Устроили картель

Громкое державное название — «национальные проекты». Их воплощают в жизнь под патронажем президента. Но одновременно находятся на просторах социально-экономических программ тихие заводи, где в дело вступает коррупция и берегов не видно от злоупотреблений разнокалиберного жучья. На минувшей неделе вновь в сводках прозвучали дорожники: антимонопольщики и прокуратура обнаружили картельный сговор при возведении дорог во Владивостоке. 

Суд рассмотрит уголовное дело о картельном сговоре на 800 миллионов рублей, проинформировали в управлении Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю. Сговор выявлен на торгах, проводимых по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» (БКАД).

Картель в 2019 году образовали подрядные фирмы «ФедералСтрой», «Строительная компания “Автобан-ДВ”», «Строй Сити» (все три — из Приморья) и ООО «СКАБ» (город Химки Московской области). Антиконкурентное соглашение заключалось на выполнение ремонта дорог в городе Владивостоке. Сумма контрактов составила 808 717 961,6 рубля.

Результатом сговора стало заключение контрактов с минимальным снижением цены. Участники фактически отказались от конкурентной борьбы, негласно договорившись между собой, что не позволило сократить расходы бюджета.

Схема не новая. Картельный сговор мы уже проходили с питанием для детских садов. На ком ещё не заработали ушлые поставщики и подрядчики: на школьниках, сиротах, пенсионерах?

По результатам рассмотрения антимонопольного дела на организации наложены штрафы на общую сумму в размере 97 621 168 рублей. Решение ведомства поддержали суды трёх инстанций. Кроме того, все материалы были направлены в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

Директорам компаний грозит до шести лет лишения свободы со штрафом до одного миллиона рублей с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от одного года до трёх лет.

Интересно, что такие жёсткие санкции не останавливают любителей «попилить бюджеты». Каждый год в дорожной хронике светятся одни и те же компании.

ДВВ неоднократно обращали внимание на фигурантов свежего уголовного дела и ранее. Так, в публикации «Деньги в крошку. Асфальтовую» (июнь 2020-го) по материалам проверки Контрольно-счётной палаты рассказывалось, как администрация Владивостока потратила в 2018-м на дорожные работы на 29,3 миллиона больше, чем могла бы. Тогда отличились чиновники; фиксировались нарушения при формировании начальной максимальной цены контрактов. То есть пошли на поводу у подрядчиков, других-то не нашлось. Как итог: ревизоры обнаружили разрушения, провалы, просадки дорожного полотна и многие другие нарушения, а ливнёвки и люки находились заметно ниже уровня трасс. Через несколько лет нам это всё аукнулось после тропических ливней.

Так вот, в деле фигурировала всё та же компашка: «Федерал Строй», «Автобан ДВ», «СКАБ», «Строй Сити».

Федералстроевцы, к слову, с трудом «освоили» в своё время улицу Шепеткова, по которой уже плачет новый ремонт. «Автобан-ДВ» отличился в своё время на Некрасовском путепроводе. Да так, что разгребаем годами.

А подмосковная фирма «СКАБ», пишет сайт VL.ru, запомнился автолюбителям своими художествами при ремонте улицы Снеговой. «Многие наверняка помнят, как в ходе этого ремонта в асфальт посреди улицы закатали лопату. А потом выковыряли её, оставив яму, похожую на форму для отливки чупа-чупсов», — напомнили коллеги.

Одним словом, названные фирмы и другие их коллеги накопили такое портфолио, что впору кардинально менять систему дорожного ремонта. Форма в виде аукционов показала себя достаточно пагубно. И вероятно, ответственным чиновникам придётся поломать голову в поисках оптимальной правовой формы при строительстве важнейших объектов. Иначе останемся без денег, без дорог, без чести.

Как вариант: отдавать подряды турецким строителям, авторам «вечной» бетонки на трассе в аэропорт.