ВАС РФ поставил точку в споре о товарном знаке «HANSOL»

Как сообщает ФАС России, 23 апреля 2013 года Высший Арбитражный суд Российской Федерации удовлетворил надзорное заявление Управления ФАС России по Приморскому краю и оставил в силе решение Приморского УФАС России от 27 мая 2011года, согласно которому приобретение и использование исключительного права на товарный знак «HANSOL» признано актом недобросовестной конкуренции в соответствии с частью 2 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрев надзорное заявление Приморского УФАС России, судьи Высшего арбитражного суда Российской Федерации обратили внимание на то, что понимание недобросовестной конкуренции как действий, направленных исключительно на причинение вреда третьим лицам, слишком узко. Оно не учитывает определения этого понятия, содержащегося в Законе о защите конкуренции, Парижской конвенции по охране промышленной собственности, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ.

В Приморское УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Владлайн», выразившемся в недобросовестной конкуренции путем приобретения и использования исключительного права на товарный знак «HANSOL» обратился с заявлением индивидуальный предприниматель (ИП).

Как установил антимонопольный орган, заявитель и его партнёры с 2007 года по апрель 2010 года из КНР на территорию РФ ввозили и в дальнейшем реализовывали маты из стекловаты под торговой маркой «HANSOL». Позднее ООО «Владлайн» также стало осуществлять ввоз этого товара, а 19 января 2010 года торговая марка «HANSOL» была зарегистрирована на территории РФ в качестве товарного знака правообладателя ООО «Владлайн», который сообщил конкурентам о недопустимости ввоза на территорию РФ продукции под товарным знаком «HANSOL» без лицензионного соглашения с ООО «Владлайн».

В решении антимонопольного органа сделан вывод, что ООО «Владлайн», став правообладателем этого товарного знака, получил возможность увеличить свою прибыль за счет ограничения прибыли конкурентов, которые ранее имели возможность ввозить товар с маркировкой на территорию РФ без ограничений.

Поскольку товарный знак «HANSOL» на момент подачи заявки в Роспатент был широко известен - ООО «Владлайн», зная о его использовании другими предпринимателями на рынке, должно было поставить их в известность о своем намерении. Однако уведомление об этом ООО «Владлайн» направило участникам рынка лишь после того, как стало обладателем исключительного права. Кроме того, сам факт регистрации Обществом на свое имя обозначения, долгое время используемого многими импортерами, свидетельствует о недобросовестной конкурентной тактике и намерении воспользоваться узнаваемым брендом, популярность которого достигнута благодаря усилиям конкурентов.

Приморское УФАС России вынесло решение о признании акта недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Владлайн».

Позиция антимонопольного органа была поддержана судами первой и апелляционной инстанций Приморского края. Однако Федеральный арбитражный суда Дальневосточного округа удовлетворил требования заявителя и решение Приморского УФАС России отменил, полагая, что в нем не доказано намерение Общества своими действиями причинить вред конкурентам.

«Для нас важно, что правовая позиция высшей судебной инстанции по этому делу совпала с нашим стремлением выявлять и пресекать злоупотребление правом в различных формах, в том числе и тогда, когда действия ответчика напрямую не противоречат закону, - отметил начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов. – При решении вопроса о добросовестности поведения хозяйствующего субъекта мы и впредь будем оценивать конкурентную тактику правообладателя в целом, опираясь на принципы разумности, добропорядочности и справедливости».

С  решением Приморского УФАС России можно ознакомиться здесь.