Замглавы УФАС Приморья об смс-спаме, "взрослой" рекламе и граффити

В интервью РИА Новости Дмитрий Абросимов рассказал о проблеме смс-спама в Приморье, сложностях при попытке запретить объявления об интим-услугах, а также о том, что делать с граффити на асфальте.

С 15 ноября в России запрещена любая реклама табака. Заместитель руководителя УФАС по Приморью Дмитрий Абросимов рассказал РИА Новости, как антимонопольщики региона выявляют нарушения антитабачного закона в свободное от работы время, кто оценивает пристойность рекламы в крае, и почему следует жестче бороться с граффити на асфальте. 

- Дмитрий  Евгеньевич, приморский УФАС уже начал выявлять нарушителей нового "антитабачного" закона?

За исполнением этого закона мы следим также, как ранее контролировали ограничение рекламы сигарет. Сотрудники УФАС периодически осматривают наружную рекламу в городе и крае, витрины магазинов, общественный транспорт, проводят проверки по обращениям граждан. С вступлением в силу закона наша работа мало изменилась: как мы мониторили рекламу, так и продолжим это делать. 

То же касается рекламы сигарет и табака в ресторанах, барах и кафе. Нужно понимать, что мы и в нерабочее время остаемся госслужащими и, увидев незаконную рекламу табака, зафиксируем ее. И уже в рабочий день придем в такое кафе с официальной проверкой.

- Недавно приморский УФАС разбирал дело о соответствии закону смс-рекламы,  широко распространенной в последнее время. Рассматриваются ли новые дела по такой рекламе?

— У нас на рассмотрении десятки жалоб граждан на смс-рекламу и, вероятно, таких дел будет еще больше. Это довольно

распространенное нарушение. Статья 18 федерального закона "О рекламе" допускает распространение рекламы по мобильному телефону только с согласия абонента. Если владелец сотового номера такого согласия не давал, но смс c рекламой получает, он вправе обратиться с жалобой в УФАС. 

К заявлению необходимо приложить скриншот смс-сообщения или его фотографию на телефоне, детализацию телефонных разговоров и смс-сообщений, а также, желательно, договор с сотовой компанией. После этого мы  возбуждаем дело, делаем запрос оператору связи о том лице, от имени кого сделана рассылка.

Сложность заключается в том, что рассылку коротких сообщений делает, как правило, не рекламодатель – ломбард, например, или салон цветов,  а некое третье лицо. Порой мы выявляем целую цепочку соисполнителей, на конце которой некий гражданин, чья ответственность за нарушение закона оценивается штрафом от 2 до 2,5 тысяч рублей

- Получается ли наказать самих заказчиков рекламных смс-рассылок лиц?

— Да, однако чаще всего это индивидуальные предприниматели. Например, недавно ИП из Владивостока наказали за смс-рассылку рекламы услуг такси. Среди крупных юрлиц отмечу ОАО "Эльдорадо" и ОАО КБ "Восточный", причём последнее за смс-спам неоднократно наказывали и другие территориальные органы ФАС России.

Но мы считаем, эффективней было бы сделать так, чтобы у самих операторов связи не было заинтересованности в такой веерной рекламе, чтобы они были обязаны прекращать такую рассылку по требованию граждан и несли ответственность за неисполнение.

В Госдуме сейчас находятся поправки в федеральный закон, и мы готовим свои предложения в ФАС России,  чтобы служба, в свою очередь, вышла с инициативой об изменениях, касающихся рекламы на мобильные телефоны. Мы  предлагаем достаточно жестко ограничить массовую рассылку смс, когда с одного номера сообщение рассылается миллионными тиражами. 

- Часто в УФАС Приморья приходят жалобы на рекламу? Какого рода нарушения выявляются чаще всего?

— Обращений по поводу содержания рекламы от жителей края у нас достаточно много, чтобы мы не переживали по этому поводу. Однако немалая часть нарушений законодательства, примерно половина, выявляется по результатам нашего собственного мониторинга. 

Часто встречаются нарушения формального характера. Например, реклама медуслуг и лекарств должна сопровождаться надписью о наличии противопоказаний или о необходимости получить консультацию специалистов, но рекламодатель этого не делает. Такие нарушения просты для рассмотрения. Другая  часть дел касается неэтичной рекламы с  использованием непристойных образов и выражений. 

- И кто в Приморье дает оценку пристойности рекламы?

— Для этого можно провести опрос потребителей или заказать заключение эксперта. Но это затратно по времени и средствам, поэтому мы чаще всего прибегаем к другому варианту. При УФАС по Приморскому краю уже достаточно давно работает общественный экспертный  совет по рекламе, в  состав которого входят представители не только сферы рекламы, но и общественных, религиозных организаций, психологи. Этот коллегиальный орган по нашей просьбе рассматривает спорную рекламу и дает оценку: пристойна ли она, содержит ли нарушения закона.

На одном из заседаний рассматривалась реклама медицинских услуг, где использовалось изображение девушки с очень открытым декольте. Мы попросили  мнение совета, и большинство его членов признали, что нарушений нет, хотя мнения у них разделились. Другой пример – реклама торговой организации, где использовался образ обнаженной женщины, прикрывшейся указателем к этому самому магазину. Совет признал рекламу неэтичной, рекламодатель нарушение быстро устранил, поэтому штраф был небольшой.

- Сегодня много говорят о защите детей от "взрослой" информации. Но в некоторых приморских СМИ по-прежнему есть реклама секс-услуг. С этим бесполезно бороться?

— Формально сейчас это реклама не секс-услуг, а услуг горничных или массажа. С точки зрения содержания рекламы ничего непристойного в ней нет. Доказывать, что объявление не соответствует оказываемым услугам, скорее относится к  компетенции правоохранительных органов. 

Материалы по одному такому объявлению, выявленному в Находке, мы направляли  в правоохранительные органы, они провели  определенную работу, но к  результату это, к сожалению, не привело.  Я думаю, что решать эту проблему необходимо на уровне законодательства, внося изменения в закон.

- Одно из новшеств Владивостока — реклама на тротуарах, на облицовочных плитках и асфальте. Позиция мэрии — такие изображения незаконны. Какова точка зрения УФАС?

— Мы  тоже  думаем,  что объявления на асфальте незаконны, хотя это и не считается нарушением закона о рекламе. Полагаю, что речь идет скорее о порче городского имущества, о вандализме, о хулиганстве и нанесение рекламы на тротуар должно преследоваться в рамках соответствующих статей закона об административных нарушениях Приморского края.  

В  Москве такой вид рекламы распространен уже настолько массово, что асфальта кое-где из-за нее не видно. Считаю, что администрация Владивостока должна такую практику пресекать жестко, именно сейчас, пока она еще на начальном уровне. 

Есть такая теория – "разбитых окон", утверждающая, что вовремя не ликвидированный беспорядок вызывает цепную реакцию других нарушений.  Если местные власти не отреагируют на это небольшое пока количество незаконной тротуарной рекламы, ее станет только больше.

- УФАС Приморья с администрацией Владивостока взаимодействует по вопросам рекламы?

— Конечно. От них поступает информация по вопросам нашей компетенции, мы с ними часто делимся служебными материалами,  с УМВД… У нас со всеми отношения достаточно хорошие. Но работа всех, кто контролирует рекламы, станет эффективнее, если доработать законы. Также необходимо работать с теми, кто рекламу распространяет, чтобы они продвигали свои услуги цивилизованными методами.