона «О рекламе» пересекаются с некоторыми нормами пунктов 1, 2 и 3 части 1 статьи 14 Федерального Закона «О защите конкуренции».  В случае, если признаки указанных пунктов присутствуют в распространенной рекламной информации,  антимонопольным органам  рекомендовано  рассматривать указанные действия на соответствие положениями Федерального закона «О рекламе».

С учетом вышеизложенного, определением Приморского УФАС России от 11.03.2013    № 1562/07-2    возбуждено   дело   № 9/07-2013      в      отношении   ООО «АЛАНИС» по признакам нарушения пунктов 1, 4 части 2,  пункта 1 части 3 статьи 5  Федерального закона  «О рекламе»  и назначено к рассмотрению на 27.03.2013.

25.03.2013 Ответчик представил дополнительные объяснения по существу дополнения к заявлению ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА», в которых сообщил, что считает доводы Заявителя необоснованными по следующим причинам.

В отношении довода Заявителя о том, что информация в листовке: «Если Вы не можете или просто не хотите изнурять себя тренировками и диетами – то альтернативой для Вас будет Wellness – фитнес  для «ленивых» является ложной и неточной, Ответчик высказал следующие возражения. Занятия в велнес в клубе - это психологически комфортные и щадящие систематические тренировки с использованием специального оборудования в сочетании с системой здорового питания, под наблюдением опытного  инструктора со спортивным образованием, и консультанта с медицинским образованием, которые, по смыслу рекламы не следует воспринимать как изнурительные многочасовые тренировки в спортзале. Слово «ленивых» в тексте рекламы взято в кавычки, поскольку является образным выражением.

В качестве возражения по  доводу Заявителя о том, что фраза в листовке: «10 минут занятий = 2 часа игры в теннис» не является достоверной и не подтверждена исследованиями, Ответчик  отметил, что в листовке указанная фраза размещена рядом с указанием цены – 400 рублей. Знак равенства в данном случае  означает соразмерность цены услуг, а не их эффективности. Высокие потребительские свойства, эффективность и качество оборудования велнес-клуба, рекламируемого ООО «АЛАНИС», в частности - виброплатформы, являются, по мнению Ответчика,  общепризнанными, что подтверждается ссылками на многочисленные специализированные сайты в сети Интернет, в частности: http://vibro-platforma.ru/; http://ladytonus.ru/; http://reton-n.ru/; http://powerplate.ru/; http://tonusclub.msk.ru/; http://vi-centre.ru/; http://wellness-ekb.ru/; http://body-light.ru/; http://vibro-platforma.ru/; а также ссылками на мнение известных спортсменов и профессиональных актеров: Д.Носова, дзюдоиста, призера Олимпийских игр в Афинах, А.Олешко, актера театра «Современник», К.Ствуда, американского актера и продюсера, Б.Свинена, тренера баскетбольного клуба «Химки», Р.Гулликсона, консультанта клуба «Green Bay Packers», Р.Брайндеда, консультанта английского футбольного клуба «Челси».

Ответчик обращает внимание на то, что он использует в своей деятельности оборудование, идентичное имеющемуся в центре «АТМОСФЕРА» у  Заявителя. При этом  Заявитель при  информировании потребителей использует аналогичные понятия и формулировки. Например, на сайте Заявителя http://wladwell.ru/  размещена  следующая информация: «Wellness-центр Атмосфера – идеальное место для тех, кого интересует система оздоровления и улучшения физической формы без изнурительных нагрузок, жестких диет…», «Длительные изнурительные тренировки как и дорогостоящие косметические процедуры остались в прошлом», «Ваш легкий путь к оздоровлению и красоте!». Заявитель, рекламируя свои услуги и оборудование для  велнес услуг на сайте http://lifewell.ru/ (владелец сайта ИП Древаль О.В.), дает положительные отзывы о виброплатформе и использует при этом аналогичные выражения. Например: «Ваша мечта о похудении и красивой фигуре легко осуществима …», «… вы легко избавитесь от лишних килограммов, не прибегая к диетам и изнурительным физическим упражнениям».

 Ответчик возражает по доводу Заявителя о причинении ему ущерба, отмечая  отсутствие причинно-следственной связи между своими действиями и снижением объема продаж абонементов Заявителем. Такое снижение, по мнению ответчика, может быть вызвано многими иными  причинами, например, ростом конкуренции на рынке предлагаемых во Владивостоке велнес-услуг, что обусловлено открытием в городе в последнее время нескольких новых клубов и центров: «Vitality-center на ул.Кирова, 60а; Wellness studio на ул. Русская, 17-а и на ул. Лермонтова, 69/1, «Территория женщин» на проспекте Острякова, 26-а.

Ответчик отмечает, что он в своей рекламе не допускает противозаконных  сравнений велнес-центров между собой, не упоминает Заявителя и его  велнес-центр «Атмосфера», что свидетельствует о том, что его реклама не является актом недобросовестной конкуренции, и не направлена на причинение убытка конкурентам,  не затрагивает их деловую репутацию.

На заседании Комиссии 27.03.2013 факт нарушения рекламного законодательства, выразившегося в использовании в рекламе женского велнес клуба «WellnessWay»  выражения в превосходной степени «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!», достоверность которого не подтверждена документально, генеральный директор ООО «АЛАНИС» <…>признала и отметила, что нарушение явилось следствием ошибки должностного лица -  коммерческого директора ООО «АЛАНИС» <…>.

Коммерческий директор <…> сообщила, что из наружной рекламы женского велнес клуба «Wellness way» выражение в превосходной степени было убрано незамедлительно после возбуждения рассматриваемого дела, а рекламные листовки уничтожены. Однако доказательства достоверности указанной информации не представила.

По существу обвинений в недобросовестной конкуренции Ответчик  возражал, ссылаясь на доводы, приведенные в письменных пояснениях, и обратил  внимание Комиссии на то, что Заявитель в своей деятельности (рекламе)  при  информировании потребителей использует аналогичные формулировки и выражения. Ответчик считает, что в своей рекламе не допускает противозаконных  сравнений, использует информацию из общедоступных для всех организаторов занятий велнесом источников, широко применяемую, в частности,  крупнейшими сетями велнес в России, такими как Тонус клуб (Санкт-Петербург) и Слим Клаб (Краснодар).

В результате исследования материалов дела, Комиссия установила следующее.

Заявитель - ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» («ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА», Народный проспект, 11-б) и Ответчик – ООО «АЛАНИС» (женский велнес клуб «WellnessWay»,   пр-т 100 лет Владивостоку, 103) осуществляют  физкультурно-оздоровительную деятельность, в том числе,  в   направлении, ориентированном на женщин и получившим наименование «Велнес». Таким образом, Заявитель и Ответчик, осуществляя деятельность на одном товарном  рынке  физкультурно-оздоровительных услуг в городе Владивостоке,  являются хозяйствующими субъектами - конкурентами.

В конце 2012 года ООО «АЛАНИС» осуществило распространение рекламы  клуба «Wellness way» в виде листовок и наружной рекламы в окнах  здания по проспекту 100 лет Владивостоку, 103, т.е. по месту размещения клуба.

На рекламных листовках и в наружной рекламе в качестве рекламного слогана  женского велнес клуба «WellnessWay»,   использовано выражение в превосходной степени: «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!».

Кроме того, рекламные листовки содержат следующую информацию: «Если Вы не можете или просто не хотите изнурять себя тренировками и диетами – то альтернативой для Вас будет Wellness – фитнес  «для ленивых», и «10 минут занятий = 2 часа игры в теннис».

Заявитель считает, что Ответчик, использовав вышеуказанную информацию в рекламе, нарушил требования Федеральных законов  «О рекламе» и «О защите конкуренции».

Рассмотрев поступившее заявление и дополнения к нему, объяснения Ответчика,  представленные сторонами по делу документы и материалы, Комиссия отмечает следующее.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии  пунктами 1 и 4  части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемых услуг с находящимися в обороте услугами, которые реализуются другими продавцами, а также является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции»  не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.

Согласно  пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается. Ответственность за нарушение  частей 2 и 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частью 6 статьи 38 указанного закона несет рекламодатель, в рассматриваемом случае – ООО «АЛАНИС».

Заслушав пояснения Ответчика и проанализировав содержание распространявшейся им рекламы, а также представленные сторонами по делу  документы, пояснения и материалы, Комиссия пришла к следующим заключениям.

1. Причастность индивидуального предпринимателя Иост М.А. к изготовлению и распространению рассматриваемой рекламы заявителем не подтверждена.

2. В распространявшейся ООО «АЛАНИС» рекламе велнес клуба  «WellnessWay» отсутствуют некорректные сравнения рекламируемых услуг с находящимися в обороте услугами, которые реализуются другими продавцами, в том числе услугами Заявителя.

3. Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Федерального Закона «О защите конкуренции», следует, что Заявитель для признания действий лица недобросовестной конкуренцией должен представить доказательства  одновременного выполнения следующих условий: 

-действие совершается хозяйствующим субъектом;

-действия лица направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

-действия лица противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

-действия лица причиняют или способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту (заявителю), либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда). 

С учетом идентичности распространяемой сторонами по делу информации о достоинствах и эффективности предоставляемых велнес услуг Заявитель не представил доказательств того, что действия Ответчика по распространению вышеуказанной рекламы  велнес клуба  «WellnessWay» были направлены на получение каких-либо преимуществ перед   конкурентом – ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности.

Представленные данные снижения финансовых результатов деятельности Заявителя за период за период январь-март 2013 года в сравнении с аналогичным периодом 2012 не являются доказательствами причинения ему ущерба, связанного с рекламной деятельностью велнес клуба Ответчика.

Комиссия считает, что Заявителем не представлены доказательства того, что действия Ответчика в рассматриваемом случае были направлены на получение преимуществ при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности, а также то, что ими Заявителю причинены убытки, либо  нанесен вред его деловой репутации.

В случае отсутствия в действиях хозяйствующего субъекта хотя бы одного из указанных выше квалифицирующих признаков, Комиссией Приморского УФАС России не может быть признан факт недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами.

С учетом изложенного, Комиссия не усматривает в действиях ООО «АЛАНИС»   нарушение пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом, основания для признания Ответчика нарушившим пункты 1 и 4  части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» отсутствуют.

4. Ответчик не представил доказательства достоверности и обоснованности использования в рекламе велнес клуба «WellnessWay» рекламного слогана «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!» и признал факт нарушения Федерального закона «О рекламе» в этой части.

Таким образом, факт нарушения Ответчиком пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» нашел свое подтверждение.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать ненадлежащей рекламу женского велнес клуба «Wellness way»,  распространявшуюся  ООО «АЛАНИС» в виде листовок и наружной рекламы на фасаде здания по  адресу г.Владивосток, проспект 100 лет Владивостоку, 103 с  использованием выражения в превосходной степени «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!», поскольку она противоречит требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «АЛАНИС»  предписание о прекращении нарушения  пункта 1 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                        

Члены Комиссии                                                   

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 9/07-2013  о нарушении

пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

29 марта 2013 г.
г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии - <…>, заместитель руководителя Приморского УФАС России,

члены Комиссии: <…>, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…>, специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев 27.03.2013 дело № 9/07-2012, возбужденное по заявлению  ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» в отношении ООО «АЛАНИС» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии генерального директора ООО «АЛАНИС» <…>, коммерческого директора ООО «АЛАНИС» <…> (доверенность от 01.03.2013), представителя <…> (доверенность от 01.03.2013),

в отсутствии представителей ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА», уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.03.2013 в Приморское УФАС России поступило письменное ходатайство ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» (Заявитель)  об   отложении  рассмотрения дела № 9/07-2013 в связи с выездом руководителя общества  <…>, уполномоченного представителя общества – юриста <…> и невозможностью их присутствия на заседании Комиссии по рассматриваемому делу.

Принимая во внимание отсутствие документов, подтверждающих факт выезда руководителя и представителя общества по доверенности, Комиссия Приморского УФАС России приняла решение: ходатайство ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА»  об   отложении  рассмотрения дела № 9/07-2013 отклонить, дело рассмотреть в отсутствие представителей общества.

15.02.2013    в     Приморское     УФАС     России     поступило   заявление ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» от 12.02.2013 (далее также - Заявитель, 690018, г.Владивосток, ул. Волховская, 29, каб. 506),  в котором сообщалось, что ООО «АЛАНИС» (далее также - Ответчик, ОГРН 1122543007487, ИНН 2543006418, г.Владивосток, пр-т 100 лет Владивостоку, 103, пом. 72) и ИП Иост М.А. (ИНН 253600922560, ОГРНИП 312253603800029) распространяют недобросовестную рекламу женского велнес клуба «Wellness way» (г.Владивосток, пр-т 100 лет Владивостоку, 103) в виде полиграфических листовок и наружной рекламы  использованием выражения в превосходной степени: «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!», которое является необоснованным, ничем не подтверждается и не соответствует действительности.

Заявитель полагает, что Ответчик и ИП Иост М.А., распространяя недостоверную рекламу, нарушают пункт 1 части 3 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 135-ФЗ «О рекламе» (далее  – Федеральный закон «О рекламе»).

11.03.2013 в Приморское УФАС России от Заявителя поступило дополнение к  заявлению от 12.02.2013, в котором сообщалось, что Ответчик осуществляет физкультурно-оздоровительную деятельность, в том числе,  в области фитнеса, то есть действует на одном рынке с Заявителем и таким образом является его конкурентом. Заявитель отмечает, что рекламная листовка ООО «АЛАНИС» содержит неточные и искаженные сведения, которые вводят потребителя в заблуждение в отношении потребительских свойств и качестве оборудования на котором проводятся тренировки. В частности, информация в листовке: «Если Вы не можете или просто не хотите изнурять себя тренировками и диетами – то альтернативой для Вас будет Wellness – фитнес  для «ленивых», и «10 минут занятий = 2 часа игры в теннис» не является достоверной и не подтверждена исследованиями.

Заявитель считает, что использование в рекламе вышеуказанной информации   является нарушением пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Кроме того, Заявитель считает, что действия  ООО «АЛАНИС» являются недобросовестной конкуренцией, поскольку  противоречат пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»).  По  мнению   Заявителя, ООО «АЛАНИС» в результате своей рекламы  получает преимущества в предпринимательской деятельности, выражающиеся в том, что потребители   выбирают услуги ООО «АЛАНИС», полагая, что в  велнес клубе «Wellness way» применяются новые технологии снижения веса, не требующие физических затрат. В результате Заявителю причиняется существенный ущерб в виде уменьшения количества  продаваемых абонементов.

Заявитель просит:

- возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства;

- привлечь Ответчика к предусмотренной действующим законодательством ответственности;

- прекратить недобросовестную  конкуренцию.  

Письмом, поступившим 25.03.2013 Заявитель представил обоснование и расчет убытков, причиненных действиями ООО «АЛАНИС», которые, по мнению Заявителя, выразились в снижении его дохода  с 1546042 рублей за период январь-март 2012 года до 515284 рублей за аналогичный период 2013 года в результате открытия женского велнес клуба Ответчика и распространения им недобросовестной рекламы.

04.03.2013 в Приморское УФАС России от ООО «АЛАНИС» поступили письменные объяснения, из которых следует, что деятельность в женском велнес клубе «WellnessWay» осуществляет ООО «АЛАНИС». Рассматриваемая реклама распространялась указанным обществом. Использование  в рекламе клуба выражения «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!» допущено в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей коммерческим директором общества <…>. Индивидуальный предприниматель Иост М.А. является собственником одного из помещений Дома Молодежи, но в  этом помещении занятия  велнес клуба «Wellness way» в период распространения рассматриваемой рекламы не проводились. К производству и размещению вышеуказанной рекламы  ИП Иост М.А. отношения не имеет.

В ходе рассмотрения поступившего заявления специалистами Приморского УФАС России  принято во внимание следующее. В  рекомендациях ФАС России по применению статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» (письмо ФАС России от 09.06.20011 № АК/26618) отмечается, что  одной из целей Федерального Закона «О рекламе» является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы (статья 1 Федерального Закона «О рекламе»). В связи с этим отдельные нормы Федерального закона «О рекламе» пересекаются с некоторыми нормами пунктов 1, 2 и 3 части 1 статьи 14 Федерального Закона «О защите конкуренции».  В случае, если признаки указанных пунктов присутствуют в распространенной рекламной информации,  антимонопольным органам  рекомендовано  рассматривать указанные действия на соответствие положениями Федерального закона «О рекламе».

С учетом вышеизложенного, определением Приморского УФАС России от 11.03.2013    № 1562/07-2    возбуждено   дело   № 9/07-2013      в      отношении   ООО «АЛАНИС» по признакам нарушения пунктов 1, 4 части 2,  пункта 1 части 3 статьи 5  Федерального закона  «О рекламе»  и назначено к рассмотрению на 27.03.2013.

25.03.2013 Ответчик представил дополнительные объяснения по существу дополнения к заявлению ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА», в которых сообщил, что считает доводы Заявителя необоснованными по следующим причинам.

В отношении довода Заявителя о том, что информация в листовке: «Если Вы не можете или просто не хотите изнурять себя тренировками и диетами – то альтернативой для Вас будет Wellness – фитнес  для «ленивых» является ложной и неточной, Ответчик высказал следующие возражения. Занятия в велнес в клубе - это психологически комфортные и щадящие систематические тренировки с использованием специального оборудования в сочетании с системой здорового питания, под наблюдением опытного  инструктора со спортивным образованием, и консультанта с медицинским образованием, которые, по смыслу рекламы не следует воспринимать как изнурительные многочасовые тренировки в спортзале. Слово «ленивых» в тексте рекламы взято в кавычки, поскольку является образным выражением.

В качестве возражения по  доводу Заявителя о том, что фраза в листовке: «10 минут занятий = 2 часа игры в теннис» не является достоверной и не подтверждена исследованиями, Ответчик  отметил, что в листовке указанная фраза размещена рядом с указанием цены – 400 рублей. Знак равенства в данном случае  означает соразмерность цены услуг, а не их эффективности. Высокие потребительские свойства, эффективность и качество оборудования велнес-клуба, рекламируемого ООО «АЛАНИС», в частности - виброплатформы, являются, по мнению Ответчика,  общепризнанными, что подтверждается ссылками на многочисленные специализированные сайты в сети Интернет, в частности: http://vibro-platforma.ru/; http://ladytonus.ru/; http://reton-n.ru/; http://powerplate.ru/; http://tonusclub.msk.ru/; http://vi-centre.ru/; http://wellness-ekb.ru/; http://body-light.ru/; http://vibro-platforma.ru/; а также ссылками на мнение известных спортсменов и профессиональных актеров: Д.Носова, дзюдоиста, призера Олимпийских игр в Афинах, А.Олешко, актера театра «Современник», К.Ствуда, американского актера и продюсера, Б.Свинена, тренера баскетбольного клуба «Химки», Р.Гулликсона, консультанта клуба «Green Bay Packers», Р.Брайндеда, консультанта английского футбольного клуба «Челси».

Ответчик обращает внимание на то, что он использует в своей деятельности оборудование, идентичное имеющемуся в центре «АТМОСФЕРА» у  Заявителя. При этом  Заявитель при  информировании потребителей использует аналогичные понятия и формулировки. Например, на сайте Заявителя http://wladwell.ru/  размещена  следующая информация: «Wellness-центр Атмосфера – идеальное место для тех, кого интересует система оздоровления и улучшения физической формы без изнурительных нагрузок, жестких диет…», «Длительные изнурительные тренировки как и дорогостоящие косметические процедуры остались в прошлом», «Ваш легкий путь к оздоровлению и красоте!». Заявитель, рекламируя свои услуги и оборудование для  велнес услуг на сайте http://lifewell.ru/ (владелец сайта ИП Древаль О.В.), дает положительные отзывы о виброплатформе и использует при этом аналогичные выражения. Например: «Ваша мечта о похудении и красивой фигуре легко осуществима …», «… вы легко избавитесь от лишних килограммов, не прибегая к диетам и изнурительным физическим упражнениям».

 Ответчик возражает по доводу Заявителя о причинении ему ущерба, отмечая  отсутствие причинно-следственной связи между своими действиями и снижением объема продаж абонементов Заявителем. Такое снижение, по мнению ответчика, может быть вызвано многими иными  причинами, например, ростом конкуренции на рынке предлагаемых во Владивостоке велнес-услуг, что обусловлено открытием в городе в последнее время нескольких новых клубов и центров: «Vitality-center на ул.Кирова, 60а; Wellness studio на ул. Русская, 17-а и на ул. Лермонтова, 69/1, «Территория женщин» на проспекте Острякова, 26-а.

Ответчик отмечает, что он в своей рекламе не допускает противозаконных  сравнений велнес-центров между собой, не упоминает Заявителя и его  велнес-центр «Атмосфера», что свидетельствует о том, что его реклама не является актом недобросовестной конкуренции, и не направлена на причинение убытка конкурентам,  не затрагивает их деловую репутацию.

На заседании Комиссии 27.03.2013 факт нарушения рекламного законодательства, выразившегося в использовании в рекламе женского велнес клуба «WellnessWay»  выражения в превосходной степени «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!», достоверность которого не подтверждена документально, генеральный директор ООО «АЛАНИС» <…>признала и отметила, что нарушение явилось следствием ошибки должностного лица -  коммерческого директора ООО «АЛАНИС» <…>.

Коммерческий директор <…> сообщила, что из наружной рекламы женского велнес клуба «Wellness way» выражение в превосходной степени было убрано незамедлительно после возбуждения рассматриваемого дела, а рекламные листовки уничтожены. Однако доказательства достоверности указанной информации не представила.

По существу обвинений в недобросовестной конкуренции Ответчик  возражал, ссылаясь на доводы, приведенные в письменных пояснениях, и обратил  внимание Комиссии на то, что Заявитель в своей деятельности (рекламе)  при  информировании потребителей использует аналогичные формулировки и выражения. Ответчик считает, что в своей рекламе не допускает противозаконных  сравнений, использует информацию из общедоступных для всех организаторов занятий велнесом источников, широко применяемую, в частности,  крупнейшими сетями велнес в России, такими как Тонус клуб (Санкт-Петербург) и Слим Клаб (Краснодар).

В результате исследования материалов дела, Комиссия установила следующее.

Заявитель - ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» («ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА», Народный проспект, 11-б) и Ответчик – ООО «АЛАНИС» (женский велнес клуб «WellnessWay»,   пр-т 100 лет Владивостоку, 103) осуществляют  физкультурно-оздоровительную деятельность, в том числе,  в   направлении, ориентированном на женщин и получившим наименование «Велнес». Таким образом, Заявитель и Ответчик, осуществляя деятельность на одном товарном  рынке  физкультурно-оздоровительных услуг в городе Владивостоке,  являются хозяйствующими субъектами - конкурентами.

В конце 2012 года ООО «АЛАНИС» осуществило распространение рекламы  клуба «Wellness way» в виде листовок и наружной рекламы в окнах  здания по проспекту 100 лет Владивостоку, 103, т.е. по месту размещения клуба.

На рекламных листовках и в наружной рекламе в качестве рекламного слогана  женского велнес клуба «WellnessWay»,   использовано выражение в превосходной степени: «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!».

Кроме того, рекламные листовки содержат следующую информацию: «Если Вы не можете или просто не хотите изнурять себя тренировками и диетами – то альтернативой для Вас будет Wellness – фитнес  «для ленивых», и «10 минут занятий = 2 часа игры в теннис».

Заявитель считает, что Ответчик, использовав вышеуказанную информацию в рекламе, нарушил требования Федеральных законов  «О рекламе» и «О защите конкуренции».

Рассмотрев поступившее заявление и дополнения к нему, объяснения Ответчика,  представленные сторонами по делу документы и материалы, Комиссия отмечает следующее.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии  пунктами 1 и 4  части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемых услуг с находящимися в обороте услугами, которые реализуются другими продавцами, а также является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции»  не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.

Согласно  пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается. Ответственность за нарушение  частей 2 и 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частью 6 статьи 38 указанного закона несет рекламодатель, в рассматриваемом случае – ООО «АЛАНИС».

Заслушав пояснения Ответчика и проанализировав содержание распространявшейся им рекламы, а также представленные сторонами по делу  документы, пояснения и материалы, Комиссия пришла к следующим заключениям.

1. Причастность индивидуального предпринимателя Иост М.А. к изготовлению и распространению рассматриваемой рекламы заявителем не подтверждена.

2. В распространявшейся ООО «АЛАНИС» рекламе велнес клуба  «WellnessWay» отсутствуют некорректные сравнения рекламируемых услуг с находящимися в обороте услугами, которые реализуются другими продавцами, в том числе услугами Заявителя.

3. Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Федерального Закона «О защите конкуренции», следует, что Заявитель для признания действий лица недобросовестной конкуренцией должен представить доказательства  одновременного выполнения следующих условий: 

-действие совершается хозяйствующим субъектом;

-действия лица направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

-действия лица противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

-действия лица причиняют или способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту (заявителю), либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда). 

С учетом идентичности распространяемой сторонами по делу информации о достоинствах и эффективности предоставляемых велнес услуг Заявитель не представил доказательств того, что действия Ответчика по распространению вышеуказанной рекламы  велнес клуба  «WellnessWay» были направлены на получение каких-либо преимуществ перед   конкурентом – ООО «ВЕЛНЕС ЦЕНТР «АТМОСФЕРА» при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности.

Представленные данные снижения финансовых результатов деятельности Заявителя за период за период январь-март 2013 года в сравнении с аналогичным периодом 2012 не являются доказательствами причинения ему ущерба, связанного с рекламной деятельностью велнес клуба Ответчика.

Комиссия считает, что Заявителем не представлены доказательства того, что действия Ответчика в рассматриваемом случае были направлены на получение преимуществ при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности, а также то, что ими Заявителю причинены убытки, либо  нанесен вред его деловой репутации.

В случае отсутствия в действиях хозяйствующего субъекта хотя бы одного из указанных выше квалифицирующих признаков, Комиссией Приморского УФАС России не может быть признан факт недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами.

С учетом изложенного, Комиссия не усматривает в действиях ООО «АЛАНИС»   нарушение пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом, основания для признания Ответчика нарушившим пункты 1 и 4  части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» отсутствуют.

4. Ответчик не представил доказательства достоверности и обоснованности использования в рекламе велнес клуба «WellnessWay» рекламного слогана «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!» и признал факт нарушения Федерального закона «О рекламе» в этой части.

Таким образом, факт нарушения Ответчиком пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» нашел свое подтверждение.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать ненадлежащей рекламу женского велнес клуба «Wellness way»,  распространявшуюся  ООО «АЛАНИС» в виде листовок и наружной рекламы на фасаде здания по  адресу г.Владивосток, проспект 100 лет Владивостоку, 103 с  использованием выражения в превосходной степени «Самый быстрый и легкий способ привести себя в форму!», поскольку она противоречит требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «АЛАНИС»  предписание о прекращении нарушения  пункта 1 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                        

Члены Комиссии                                                   

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 9/07-2013 [format] => [safe_value] => 9/07-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 9/07-2013  о нарушении

пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»

[format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 9/07-2013  о нарушении

пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-16 04:10:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-29 04:10:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1366085593 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Приморское УФАС России )