В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Дальшипсервис»

Номер дела: № 93/08-2014
Дата публикации: 11 июля 2014, 10:52

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии:

– заместитель руководителя Приморского УФАС России;

         членов Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

 – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Дальшипсервис» (далее – ООО «Дальшипсервис», заявитель),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Дальшипсервис» на действия заказчика - ОАО «Международный аэропорт Владивосток» при проведении запроса предложений (далее – запрос предложений) по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по установке автоматической системы пожарной сигнализации (извещение № 31401241389, размещенное на сайте www.zakupki.gov.ru).  

По мнению заявителя, Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции,  пункта 1 статьи 1,   пункта 2 части 1           статьи 3, пункта 3 части 9 и пункта 1 части 10 статьи 4 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование указывает, что объединение в один лот работ по проектированию, монтажу пожарной сигнализации и оповещению о пожаре, функционально и технологически не связанных единым процессом, нарушает принципы равноправия участников закупки и добросовестной конкуренции между участниками и приводит к ограничению  количества участников размещения заказа. В данной закупке могут принять участия лишь субъекты, одновременно обладающие разрешительными документами на проектные работы (СРО) и на работы по монтажу системы пожарной сигнализации и оповещение о пожаре (лицензия МЧС). Отсутствие проектной документации приводит к невозможности определения участниками закупки объема выполненных работ, количества необходимого оборудования (поставляемого товара) и лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение.

 Представитель ОАО «Международный аэропорт Владивосток» (далее – ОАО «МАВ») с доводами жалобы не согласился, считает, что им не нарушен Закон о закупках, представил письменные возражения. В обоснование указал что,  закупка работ по проектированию и монтажу системы пожарной сигнализации в рамках одного договора и под ответственность одного подрядчика  является наиболее  целесообразной, снижает сроки выполнения работ по установке автоматической системы пожарной сигнализации  и оптимизирует затраты на выполнение всего комплекса работ (проектирование и монтаж) в ремонтных боксах ССТ. Поскольку в соответствии со статьей 24 Федерального закона о пожарной безопасности  № 69-ФЗ выполнение проектных работ и монтаж систем и средств противопожарной защиты являются мерами обеспечения предупреждения пожаров, то они функционально взаимосвязаны. То обстоятельство, что они относятся к разным группам (классам) услуг, не  исключает возможность объединения их в предмет договора как взаимосвязанных и возможно выполнение одним подрядчиком. Объем требуемых работ по  монтажу,  количество необходимого оборудования должно определяться участниками закупки самостоятельно, исходя из изготовленной  ими  проектной документации в соответствии с требованиями, содержащимися в извещении о запросе предложений.

 Рассмотрев представленные заявителем и ответчиком материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

ОАО «МАВ» согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими  общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. 

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит    требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

 Решением Совета директоров ОАО «МАВ» от 24.04.2012 утверждено Положение о закупках для нужд ОАО «МАВ» (далее – Положение о закупках).

Таким образом, закупочная деятельность  ОАО «МАВ» должна осуществляться  в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ услуг заказчик должен руководствоваться принципом, закрепляющим отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.  

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть  установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. 

 Исходя из этих норм, требования, устанавливаемые заказчиком при проведении закупки,  должны быть обоснованными. Установление необоснованных требований к участникам закупки приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки.

 Как следует из материалов дела, ОАО «МАВ» проведена закупка путем запроса предложений на выполнение работ по установке автоматической системы пожарной сигнализации в ремонтных боксах ССТ с использованием материалов, приборов и оборудования, приобретенных за счет исполнителя. Извещение № 31401241389 и документация  размещены на сайте www.zakupki.gov.ru.

Согласно пункту 7 Технического задания, устанавливающему требования к составу документации, исполнитель должен выполнить и передать заказчику проектную  документацию (проект сигнализации).  

 Статья 24 Федерального закона от 12.12.2004 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относит  к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности, в том числе выполнение проектных, изыскательских работ и монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты.  

Под монтажом понимается  установка и сборка соответствующих средств, приведение их в состояние, позволяющее применять в установленном порядке.

Согласно  пункту 15 части 1 статьи 12  Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»   деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к лицензируемому виду деятельности. 

 Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащие лицензированию, включают: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;  монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов; монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах; устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов; выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций; монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

В данном перечне  работы по проектированию каких-либо систем отсутствуют.

Выполнение работ по проектированию систем пожарной сигнализации в соответствии с  Приказом Минрегионразвития  от 30.12.2009 № 624 (п.10 раздела II Перечня видов работ) допускается при наличии  свидетельства СРО, так как эти работы относятся  к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 Из перечисленных норм следует, что для выполнения работ по монтажу пожарной сигнализации требуется соответствующая лицензия, для выполнения работ по проектированию систем пожарной сигнализации –лицензия не требуется,  на выполнение этого вида работ требуется свидетельство СРО.  При этом  монтаж пожарной сигнализации относится    согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД)  к производству электромонтажных работ (код 45.31), а  выполнение проектных работ в области пожарной безопасности – к инженерно-техническому проектированию (код 74.20).

Исходя из  этого, установка (монтаж и наладка) автоматической системы пожарной сигнализации и выполнение проектных работ  относятся к  разным самостоятельным  видам  работ, функционально и технологически не связанным.   Отнесение указанных работ к работам в области пожарной безопасности не является основанием для признания их функционально и технологически связанными.

Следовательно,  установление в закупочной документации требования  о выполнении участником закупки работы по изготовлению проектной документации, являющейся дополнительной, функционально и технологически не связанной с предметом закупки работой,  не может быть признано обоснованным.

Установление такого требования ограничивает круг участников теми лицами, которые специализируются  одновременно и на проектировании систем пожарной сигнализации (имеют свидетельство СРО) и на монтаже систем пожарной сигнализации (имеют  лицензию), что  ограничивает конкуренцию, так как сокращает круг потенциальных участников закупки.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупках должно содержать сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Подпунктом «г» пункта  15.1.2. Положения о закупке установлено, что в извещении должны содержаться  сведения о предмете договора, заключаемого по результатам размещения заказа путем проведения запроса предложений, с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

 Пунктом 6  приложения № 1 Положения о закупке (форма извещения о проведении запроса предложений) предусмотрено указание количества и комплектации поставляемого товара  в соответствии с техническим заданием.

 Материалами дела подтверждается, что извещением предусмотрено выполнение работ по монтажу автоматической системы пожарной сигнализации с использованием оборудования, приобретаемого исполнителем.  Следовательно, закупочная документация одновременно  предусматривает поставку товара - оборудования, необходимого для выполнения закупаемой  заказчиком работы.

Между тем, ни извещение, ни техническое задание не содержат информации о количестве и комплектации поставляемого оборудования. Отсутствуют в документации о закупке, частью которой  в соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках является извещение,  сведения об объеме выполняемых  работ.

Таким образом, заказчиком не соблюдено требование пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках и подпункта «г» пункта  15.1.2., пункт 6 Приложения № 1  Положения о закупках.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы заявителя.   

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. 

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Учитывая то, что на момент рассмотрения жалобы заказчиком по итогам запроса предложений не заключен договор, Комиссия находит необходимым выдать предписание об аннулировании запроса предложений.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Дальшипсервис» обоснованной.

2. Выдать заказчику – ОАО «Международный аэропорт Владивосток» обязательное для исполнения предписание об аннулировании  запроса предложений  по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по установке автоматической системы пожарной сигнализации (извещение №31401241389).

stdClass Object ( [vid] => 9649 [uid] => 5 [title] => В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Дальшипсервис» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9648 [type] => solution [language] => ru [created] => 1405036399 [changed] => 1405036399 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1405036399 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии:

– заместитель руководителя Приморского УФАС России;

         членов Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

 – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Дальшипсервис» (далее – ООО «Дальшипсервис», заявитель),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Дальшипсервис» на действия заказчика - ОАО «Международный аэропорт Владивосток» при проведении запроса предложений (далее – запрос предложений) по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по установке автоматической системы пожарной сигнализации (извещение № 31401241389, размещенное на сайте www.zakupki.gov.ru).  

По мнению заявителя, Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции,  пункта 1 статьи 1,   пункта 2 части 1           статьи 3, пункта 3 части 9 и пункта 1 части 10 статьи 4 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование указывает, что объединение в один лот работ по проектированию, монтажу пожарной сигнализации и оповещению о пожаре, функционально и технологически не связанных единым процессом, нарушает принципы равноправия участников закупки и добросовестной конкуренции между участниками и приводит к ограничению  количества участников размещения заказа. В данной закупке могут принять участия лишь субъекты, одновременно обладающие разрешительными документами на проектные работы (СРО) и на работы по монтажу системы пожарной сигнализации и оповещение о пожаре (лицензия МЧС). Отсутствие проектной документации приводит к невозможности определения участниками закупки объема выполненных работ, количества необходимого оборудования (поставляемого товара) и лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение.

 Представитель ОАО «Международный аэропорт Владивосток» (далее – ОАО «МАВ») с доводами жалобы не согласился, считает, что им не нарушен Закон о закупках, представил письменные возражения. В обоснование указал что,  закупка работ по проектированию и монтажу системы пожарной сигнализации в рамках одного договора и под ответственность одного подрядчика  является наиболее  целесообразной, снижает сроки выполнения работ по установке автоматической системы пожарной сигнализации  и оптимизирует затраты на выполнение всего комплекса работ (проектирование и монтаж) в ремонтных боксах ССТ. Поскольку в соответствии со статьей 24 Федерального закона о пожарной безопасности  № 69-ФЗ выполнение проектных работ и монтаж систем и средств противопожарной защиты являются мерами обеспечения предупреждения пожаров, то они функционально взаимосвязаны. То обстоятельство, что они относятся к разным группам (классам) услуг, не  исключает возможность объединения их в предмет договора как взаимосвязанных и возможно выполнение одним подрядчиком. Объем требуемых работ по  монтажу,  количество необходимого оборудования должно определяться участниками закупки самостоятельно, исходя из изготовленной  ими  проектной документации в соответствии с требованиями, содержащимися в извещении о запросе предложений.

 Рассмотрев представленные заявителем и ответчиком материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

ОАО «МАВ» согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими  общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. 

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит    требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

 Решением Совета директоров ОАО «МАВ» от 24.04.2012 утверждено Положение о закупках для нужд ОАО «МАВ» (далее – Положение о закупках).

Таким образом, закупочная деятельность  ОАО «МАВ» должна осуществляться  в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ услуг заказчик должен руководствоваться принципом, закрепляющим отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.  

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть  установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. 

 Исходя из этих норм, требования, устанавливаемые заказчиком при проведении закупки,  должны быть обоснованными. Установление необоснованных требований к участникам закупки приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки.

 Как следует из материалов дела, ОАО «МАВ» проведена закупка путем запроса предложений на выполнение работ по установке автоматической системы пожарной сигнализации в ремонтных боксах ССТ с использованием материалов, приборов и оборудования, приобретенных за счет исполнителя. Извещение № 31401241389 и документация  размещены на сайте www.zakupki.gov.ru.

Согласно пункту 7 Технического задания, устанавливающему требования к составу документации, исполнитель должен выполнить и передать заказчику проектную  документацию (проект сигнализации).  

 Статья 24 Федерального закона от 12.12.2004 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относит  к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности, в том числе выполнение проектных, изыскательских работ и монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты.  

Под монтажом понимается  установка и сборка соответствующих средств, приведение их в состояние, позволяющее применять в установленном порядке.

Согласно  пункту 15 части 1 статьи 12  Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»   деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к лицензируемому виду деятельности. 

 Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащие лицензированию, включают: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;  монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов; монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах; устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов; выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций; монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

В данном перечне  работы по проектированию каких-либо систем отсутствуют.

Выполнение работ по проектированию систем пожарной сигнализации в соответствии с  Приказом Минрегионразвития  от 30.12.2009 № 624 (п.10 раздела II Перечня видов работ) допускается при наличии  свидетельства СРО, так как эти работы относятся  к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 Из перечисленных норм следует, что для выполнения работ по монтажу пожарной сигнализации требуется соответствующая лицензия, для выполнения работ по проектированию систем пожарной сигнализации –лицензия не требуется,  на выполнение этого вида работ требуется свидетельство СРО.  При этом  монтаж пожарной сигнализации относится    согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД)  к производству электромонтажных работ (код 45.31), а  выполнение проектных работ в области пожарной безопасности – к инженерно-техническому проектированию (код 74.20).

Исходя из  этого, установка (монтаж и наладка) автоматической системы пожарной сигнализации и выполнение проектных работ  относятся к  разным самостоятельным  видам  работ, функционально и технологически не связанным.   Отнесение указанных работ к работам в области пожарной безопасности не является основанием для признания их функционально и технологически связанными.

Следовательно,  установление в закупочной документации требования  о выполнении участником закупки работы по изготовлению проектной документации, являющейся дополнительной, функционально и технологически не связанной с предметом закупки работой,  не может быть признано обоснованным.

Установление такого требования ограничивает круг участников теми лицами, которые специализируются  одновременно и на проектировании систем пожарной сигнализации (имеют свидетельство СРО) и на монтаже систем пожарной сигнализации (имеют  лицензию), что  ограничивает конкуренцию, так как сокращает круг потенциальных участников закупки.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупках должно содержать сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Подпунктом «г» пункта  15.1.2. Положения о закупке установлено, что в извещении должны содержаться  сведения о предмете договора, заключаемого по результатам размещения заказа путем проведения запроса предложений, с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

 Пунктом 6  приложения № 1 Положения о закупке (форма извещения о проведении запроса предложений) предусмотрено указание количества и комплектации поставляемого товара  в соответствии с техническим заданием.

 Материалами дела подтверждается, что извещением предусмотрено выполнение работ по монтажу автоматической системы пожарной сигнализации с использованием оборудования, приобретаемого исполнителем.  Следовательно, закупочная документация одновременно  предусматривает поставку товара - оборудования, необходимого для выполнения закупаемой  заказчиком работы.

Между тем, ни извещение, ни техническое задание не содержат информации о количестве и комплектации поставляемого оборудования. Отсутствуют в документации о закупке, частью которой  в соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках является извещение,  сведения об объеме выполняемых  работ.

Таким образом, заказчиком не соблюдено требование пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках и подпункта «г» пункта  15.1.2., пункт 6 Приложения № 1  Положения о закупках.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы заявителя.   

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. 

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Учитывая то, что на момент рассмотрения жалобы заказчиком по итогам запроса предложений не заключен договор, Комиссия находит необходимым выдать предписание об аннулировании запроса предложений.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Дальшипсервис» обоснованной.

2. Выдать заказчику – ОАО «Международный аэропорт Владивосток» обязательное для исполнения предписание об аннулировании  запроса предложений  по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по установке автоматической системы пожарной сигнализации (извещение №31401241389).

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии:

– заместитель руководителя Приморского УФАС России;

         членов Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

 – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Дальшипсервис» (далее – ООО «Дальшипсервис», заявитель),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Дальшипсервис» на действия заказчика - ОАО «Международный аэропорт Владивосток» при проведении запроса предложений (далее – запрос предложений) по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по установке автоматической системы пожарной сигнализации (извещение № 31401241389, размещенное на сайте www.zakupki.gov.ru).  

По мнению заявителя, Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции,  пункта 1 статьи 1,   пункта 2 части 1           статьи 3, пункта 3 части 9 и пункта 1 части 10 статьи 4 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование указывает, что объединение в один лот работ по проектированию, монтажу пожарной сигнализации и оповещению о пожаре, функционально и технологически не связанных единым процессом, нарушает принципы равноправия участников закупки и добросовестной конкуренции между участниками и приводит к ограничению  количества участников размещения заказа. В данной закупке могут принять участия лишь субъекты, одновременно обладающие разрешительными документами на проектные работы (СРО) и на работы по монтажу системы пожарной сигнализации и оповещение о пожаре (лицензия МЧС). Отсутствие проектной документации приводит к невозможности определения участниками закупки объема выполненных работ, количества необходимого оборудования (поставляемого товара) и лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение.

 Представитель ОАО «Международный аэропорт Владивосток» (далее – ОАО «МАВ») с доводами жалобы не согласился, считает, что им не нарушен Закон о закупках, представил письменные возражения. В обоснование указал что,  закупка работ по проектированию и монтажу системы пожарной сигнализации в рамках одного договора и под ответственность одного подрядчика  является наиболее  целесообразной, снижает сроки выполнения работ по установке автоматической системы пожарной сигнализации  и оптимизирует затраты на выполнение всего комплекса работ (проектирование и монтаж) в ремонтных боксах ССТ. Поскольку в соответствии со статьей 24 Федерального закона о пожарной безопасности  № 69-ФЗ выполнение проектных работ и монтаж систем и средств противопожарной защиты являются мерами обеспечения предупреждения пожаров, то они функционально взаимосвязаны. То обстоятельство, что они относятся к разным группам (классам) услуг, не  исключает возможность объединения их в предмет договора как взаимосвязанных и возможно выполнение одним подрядчиком. Объем требуемых работ по  монтажу,  количество необходимого оборудования должно определяться участниками закупки самостоятельно, исходя из изготовленной  ими  проектной документации в соответствии с требованиями, содержащимися в извещении о запросе предложений.

 Рассмотрев представленные заявителем и ответчиком материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

ОАО «МАВ» согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими  общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. 

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит    требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

 Решением Совета директоров ОАО «МАВ» от 24.04.2012 утверждено Положение о закупках для нужд ОАО «МАВ» (далее – Положение о закупках).

Таким образом, закупочная деятельность  ОАО «МАВ» должна осуществляться  в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ услуг заказчик должен руководствоваться принципом, закрепляющим отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.  

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть  установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. 

 Исходя из этих норм, требования, устанавливаемые заказчиком при проведении закупки,  должны быть обоснованными. Установление необоснованных требований к участникам закупки приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки.

 Как следует из материалов дела, ОАО «МАВ» проведена закупка путем запроса предложений на выполнение работ по установке автоматической системы пожарной сигнализации в ремонтных боксах ССТ с использованием материалов, приборов и оборудования, приобретенных за счет исполнителя. Извещение № 31401241389 и документация  размещены на сайте www.zakupki.gov.ru.

Согласно пункту 7 Технического задания, устанавливающему требования к составу документации, исполнитель должен выполнить и передать заказчику проектную  документацию (проект сигнализации).  

 Статья 24 Федерального закона от 12.12.2004 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относит  к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности, в том числе выполнение проектных, изыскательских работ и монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты.  

Под монтажом понимается  установка и сборка соответствующих средств, приведение их в состояние, позволяющее применять в установленном порядке.

Согласно  пункту 15 части 1 статьи 12  Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»   деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к лицензируемому виду деятельности. 

 Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащие лицензированию, включают: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;  монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов; монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах; устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов; выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций; монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

В данном перечне  работы по проектированию каких-либо систем отсутствуют.

Выполнение работ по проектированию систем пожарной сигнализации в соответствии с  Приказом Минрегионразвития  от 30.12.2009 № 624 (п.10 раздела II Перечня видов работ) допускается при наличии  свидетельства СРО, так как эти работы относятся  к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 Из перечисленных норм следует, что для выполнения работ по монтажу пожарной сигнализации требуется соответствующая лицензия, для выполнения работ по проектированию систем пожарной сигнализации –лицензия не требуется,  на выполнение этого вида работ требуется свидетельство СРО.  При этом  монтаж пожарной сигнализации относится    согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД)  к производству электромонтажных работ (код 45.31), а  выполнение проектных работ в области пожарной безопасности – к инженерно-техническому проектированию (код 74.20).

Исходя из  этого, установка (монтаж и наладка) автоматической системы пожарной сигнализации и выполнение проектных работ  относятся к  разным самостоятельным  видам  работ, функционально и технологически не связанным.   Отнесение указанных работ к работам в области пожарной безопасности не является основанием для признания их функционально и технологически связанными.

Следовательно,  установление в закупочной документации требования  о выполнении участником закупки работы по изготовлению проектной документации, являющейся дополнительной, функционально и технологически не связанной с предметом закупки работой,  не может быть признано обоснованным.

Установление такого требования ограничивает круг участников теми лицами, которые специализируются  одновременно и на проектировании систем пожарной сигнализации (имеют свидетельство СРО) и на монтаже систем пожарной сигнализации (имеют  лицензию), что  ограничивает конкуренцию, так как сокращает круг потенциальных участников закупки.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупках должно содержать сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Подпунктом «г» пункта  15.1.2. Положения о закупке установлено, что в извещении должны содержаться  сведения о предмете договора, заключаемого по результатам размещения заказа путем проведения запроса предложений, с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

 Пунктом 6  приложения № 1 Положения о закупке (форма извещения о проведении запроса предложений) предусмотрено указание количества и комплектации поставляемого товара  в соответствии с техническим заданием.

 Материалами дела подтверждается, что извещением предусмотрено выполнение работ по монтажу автоматической системы пожарной сигнализации с использованием оборудования, приобретаемого исполнителем.  Следовательно, закупочная документация одновременно  предусматривает поставку товара - оборудования, необходимого для выполнения закупаемой  заказчиком работы.

Между тем, ни извещение, ни техническое задание не содержат информации о количестве и комплектации поставляемого оборудования. Отсутствуют в документации о закупке, частью которой  в соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках является извещение,  сведения об объеме выполняемых  работ.

Таким образом, заказчиком не соблюдено требование пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках и подпункта «г» пункта  15.1.2., пункт 6 Приложения № 1  Положения о закупках.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы заявителя.   

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. 

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Учитывая то, что на момент рассмотрения жалобы заказчиком по итогам запроса предложений не заключен договор, Комиссия находит необходимым выдать предписание об аннулировании запроса предложений.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Дальшипсервис» обоснованной.

2. Выдать заказчику – ОАО «Международный аэропорт Владивосток» обязательное для исполнения предписание об аннулировании  запроса предложений  по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по установке автоматической системы пожарной сигнализации (извещение №31401241389).

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 93/08-2014 [format] => [safe_value] => № 93/08-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Дальшипсервис» на действия заказчика - ОАО «Международный аэропорт Владивосток»

[format] => full_html [safe_value] =>

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Дальшипсервис» на действия заказчика - ОАО «Международный аэропорт Владивосток»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 87 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 87 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-10 23:52:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-07 23:52:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1405036399 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Приморское УФАС России )