Полет ненормальный

15 процентов — настолько, по мнению Федеральной антимонопольной службы, завышены цены на авиабилеты в 20 крупнейших российских авиакомпаниях. Интрига, считают в ФАС, проста: авиакеросин подешевел на 30 процентов, а перевозчики этого почему-то не заметили. Так или иначе, но бороздить родные воздушные просторы становится совсем не по кошельку.

Итак, из чего складывается цена авиабилета? По данным Росавиации, из 13—15 составляющих. Среди них — стоимость услуг аэропорта (до 18 процентов), услуг по аэронавигации (до 7), по заправке авиатопливом и самого авиатоплива (до 54 процентов), услуг наземного техобслуживания (до 3) и авиаперевозчика (до 18 процентов). Плюс НДС, законные 18 процентов которого также возложены на потребительский кошелек. На него же приходится бремя по возмещению таможенных и ввозных пошлин на иностранную авиатехнику. Но, как ни крути, именно расходы на авиакеросин и определяют цену. И вот что любопытно: в зарубежных авиакомпаниях затраты на топливо составляют 15—25 процентов стоимости «посадочного талона», то есть в два с лишним раза меньше, чем в нашей преуспевающей энергетической державе. Стало быть, накручивают тариф все-таки авиаперевозчики?

«Практически все российские авиакомпании — убыточные предприятия, — рассказывает «Итогам» главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров. — Даже «Аэрофлот». По словам эксперта, как минимум у трех крупнейших авиаперевозчиков задолженность за прошлый год составила 3—4 миллиарда рублей, что сопоставимо с долгом «Красэйер» накануне банкротства. И долги эти образовались в основном из-за топливных и лишь отчасти таможенных расходов. При этом цены на авиакеросин с пикового значения в июне 2008 года (28 450 рублей за тонну) к августу 2010-го действительно упали почти на треть. В чем тогда дело? А в том, что в России имеются три тарифа на авиатопливо: цена нефтеперерабатывающего завода, цена оператора и цена ТЗК. Первая, естественно, самая низкая, а в конце рыночной цепочки сидит монополист. Заправочный комплекс в наших аэропортах и обладает полномочиями «определять любую цену» на топливо. Вот и ответ на вопрос, почему за границу, где такого беспредела нет, летать порой дешевле. Есть на кого обратить внимание антимонопольщикам.

Это точка зрения авиаперевозчиков. Потребители смотрят на вещи куда приземленнее. В авиакассах, после того как примерно половина билетов на авиарейс продана, цены вдруг взлетают до небес. А уж «горящий» пропуск на борт буквально перед вылетом может быть вообще запредельной цены. Причем тарифы на перелеты за рубеж и внутри России, несмотря на разные дистанции и даже транзит через чужое небо, сопоставимые. Вот и выходит: керосинщики-монополисты в наших аэропортах, конечно, под подозрением, но и с авиакомпаний за их беспредельную алчность тоже спросить стоит.

Источник: Итоги