Решение по жалобе гражданина Б.В.М.

Номер дела: 172/08-2014
Дата публикации: 16 октября 2014, 08:11

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председатель Комиссии:

– руководитель Приморского УФАС России;

члены Комиссии:

– и.о. заместителя руководителя Приморского УФАС России;

– специалист 1 разряда отдела кадров, информатики и  делопроизводства,

рассмотрев жалобу Б.В.М.

 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба Б.В. М.  (далее – Заявитель) на действия организатора торгов  – администрацию Хасанского муниципального района Приморского края при проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Хасанского муниципального района (извещение № 100914/0145917/01, размещенное на сайте www.torgi.gov.ru).

Как следует из содержания жалобы, в извещении о проведении аукциона отсутствуют сведения о размере платы за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, организатор торгов установил дополнительное требование к участникам аукциона, а именно допуск заявителя к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что, по мнению Заявителя, нарушает право физического лица на участие в аукционе, поскольку физические лица к данным работам не допускаются.

Представитель организатора торгов с доводами жалобы не согласился, письменных возражений не представил, в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что информация о плате за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения не была указана в связи с тем, что у организатора торгов не было возможности заранее знать размер платы.

Также представитель организатора торгов указал, что 12.09.2014 в извещение были внесены изменения в части исключения дополнительного требования к участникам аукциона, однако данные изменения были опубликованы лишь на сайте администрации Хасанского муниципального района и в Бюллетене муниципальных правовых актов Хасанского муниципального района.

 

Оценив доводы Заявителя и организатора торгов, исследовав письменные доказательства по аукциону на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Хасанского муниципального района, Комиссия установила следующее.

Из материалов дела следует, что 10.09.2014 на сайте www.torgi.gov.ru  Администрацией Хасанского муниципального района размещено извещение № 100914/0145917/01 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка под строительство малоэтажного многоквартирного дома

В соответствии с частью 5 статьи 38 Земельного кодекса РФ  аукционы  по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства проводится в порядке,  предусмотренном  статьей 38.1 Земельного кодекса. 

Частью 10 статьи 38.1 закреплено, что в извещении о проведении аукциона должны содержаться сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение);

5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);

6) о шаге аукциона;

7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.

Изучив извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Хасанского муниципального района, Комиссия пришла к выводу, что организатором торгов не была указаны информация о плате за подключение (технологическое присоединение) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила).

Согласно пункту 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

Согласно пункту 10 Правил технические условия должны содержать следующие данные:

  1. максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
  2. срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
  3. срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

В соответствии с пунктом 11 Правил информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:

  1. данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  2. дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);
  3. дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя и нарушении Организатором торгов пункта 4 части 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, поскольку отсутствие в извещении о торгах обязательных сведений о плате за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, при выставлении земельного участка на аукцион, является существенным нарушением порядка проведения аукциона.

В извещении о проведении аукциона, в раздела «Условия участия в аукционах» к качестве дополнительных требований к участникам аукциона является допуск заявителя к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно части 12 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ  заявитель для участия в аукционе должен предоставить  организатору торгов  следующие документы:     

1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

3) документы, подтверждающие внесение задатка.

Перечень документов, которые должен представить Заявитель является исчерпывающим, поскольку частью 13 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что  организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в части 12 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ документов. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, для участия в аукционе Администрацией Хасанского муниципального района установлено предоставление участниками аукциона документов, не предусмотренных пунктом 12 статьи 38.1 Земельного кодекса.

Согласно части 9 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации официальным сайт - www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт).

Таким образом, внесенные 12.09.2014 в извещение изменения, исключающие дополнительные требования к участникам аукциона, должны были быть опубликованы на официальном сайте и быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам. Организатором торгов данное требование исполнено не было.

Согласно части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее – уведомление)

Часть 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции устанавливает, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 данной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Приморским УФАС России 06.10.2014 на электронный адрес организатора торгов hasan_official@mail.primorye.ru, указанный в извещении, было направлено уведомление в порядке части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссией было установлено, что в нарушении части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции 08.10.2014 аукционная комиссия произвела рассмотрение заявок и признание претендентов участниками аукциона, о чем был составлен протокол № 11-2014 от 08.10.2014.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении администрацией Хасанского муниципального района порядка проведения аукциона на право заключения договора аренды земельных участков для жилищного  строительства, установленного  частью 10, частью 12, частью 13 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, а также о нарушении  части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона

Комиссия, учитывая выявленные нарушения порядка организации и проведения аукциона, предусмотренного статьей 38.1 Земельного кодекса РФ, находит необходимым  в соответствии с  пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите выдать организатору торгов (аукциона) - Администрации Хасанского муниципального района Приморского края -  обязательное для исполнения предписание.

Комиссия принимала решение исходя из представленных Заявителем и представителем организатора торгов документов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

        

  1. Признать жалобу Б.В.М. обоснованной.
  2. Признать факт нарушения администрацией Хасанского муниципального района пункта 4 части 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ; части 12, части 13 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ; части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
  3. Выдать Организатору торгов (аукционной комиссии) обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, а именно:

- отменить протокол заседания Комиссии по проведению торгов № 11-2014 от 08.10.2014;

- вернуть участникам аукциона поданные заявки;

- внести изменения в извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Хасанского муниципального района в части указания сведений о размере платы за подключение объектов капитального строительств к сетям инженерно-технического обеспечения;

- продлить срок приема заявок;

- провести аукцион в соответствии с требованиями статьи 38.1 Земельного кодекса РФ и с учетом решения Приморского УФАС России.

 

4.  В срок до 29.10.2014 представить в Приморское УФАС России информацию

об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9815 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе гражданина Б.В.М. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9814 [type] => solution [language] => ru [created] => 1413407606 [changed] => 1413407756 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413407756 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председатель Комиссии:

– руководитель Приморского УФАС России;

члены Комиссии:

– и.о. заместителя руководителя Приморского УФАС России;

– специалист 1 разряда отдела кадров, информатики и  делопроизводства,

рассмотрев жалобу Б.В.М.

 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба Б.В. М.  (далее – Заявитель) на действия организатора торгов  – администрацию Хасанского муниципального района Приморского края при проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Хасанского муниципального района (извещение № 100914/0145917/01, размещенное на сайте www.torgi.gov.ru).

Как следует из содержания жалобы, в извещении о проведении аукциона отсутствуют сведения о размере платы за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, организатор торгов установил дополнительное требование к участникам аукциона, а именно допуск заявителя к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что, по мнению Заявителя, нарушает право физического лица на участие в аукционе, поскольку физические лица к данным работам не допускаются.

Представитель организатора торгов с доводами жалобы не согласился, письменных возражений не представил, в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что информация о плате за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения не была указана в связи с тем, что у организатора торгов не было возможности заранее знать размер платы.

Также представитель организатора торгов указал, что 12.09.2014 в извещение были внесены изменения в части исключения дополнительного требования к участникам аукциона, однако данные изменения были опубликованы лишь на сайте администрации Хасанского муниципального района и в Бюллетене муниципальных правовых актов Хасанского муниципального района.

 

Оценив доводы Заявителя и организатора торгов, исследовав письменные доказательства по аукциону на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Хасанского муниципального района, Комиссия установила следующее.

Из материалов дела следует, что 10.09.2014 на сайте www.torgi.gov.ru  Администрацией Хасанского муниципального района размещено извещение № 100914/0145917/01 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка под строительство малоэтажного многоквартирного дома

В соответствии с частью 5 статьи 38 Земельного кодекса РФ  аукционы  по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства проводится в порядке,  предусмотренном  статьей 38.1 Земельного кодекса. 

Частью 10 статьи 38.1 закреплено, что в извещении о проведении аукциона должны содержаться сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение);

5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);

6) о шаге аукциона;

7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.

Изучив извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Хасанского муниципального района, Комиссия пришла к выводу, что организатором торгов не была указаны информация о плате за подключение (технологическое присоединение) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила).

Согласно пункту 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

Согласно пункту 10 Правил технические условия должны содержать следующие данные:

  1. максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
  2. срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
  3. срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

В соответствии с пунктом 11 Правил информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:

  1. данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  2. дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);
  3. дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя и нарушении Организатором торгов пункта 4 части 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, поскольку отсутствие в извещении о торгах обязательных сведений о плате за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, при выставлении земельного участка на аукцион, является существенным нарушением порядка проведения аукциона.

В извещении о проведении аукциона, в раздела «Условия участия в аукционах» к качестве дополнительных требований к участникам аукциона является допуск заявителя к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно части 12 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ  заявитель для участия в аукционе должен предоставить  организатору торгов  следующие документы:     

1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

3) документы, подтверждающие внесение задатка.

Перечень документов, которые должен представить Заявитель является исчерпывающим, поскольку частью 13 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что  организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в части 12 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ документов. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, для участия в аукционе Администрацией Хасанского муниципального района установлено предоставление участниками аукциона документов, не предусмотренных пунктом 12 статьи 38.1 Земельного кодекса.

Согласно части 9 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации официальным сайт - www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт).

Таким образом, внесенные 12.09.2014 в извещение изменения, исключающие дополнительные требования к участникам аукциона, должны были быть опубликованы на официальном сайте и быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам. Организатором торгов данное требование исполнено не было.

Согласно части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее – уведомление)

Часть 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции устанавливает, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 данной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Приморским УФАС России 06.10.2014 на электронный адрес организатора торгов hasan_official@mail.primorye.ru, указанный в извещении, было направлено уведомление в порядке части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссией было установлено, что в нарушении части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции 08.10.2014 аукционная комиссия произвела рассмотрение заявок и признание претендентов участниками аукциона, о чем был составлен протокол № 11-2014 от 08.10.2014.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении администрацией Хасанского муниципального района порядка проведения аукциона на право заключения договора аренды земельных участков для жилищного  строительства, установленного  частью 10, частью 12, частью 13 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, а также о нарушении  части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона

Комиссия, учитывая выявленные нарушения порядка организации и проведения аукциона, предусмотренного статьей 38.1 Земельного кодекса РФ, находит необходимым  в соответствии с  пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите выдать организатору торгов (аукциона) - Администрации Хасанского муниципального района Приморского края -  обязательное для исполнения предписание.

Комиссия принимала решение исходя из представленных Заявителем и представителем организатора торгов документов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

        

  1. Признать жалобу Б.В.М. обоснованной.
  2. Признать факт нарушения администрацией Хасанского муниципального района пункта 4 части 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ; части 12, части 13 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ; части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
  3. Выдать Организатору торгов (аукционной комиссии) обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, а именно:

- отменить протокол заседания Комиссии по проведению торгов № 11-2014 от 08.10.2014;

- вернуть участникам аукциона поданные заявки;

- внести изменения в извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Хасанского муниципального района в части указания сведений о размере платы за подключение объектов капитального строительств к сетям инженерно-технического обеспечения;

- продлить срок приема заявок;

- провести аукцион в соответствии с требованиями статьи 38.1 Земельного кодекса РФ и с учетом решения Приморского УФАС России.

 

4.  В срок до 29.10.2014 представить в Приморское УФАС России информацию

об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председатель Комиссии:

– руководитель Приморского УФАС России;

члены Комиссии:

– и.о. заместителя руководителя Приморского УФАС России;

– специалист 1 разряда отдела кадров, информатики и  делопроизводства,

рассмотрев жалобу Б.В.М.

 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба Б.В. М.  (далее – Заявитель) на действия организатора торгов  – администрацию Хасанского муниципального района Приморского края при проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Хасанского муниципального района (извещение № 100914/0145917/01, размещенное на сайте www.torgi.gov.ru).

Как следует из содержания жалобы, в извещении о проведении аукциона отсутствуют сведения о размере платы за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, организатор торгов установил дополнительное требование к участникам аукциона, а именно допуск заявителя к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что, по мнению Заявителя, нарушает право физического лица на участие в аукционе, поскольку физические лица к данным работам не допускаются.

Представитель организатора торгов с доводами жалобы не согласился, письменных возражений не представил, в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что информация о плате за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения не была указана в связи с тем, что у организатора торгов не было возможности заранее знать размер платы.

Также представитель организатора торгов указал, что 12.09.2014 в извещение были внесены изменения в части исключения дополнительного требования к участникам аукциона, однако данные изменения были опубликованы лишь на сайте администрации Хасанского муниципального района и в Бюллетене муниципальных правовых актов Хасанского муниципального района.

 

Оценив доводы Заявителя и организатора торгов, исследовав письменные доказательства по аукциону на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Хасанского муниципального района, Комиссия установила следующее.

Из материалов дела следует, что 10.09.2014 на сайте www.torgi.gov.ru  Администрацией Хасанского муниципального района размещено извещение № 100914/0145917/01 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка под строительство малоэтажного многоквартирного дома

В соответствии с частью 5 статьи 38 Земельного кодекса РФ  аукционы  по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства проводится в порядке,  предусмотренном  статьей 38.1 Земельного кодекса. 

Частью 10 статьи 38.1 закреплено, что в извещении о проведении аукциона должны содержаться сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение);

5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);

6) о шаге аукциона;

7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.

Изучив извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Хасанского муниципального района, Комиссия пришла к выводу, что организатором торгов не была указаны информация о плате за подключение (технологическое присоединение) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила).

Согласно пункту 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

Согласно пункту 10 Правил технические условия должны содержать следующие данные:

  1. максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
  2. срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
  3. срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

В соответствии с пунктом 11 Правил информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:

  1. данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  2. дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);
  3. дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя и нарушении Организатором торгов пункта 4 части 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, поскольку отсутствие в извещении о торгах обязательных сведений о плате за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, при выставлении земельного участка на аукцион, является существенным нарушением порядка проведения аукциона.

В извещении о проведении аукциона, в раздела «Условия участия в аукционах» к качестве дополнительных требований к участникам аукциона является допуск заявителя к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно части 12 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ  заявитель для участия в аукционе должен предоставить  организатору торгов  следующие документы:     

1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

3) документы, подтверждающие внесение задатка.

Перечень документов, которые должен представить Заявитель является исчерпывающим, поскольку частью 13 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что  организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в части 12 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ документов. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, для участия в аукционе Администрацией Хасанского муниципального района установлено предоставление участниками аукциона документов, не предусмотренных пунктом 12 статьи 38.1 Земельного кодекса.

Согласно части 9 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации официальным сайт - www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт).

Таким образом, внесенные 12.09.2014 в извещение изменения, исключающие дополнительные требования к участникам аукциона, должны были быть опубликованы на официальном сайте и быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам. Организатором торгов данное требование исполнено не было.

Согласно части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее – уведомление)

Часть 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции устанавливает, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 данной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Приморским УФАС России 06.10.2014 на электронный адрес организатора торгов hasan_official@mail.primorye.ru, указанный в извещении, было направлено уведомление в порядке части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссией было установлено, что в нарушении части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции 08.10.2014 аукционная комиссия произвела рассмотрение заявок и признание претендентов участниками аукциона, о чем был составлен протокол № 11-2014 от 08.10.2014.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении администрацией Хасанского муниципального района порядка проведения аукциона на право заключения договора аренды земельных участков для жилищного  строительства, установленного  частью 10, частью 12, частью 13 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, а также о нарушении  части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона

Комиссия, учитывая выявленные нарушения порядка организации и проведения аукциона, предусмотренного статьей 38.1 Земельного кодекса РФ, находит необходимым  в соответствии с  пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите выдать организатору торгов (аукциона) - Администрации Хасанского муниципального района Приморского края -  обязательное для исполнения предписание.

Комиссия принимала решение исходя из представленных Заявителем и представителем организатора торгов документов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

        

  1. Признать жалобу Б.В.М. обоснованной.
  2. Признать факт нарушения администрацией Хасанского муниципального района пункта 4 части 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ; части 12, части 13 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ; части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
  3. Выдать Организатору торгов (аукционной комиссии) обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, а именно:

- отменить протокол заседания Комиссии по проведению торгов № 11-2014 от 08.10.2014;

- вернуть участникам аукциона поданные заявки;

- внести изменения в извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Хасанского муниципального района в части указания сведений о размере платы за подключение объектов капитального строительств к сетям инженерно-технического обеспечения;

- продлить срок приема заявок;

- провести аукцион в соответствии с требованиями статьи 38.1 Земельного кодекса РФ и с учетом решения Приморского УФАС России.

 

4.  В срок до 29.10.2014 представить в Приморское УФАС России информацию

об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 172/08-2014 [format] => [safe_value] => 172/08-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 87 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 87 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-15 21:11:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-12 21:11:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1413407606 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Приморское УФАС России )