Антимонопольная служба Приморья разъяснила СМИ, что нельзя рекламировать, и обещала «сильно не кошмарить»

В четверг, 23 января, заместитель начальника Приморского УФАС Дмитрий Абросимов рассказал об изменениях в федеральном законе «О рекламе», вступивших в силу в прошлом году, а также о грядущих поправках.

С мая 2013 года внесены поправки, которые касаются установки рекламных конструкций. В частности, теперь муниципалитетам не надо будет искать собственников незаконно установленных щитов — они могут сами по решению суда сносить их, а потом по суду же требовать у найденного собственника возмещения средств, потраченных на снос.

В июне вступили в силу поправки по рекламе БАДов. На их рекламу распространены те же ограничения, что и на рекламу лекарственных средств.

«Нельзя ссылаться на то, что это — лекарство. Нельзя говорить об удачном опыте излечения с помощью этих добавок. Плюс несколько дополнительных ограничений — например, нужно прямо указывать, что это БАД, что он не является лекарством», — сказал Дмитрий Абросимов.

«Немного о том, что нас ожидает. С 30 января из закона исключена строчка о том, что при проведении стимулирующих лотерей организации должны указывать определенную информацию. Она убрана не потому, что можно проводить всякие лотереи без ограничений, а из-за поправок в закон, согласно которым ужесточаются в целом требования к проведению лотерей, — сообщил Дмитрий Абросимов, — Если компания решит проводить конкурсы или акции, игры, розыгрыши призов, то либо это будут не лотереи, либо лотереи в установленном законом порядке — с заключением соответствующего договора с оператором лотереи, выбранного на основании конкурса. А у оператора уже есть все разрешающие документы. То есть в части проведения лотереи все будет жестче, а в части рекламы — полегче».

Еще одно существенное изменение, которое вступит в силу с июля, — на рекламу займов распространятся те же ограничения, что и на рекламу кредитов. «Это связано с тем, что развелось множество микрофинансовых организаций, которые под якобы выгодные условия предлагают займы, а на деле выясняется, что там 1000, 2000, а то и 3000 % годовых! — говорит замначальника краевого УФАС. — Рекламировать займы будет нельзя тем организациям, которые не имею права эти займы выдавать. Кроме того, должны быть указаны все условия займа. Либо должно быть что-то вроде имиджевой рекламы: «Приходите к нам, у нас хорошие кредиты». Без указания процентных ставок, сроков возврата и прочего. СМИ должны требовать у организации документ о том, есть у нее разрешение на выдачу займов или нет».

Также в УФАС очень ждут изменений, касающихся СМС-рекламы. Они пока только в разработке. В 2013 в УФАС, по словам Дмитрия Абросимова, поступило 144 обращения от граждан, 60 из них — на СМС-рекламу. Также он отметил, что штрафы за эту деятельность пока так малы, что операторы связи просто закладывают их в бюджет.

Больше всего вопросов вызвали поправки в закон «О рекламе» в части, касающейся рекламы медицинских услуг, изделий и средств. Они вступили в силу с января 2014 года. Запрещена также реклама абортов. Ограничения теперь распространяются на рекламу методов профилактики, диагностики, реабилитации, народной медицины. Разрешается рекламировать само медучреждение и направление его деятельности, но не конкретные услуги. Например, сказать «стоматологическая клиника такая-то» — разрешено, а «наша стоматологическая клиника оказывает услуги такие-то» — это запрещено. Перечень заболеваний, которые излечивает клиника, объяснил Дмитрий Абросимов, указывать не запрещено — а значит, разрешено.

Кроме того, есть вопросы — что считать конкретной медицинской услугой, а что — нет. Например, чем будет диетология, пока неясно — придется смотреть глубже, открывать справочники, проверять — какой это именно вид диетологии: спортивная, рациональная диетология к медицине, например, не относится, а медицинская — относится. «Но однозначного мнения, что можно, а что нельзя, у нас пока нет, — сказал чиновник. — Много неясных моментов. Так что пока «кошмарить» мы никого не собираемся».

Почему же УФАС решило запретить рекламу медицинских услуг, Дмитрий Абросимов не объяснил, ответив, что это не в компетенции региональных органов. Но добавил, что в крайнем случае СМИ могут обратиться в антимонопольное ведомство в частном порядке: «Хотя вообще-то в силу своих полномочий мы разъяснений не даем, за это у нас даже могут быть проблемы с прокуратурой. Так что мы либо посылаем ваш вопрос в Москву, либо отписываемся общими фразами»