Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 20 декабря 2013 г.
дело № 110/08-2013 г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
председателя Комиссии:
заместитель руководителя Приморского УФАС России;
членов Комиссии:
начальник отдела контроля органов власти,
главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев жалобу К. (далее также заявитель),
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба К. на действия комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01).
По мнению заявителя, комиссия по рассмотрению заявок на участие в Аукционе не обоснованно отказала К. в допуске к участию в торгах.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.
Рассмотрев представленные заявителем и ответчиком материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Распоряжением администрации Надеждинского муниципального района от 19.09.2013 № 1436-р было принято решение о проведении открытого по составу участников и по форме подачи предложения о цене аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 38076 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (далее - Аукцион). Месторасположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – земельный участок, находящийся примерно в 2220 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Надеждинский район, п. Соловей ключ, ул. Озерная, 13. Кадастровый номер земельного участка 25:10:011300:300.
30.10.2013 года на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru, было опубликовано извещение о проведении Аукциона (№ 260913/3761853/01).
В соответствии с протоколом № 1 о признании претендентов участниками Аукциона от 03.12.2013 на участие в Аукционе было подано 7 заявок, в том числе заявка от К. (заявка № 6).
Согласно данному протоколу К. было отказано в допуске к участию в Аукционе на основании статьи 38.1 ЗК РФ и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила) как лицу, в отношении которого законодательством Российской Федерации и принятым в соответствии с ними муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Надеждинского муниципального района установлены ограничения в получении в аренду земельного участка для сельскохозяйственного использования.
Между тем, принимая решения об отказе в признании К. участником Аукциона, аукционной комиссией не было учтено следующее.
В силу части 1 статьи 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (часть 1 статьи 5 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу части 3 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договора аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Согласно части 4 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяются уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данным кодексом.
В соответствии с вышеназванной нормой были утверждены Правила.
Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса (пункт 2 Правил).
Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов (пункт 10 Правил).
Пунктом 15 Правил установлено, что претендент не допускается к участию в торгах по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков по следующим основаниям:
а) заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.
При этом из подпункта а) пункта 15 Правил следует, что ограничения для лиц в приобретении собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности могут устанавливаться только законодательством Российской Федерации. Правом устанавливать такие ограничения органы местного самоуправления не наделены.
Такие ограничения установлены частью 3 статьи 15 ЗК РФ, статьей 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения по отношению к иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также к юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.
Ограничения к участию граждан Российской Федерации в торгах по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, в том числе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, земельным законодательством не установлены.
Поскольку К. не относится к лицам, указанным в части 3 статьи 15 ЗК РФ, статьи 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а наличие оснований для отказа в допуске к участию в торгах, указанных в подпунктах б), в), г) пункта 15 Правил в результате анализа его заявки Комиссией не установлено, то у комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в Аукционе не было законных оснований для отказа К. в допуске к участию в Аукционе.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссией было установлено, что на участие в Аукционе также подавали заявки М., П., Н., которым было отказано в допуске к участию в торгах по тому же основанию, что и было отказано в допуске Ковалевскому М.М.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что отказ указанным гражданам в допуске к участию в Аукционе является незаконным.
При таких обстоятельствах Комиссия признает жалобу К. обоснованной.
Комиссия принимала решение исходя из представленных заявителем и ответчиком документов.
На основании изложенного, руководствуясь частью 17, 20 статьи 18.1, часть 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу К. обоснованной.
2. Признать факт нарушения комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01) правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808, выразившемся в необоснованном отказе К., М., П., Н. в допуске к участию в аукционе.
3. Выдать организатору торов - администрации Надеждинского муниципального района обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
ПРЕДПИСАНИЕ № 110/08-2013
20 декабря 2013 года г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
председателя Комиссии:
заместитель руководителя Приморского УФАС России;
членов Комиссии:
начальник отдела контроля органов власти
главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
руководствуясь статьей 18.1, статей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20 декабря 2013 по делу № 110/08-2013 по жалобе К. на действия комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
Организатору торгов - администрации Надеждинского муниципального района:
- аннулировать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение
№ 260913/3761853/01);
- разместить информацию об аннулировании аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01) в соответствии с требованиями, установленными земельным законодательством Российской Федерации;
- в срок до 31.12.2013 представить в комиссию Приморского УФАС России информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
stdClass Object
(
[vid] => 9089
[uid] => 5
[title] => Решение по жалобе К.
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9088
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1387756218
[changed] => 1387756218
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1387756218
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 20 декабря 2013 г.
дело № 110/08-2013 г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
председателя Комиссии:
заместитель руководителя Приморского УФАС России;
членов Комиссии:
начальник отдела контроля органов власти,
главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев жалобу К. (далее также заявитель),
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба К. на действия комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01).
По мнению заявителя, комиссия по рассмотрению заявок на участие в Аукционе не обоснованно отказала К. в допуске к участию в торгах.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.
Рассмотрев представленные заявителем и ответчиком материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Распоряжением администрации Надеждинского муниципального района от 19.09.2013 № 1436-р было принято решение о проведении открытого по составу участников и по форме подачи предложения о цене аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 38076 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (далее - Аукцион). Месторасположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – земельный участок, находящийся примерно в 2220 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Надеждинский район, п. Соловей ключ, ул. Озерная, 13. Кадастровый номер земельного участка 25:10:011300:300.
30.10.2013 года на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru, было опубликовано извещение о проведении Аукциона (№ 260913/3761853/01).
В соответствии с протоколом № 1 о признании претендентов участниками Аукциона от 03.12.2013 на участие в Аукционе было подано 7 заявок, в том числе заявка от К. (заявка № 6).
Согласно данному протоколу К. было отказано в допуске к участию в Аукционе на основании статьи 38.1 ЗК РФ и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила) как лицу, в отношении которого законодательством Российской Федерации и принятым в соответствии с ними муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Надеждинского муниципального района установлены ограничения в получении в аренду земельного участка для сельскохозяйственного использования.
Между тем, принимая решения об отказе в признании К. участником Аукциона, аукционной комиссией не было учтено следующее.
В силу части 1 статьи 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (часть 1 статьи 5 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу части 3 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договора аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Согласно части 4 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяются уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данным кодексом.
В соответствии с вышеназванной нормой были утверждены Правила.
Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса (пункт 2 Правил).
Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов (пункт 10 Правил).
Пунктом 15 Правил установлено, что претендент не допускается к участию в торгах по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков по следующим основаниям:
а) заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.
При этом из подпункта а) пункта 15 Правил следует, что ограничения для лиц в приобретении собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности могут устанавливаться только законодательством Российской Федерации. Правом устанавливать такие ограничения органы местного самоуправления не наделены.
Такие ограничения установлены частью 3 статьи 15 ЗК РФ, статьей 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения по отношению к иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также к юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.
Ограничения к участию граждан Российской Федерации в торгах по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, в том числе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, земельным законодательством не установлены.
Поскольку К. не относится к лицам, указанным в части 3 статьи 15 ЗК РФ, статьи 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а наличие оснований для отказа в допуске к участию в торгах, указанных в подпунктах б), в), г) пункта 15 Правил в результате анализа его заявки Комиссией не установлено, то у комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в Аукционе не было законных оснований для отказа К. в допуске к участию в Аукционе.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссией было установлено, что на участие в Аукционе также подавали заявки М., П., Н., которым было отказано в допуске к участию в торгах по тому же основанию, что и было отказано в допуске Ковалевскому М.М.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что отказ указанным гражданам в допуске к участию в Аукционе является незаконным.
При таких обстоятельствах Комиссия признает жалобу К. обоснованной.
Комиссия принимала решение исходя из представленных заявителем и ответчиком документов.
На основании изложенного, руководствуясь частью 17, 20 статьи 18.1, часть 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу К. обоснованной.
2. Признать факт нарушения комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01) правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808, выразившемся в необоснованном отказе К., М., П., Н. в допуске к участию в аукционе.
3. Выдать организатору торов - администрации Надеждинского муниципального района обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
ПРЕДПИСАНИЕ № 110/08-2013
20 декабря 2013 года г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
председателя Комиссии:
заместитель руководителя Приморского УФАС России;
членов Комиссии:
начальник отдела контроля органов власти
главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
руководствуясь статьей 18.1, статей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20 декабря 2013 по делу № 110/08-2013 по жалобе К. на действия комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
Организатору торгов - администрации Надеждинского муниципального района:
- аннулировать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение
№ 260913/3761853/01);
- разместить информацию об аннулировании аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01) в соответствии с требованиями, установленными земельным законодательством Российской Федерации;
- в срок до 31.12.2013 представить в комиссию Приморского УФАС России информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 20 декабря 2013 г.
дело № 110/08-2013 г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
председателя Комиссии:
заместитель руководителя Приморского УФАС России;
членов Комиссии:
начальник отдела контроля органов власти,
главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев жалобу К. (далее также заявитель),
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба К. на действия комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01).
По мнению заявителя, комиссия по рассмотрению заявок на участие в Аукционе не обоснованно отказала К. в допуске к участию в торгах.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.
Рассмотрев представленные заявителем и ответчиком материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Распоряжением администрации Надеждинского муниципального района от 19.09.2013 № 1436-р было принято решение о проведении открытого по составу участников и по форме подачи предложения о цене аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 38076 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (далее - Аукцион). Месторасположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – земельный участок, находящийся примерно в 2220 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Надеждинский район, п. Соловей ключ, ул. Озерная, 13. Кадастровый номер земельного участка 25:10:011300:300.
30.10.2013 года на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru, было опубликовано извещение о проведении Аукциона (№ 260913/3761853/01).
В соответствии с протоколом № 1 о признании претендентов участниками Аукциона от 03.12.2013 на участие в Аукционе было подано 7 заявок, в том числе заявка от К. (заявка № 6).
Согласно данному протоколу К. было отказано в допуске к участию в Аукционе на основании статьи 38.1 ЗК РФ и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила) как лицу, в отношении которого законодательством Российской Федерации и принятым в соответствии с ними муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Надеждинского муниципального района установлены ограничения в получении в аренду земельного участка для сельскохозяйственного использования.
Между тем, принимая решения об отказе в признании К. участником Аукциона, аукционной комиссией не было учтено следующее.
В силу части 1 статьи 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (часть 1 статьи 5 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу части 3 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договора аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Согласно части 4 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяются уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данным кодексом.
В соответствии с вышеназванной нормой были утверждены Правила.
Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса (пункт 2 Правил).
Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов (пункт 10 Правил).
Пунктом 15 Правил установлено, что претендент не допускается к участию в торгах по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков по следующим основаниям:
а) заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.
При этом из подпункта а) пункта 15 Правил следует, что ограничения для лиц в приобретении собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности могут устанавливаться только законодательством Российской Федерации. Правом устанавливать такие ограничения органы местного самоуправления не наделены.
Такие ограничения установлены частью 3 статьи 15 ЗК РФ, статьей 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения по отношению к иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также к юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.
Ограничения к участию граждан Российской Федерации в торгах по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, в том числе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, земельным законодательством не установлены.
Поскольку К. не относится к лицам, указанным в части 3 статьи 15 ЗК РФ, статьи 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а наличие оснований для отказа в допуске к участию в торгах, указанных в подпунктах б), в), г) пункта 15 Правил в результате анализа его заявки Комиссией не установлено, то у комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в Аукционе не было законных оснований для отказа К. в допуске к участию в Аукционе.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссией было установлено, что на участие в Аукционе также подавали заявки М., П., Н., которым было отказано в допуске к участию в торгах по тому же основанию, что и было отказано в допуске Ковалевскому М.М.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что отказ указанным гражданам в допуске к участию в Аукционе является незаконным.
При таких обстоятельствах Комиссия признает жалобу К. обоснованной.
Комиссия принимала решение исходя из представленных заявителем и ответчиком документов.
На основании изложенного, руководствуясь частью 17, 20 статьи 18.1, часть 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу К. обоснованной.
2. Признать факт нарушения комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01) правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808, выразившемся в необоснованном отказе К., М., П., Н. в допуске к участию в аукционе.
3. Выдать организатору торов - администрации Надеждинского муниципального района обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
ПРЕДПИСАНИЕ № 110/08-2013
20 декабря 2013 года г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
председателя Комиссии:
заместитель руководителя Приморского УФАС России;
членов Комиссии:
начальник отдела контроля органов власти
главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
руководствуясь статьей 18.1, статей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20 декабря 2013 по делу № 110/08-2013 по жалобе К. на действия комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
Организатору торгов - администрации Надеждинского муниципального района:
- аннулировать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение
№ 260913/3761853/01);
- разместить информацию об аннулировании аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01) в соответствии с требованиями, установленными земельным законодательством Российской Федерации;
- в срок до 31.12.2013 представить в комиссию Приморского УФАС России информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 110/08-2013
[format] =>
[safe_value] => 110/08-2013
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Приморским УФАС России рассмотрена жалоба К. на действия комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01),
[format] => full_html
[safe_value] =>
Приморским УФАС России рассмотрена жалоба К. на действия комиссии администрации Надеждинского муниципального района по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (извещение № 260913/3761853/01),
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 87
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 87
[vid] => 6
[name] => Контроль проведения торгов
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-12-19 23:46:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-12-19 23:46:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1387756218
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Приморское УФАС России
)