Нарушений в деятельности ОАО «Владивосток Авиа» пока не выявлено, но проверка продолжается

25 марта 2011 г. Приморское УФАС России начало внеплановую проверку ОАО «Владивосток Авиа» по поводу высоких цен на билеты по рейсам из Японии (Токио, Ниигата) в Россию (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск) после сокрушительного землетрясения и цунами в островном государстве.
На настоящий момент проверка не закончена, вместе с тем, Приморское УФАС России доводит до сведения всех заинтересованных лиц следующие предварительные выводы.
1. В Управление поступило значительное количество обращений граждан в связи с высокой стоимостью билетов ОАО «Владивосток Авиа» по направлениям Токио-Владивосток, Токио-Хабаровск, Ниигата-Владивосток в период с 13 по 21 марта 2011 г. (после цунами 12 марта 2011 г.) в сравнении с ранее применяемыми ценами. В частности наибольшее количество обращений граждан связано с ценой билета 109 300 иен (без сборов) по направлению Токио (Нарита) – Владивосток (Кневичи) с датой вылета 13.03.2011.
Управлением установлено, что действующие в указанный период пассажирские тарифы утверждены приказом ОАО «Владивосток Авиа» от 19.03.2010 и не изменялись по настоящее время.
Размер тарифов при этом зависит от ряда факторов (в одну сторону, туда и обратно, дата приобретения, срок и условия возврата билета и т.п.), что допускается Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утв. приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155.
В том числе указанным выше приказом ОАО «Владивосток Авиа» утверждён тариф (код YPXOW, направление Токио-Владивосток, в одну сторону) экономического класса 109 300 иен (без сборов). Указанный тариф применяется в случае приобретения билета в течении 3 дней до вылета.
При приобретении билета за 3 дня до вылета применяется другой тариф (код KPXOW, направление Токио-Владивосток, в одну сторону) экономического класса - 80 000 иен (без сборов).
При этом следует отметить, что ОАО «Владивосток Авиа» осуществляет перевозки по направлениям Япония-Россия в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), однако фактически указанные рейсы являются регулярными, поскольку включены в расписание, а билеты на них реализуются через автоматизированную систему продаж билетов.
Вместе с тем, указанные рейсы сохраняют часть признаков, присущих чартерным рейсам, в том числе право заказчика рейса (в данном случае туристической компании «Japan Air Travel Marketing Co. Ltd») выкупить часть мест на рейсы и реализовывать их потребителям по самостоятельно установленным тарифам, не выше установленных авиакомпанией.
Проверка по реализованным билетам показала, что все проданные в указанный период билеты реализованы по тарифам, установленным вышеуказанным приказом ОАО «Владивосток Авиа» либо по тарифам заказчика чартера. Какого-либо превышения установленных тарифов со стороны ОАО «Владивосток Авиа» не выявлено. В том числе указанная большинством заявителей цена билета 109 300 иен по направлению Токио (Нарита) – Владивосток (Кневичи) с датой вылета 13.03.2011 обусловлена тем, что заявители приобретали билеты менее, чем за 3 дня до вылета.
Таким образом, описанная заявителями разница в ценах вызвана в том числе тем, что ранее граждане приобретали билеты более чем за 3 дня до вылета и (в том числе) через заказчика («Japan Air Travel Marketing Co. Ltd») и его агентов по ценам ниже, чем установленные ОАО «Владивосток Авиа».
С учётом вышеизложенного, можно констатировать, что в действиях ОАО «Владивосток Авиа» по реализации авиабилетов в период 13-22 марта 2011 г. по направлениям Япония-Россия не установлено признаков нарушения антимонопольного законодательства в части применения повышенных тарифов. Указанный вывод подтверждается также результатами проверки деятельности авиаперевозчика специалистами Росавиации и Приморской транспортной прокуратуры.
2. Вместе с тем, при проведении проверки, Управлением получены сведения о том, что ОАО «Владивосток Авиа» может занимать доминирующее положение на рынке осуществления перевозок воздушным транспортом по направлениям Япония (Токио, Ниигата) – Россия (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск).
При этом согласно имеющихся сведений о тарифах иных авиакомпаний, тарифы ОАО «Владивосток Авиа» являются одними из самых высоких и сравнимы с тарифами на авиаперевозку по направлениям Токио-Москва, Токио-Санкт-Петербург.
Таким образом, в действиях ОАО «Владивосток Авиа» по установлению тарифов по направлениям Япония-Россия могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке, устанавливать и/или поддерживать монопольно высокую цену товара.
Для установления вышеназванного нарушения антимонопольного законодательства и возбуждения соответствующего дела, необходимо проанализировать состояние рынка соответствующих перевозок, установить на нём размер доли ОАО «Владивосток Авиа», а также исследовать составляющие (расходы и прибыль) тарифа на авиаперевозки по указанным направлениям с целью установления наличия/отсутствия признаков монопольно высокой цены, установленных статье 6 Федерального закона «О защите конкуренции».
С учетом изложенного, на основании части 9 статьи 25.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Приморское УФАС России намерено продлить срок проверки ОАО «Владивосток Авиа» на 1 месяц, в течении которого совместно с Приморской транспортной прокуратурой исследует вышеуказанные вопросы, с целью окончательного установления наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в действиях авиаперевозчика.