Решение по делу в отношении Управления лесного хозяйства Приморского края

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: № 44/08-2011
Дата публикации: 22 марта 2012, 14:58

20 марта 2012 года                                                                      

 г. Владивосток

Резолютивная часть решения оглашена 5 марта 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 20 марта 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии – Вялых С.В. –руководителя Приморского УФАС России, членов Комиссии: Бессонова С.К. – начальника отдела контроля органов власти, Самсоновой В.М. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, Петрова А.Л. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

при участии представителей:

от заявителя ОАО «Тернейлес» (п. Пластун, Приморский край, 692152): заместителя генерального директора Какурина С.В. (доверенность № 02/07 от 01.02. 2012),

от ответчика по делу Управления лесным хозяйством Приморского края (690024, г. Владивосток, ул. Белинского, д. 3-а): Подосенова А.С. (доверенность № 26 от 14.02.2012),

рассмотрев дело № 44/08-2011 по признакам нарушения Управлением лесным хозяйством Приморского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приморским УФАС России в рамках государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции  рассмотрено заявление ОАО «Тернейлес» о нарушении антимонопольного законодательства Управлением лесным хозяйством Приморского края.

Исходя из содержания поступившего заявления Приморским УФАС России было установлено следующее.

Между Управлением лесным хозяйством Приморского края (далее также - Арендодатель) и ОАО «Тернейлес» (далее также - Арендатор) заключен договор аренды лесных участков для заготовки древесины № 121/29 от 27.10.2008, по Верхне-Перевальнинскому лесничеству, Верхне-Перевальнинскому, Стрельниковскому, Соболинному участковым лесничествам. Срок действия договора установлен с момента его государственной регистрации до 07.12.2058. Указанный договор заключен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О  приоритетных инвестиционных проектах в области освоениях лесов» и приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 02.04.2008 № 161 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

В процессе работы по договору аренды лесного участка № 121/29 в целях организации использования лесов в соответствии с документами лесного планирования на арендуемом участке, руководствуясь ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), пунктами 2в, 6, 7, 12 Правил проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 № 377, Арендатор обратился к Арендодателю с предложением о проведении лесоустроительных работ с целью уточнения таксационных характеристик лесного участка.

Необходимость проведения работ по лесоустройству была обусловлена тем, что «Проект освоения лесов» и договор аренды лесного участка основаны на материалах лесоустройства, бывшего Верхне-Перевальнинского лесхоза, произведенного в 1992 году.

Управление лесным хозяйством Приморского края своим письмом от 10.09.2010 № 49-02-13/2872 согласовало ОАО «Тернейлес» проведение лесоустроительных работ.

С учетом этого согласования ОАО «Тернейлес» заключило договор с ООО «Приморсклеспроект» на проведение лесоустроительных работ арендуемого участка по договору № 121/29. Работы включали в себя наземную инвентаризацию лесов и их актуализацию.

После проведения лесоустроительных работ Арендатор передал полученную от ООО «Приморсклеспроект» документацию Арендодателю. 22.11.2010 в Управлении лесным хозяйством Приморского края было проведено второе  лесоустроительное совещание по рассмотрению материалов лесоустройства.

По окончании совещания участники подписали протокол и постановили считать его основанием для разработки «Проекта освоения лесов», последующего прохождения экспертизы и внесения изменений в договор аренды с последующей регистрацией и утвердили ежегодные объемы проектируемых мероприятий.

Ежегодные объемы изъятия древесины, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, указанные в данном протоколе, то есть итоговые данные лесоустроительных работ, были согласованы лесничим Верхне-Перевальнинского лесничества Рудица В.К. и утверждены председателем комиссии заместителем начальника Управления лесным хозяйством Приморского края Пстыга С.Е.

Лесоустроительные работы показали фактические характеристики данного лесного участка и по их итогам был составлен «Проект освоения лесов», содержащий сведения об организации использования лесов, созданию объектов лесной инфраструктуры, проектируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, об охране объектов животного мира, водных объектов и их территориальному размещению. Срок действия указанного «Проекта освоения лесов» - до 2018 года (срок действия лесохозяйственного регламента Верхне-Перевальнинского лесничества).

Далее «Проект освоения лесов» был направлен на прохождение государственной экспертизы в Управление лесным хозяйством Приморского края, где 27.12.2010 г. был издан приказ № 1592, согласно которому «Проект освоения лесов» был признан положительным и утверждено заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов.

В пункте 8 Заключения экспертной комиссии указано, что «Проект освоения лесов» соответствует целевому назначению лесов, виду использования лесов требованиям статей 29, 88 и 89 ЛК РФ. Также указано о необходимости внесения изменений в действующий договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008.

Однако до настоящего времени, Управлением лесным хозяйством Приморского края не внесены изменения в лесохозяйственный регламент Верхнее-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008.

По мнению заявителя, Управление Лесным хозяйством Приморского края своим бездействием, нарушает требования лесного законодательства, необоснованно вводит ограничения в осуществлении ОАО «Тернейлес» лесохозяйственной деятельности, чем нарушает требования антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии представитель ОАО «Тернейлес» полностью поддержал вышеуказанные доводы.

Представитель ответчика с доводами заявителя не согласился, факт нарушения антимонопольного законодательства не признал и указал, что в соответствии со статьей 74 ЛК РФ договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Таким образом, по мнению ответчика,  Управление лесным хозяйством Приморского края, не внося изменений в лесохозяйственный регламент Верхнее-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008 года, действовала в соответствии с требованиями лесного законодательства, а именно часть 2 статьи  74 ЛК РФ, устанавливающий запрет на заключение подобных соглашений.

 

Комиссия, рассмотрев предоставленные материалы, заслушав доводы, возражения и пояснения представителей ответчика и заявителя пришла к следующим выводам.

 

Порядок заключения договора аренды лесного участка установлен статьей 74 ЛК РФ.

Частью 2 статьи 74 ЛК РФ установлен прямой запрет на изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон.

Из анализа статьи 79 ЛК РФ следует, что условия аукциона определяются извещением о проведении аукциона и документацией об аукционе, содержащей в том числе сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, а также проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.

Согласно статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие идентифицировать имущество, которое передается в аренду.

К таким данным относятся сведения о лесном участке, в том числе площадь, местоположение и описание границ лесного участка, кадастровый номер; срок договора; виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду; размер арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы; объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.

Таким образом, существенные условия договора аренды лесного участка устанавливаются продавцом до проведения аукциона по продаже права на аренду такого участка, являются условиями самого аукциона и не могут быть изменены на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон.

Между тем, из материалов дела следует, что договор аренды лесного участка для заготовки древесины № 121/29 от 27.10.2008 был заключен ОАО «Тернейлес» с Управлением лесным хозяйством Приморского края в порядке реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (часть 3 статьи 74 ЛК РФ) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 02.04.2008 № 161 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

Поскольку в данном случае договор аренды лесного участка для заготовки древесины № 121/29 от 27.10.2008 был заключен без проведения соответствующего аукциона, то положения части 2 статьи 74 ЛК РФ к рассматриваемым Комиссией правоотношениям не применяется в силу прямого указания закона.

Тем самым довод представителя ответчика о том, что внесение изменений в лесохозяйственный регламент Верхнее-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008 будет противоречить части 2 статьи 74 ЛК РФ, признается Комиссией не состоятельным.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из толкования статьи 15 Закона о защите конкуренции, следует, что нарушением (недопущением, ограничением, устранением) конкуренции являются любые действия (бездействия) органов власти, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В соответствии с частью 1 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

Согласно части 2 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия по утверждению лесохозяйственных регламентов на территории Приморского края, в соответствии с пунктом 10.5. раздела 2, Постановления Администрации Приморского края от 15.03.2007 № 66-па «Об утверждении Положения об управлении лесным хозяйством            Приморского края», возложены на Управление лесным хозяйством Приморского края.

Тем самым, Управление лесным хозяйством Приморского края своим бездействием в виде не выполнения установленных нормами действующего законодательства функций (внесение изменений в лесохозяйственный регламент Верхне-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008) фактически вводит ограничения в осуществлении ОАО «Тернейлес» лесохозяйственной деятельности в Верхне-Перевальнинском лесничестве.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Управление лесным хозяйством Приморского не внося изменений в лесохозяйственный регламент Верхне-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008 необоснованно препятствует осуществлению ОАО «Тернейлес» лесохозяйственной деятельности, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции  и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением лесным хозяйством Приморского края, выразившегося в невнесении изменений в лесохозяйственный регламент Верхне-Перевальнинского лесничества (на основании утвержденного приказом Управления лесным хозяйством Приморского края № 1592 от 27.12.2010 Заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов по лесному участку Верхне-Перевальнинского, Стрельниковского и Соболиного участковых лесничеств Верхне-Перевальнинского лесничества, переданному в аренду для заготовки древесины ОАО «Тернейлес») и невнесении изменений в заключенный с ОАО «Тернейлес» договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать Управлению лесным хозяйством Приморского края (690024, г. Владивосток, ул. Белинского, д. 3-а) предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно,

внести в лесохозяйственный регламент Верхне-Перевальнинского лесничества изменения (на основании утвержденного приказом Управления лесным хозяйством Приморского края № 1592 от 27.12.2010 Заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов по лесному участку Верхнее-Перевальнинского, Стрельниковского и Соболиного участковых лесничеств Верхне-Перевальнинского лесничества, переданному в аренду для заготовки древесины ОАО «Тернейлес») и привести заключенный с ОАО «Тернейлес» договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008 в соответствие с измененным лесохозяйственным регламентом.

 

Председатель Комиссии                                                                        С.В. Вялых

 

Члены  Комиссии:                                                                              С.К. Бессонов

                                                                                                                                

                                                                                                         В.М. Самсонова

 

                                                                                                                А.Л. Петров

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 7206 [uid] => 5 [title] => Решение по делу в отношении Управления лесного хозяйства Приморского края [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7206 [type] => solution [language] => ru [created] => 1332388995 [changed] => 1370521173 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521173 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

20 марта 2012 года                                                                      

 г. Владивосток

Резолютивная часть решения оглашена 5 марта 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 20 марта 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии – Вялых С.В. –руководителя Приморского УФАС России, членов Комиссии: Бессонова С.К. – начальника отдела контроля органов власти, Самсоновой В.М. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, Петрова А.Л. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

при участии представителей:

от заявителя ОАО «Тернейлес» (п. Пластун, Приморский край, 692152): заместителя генерального директора Какурина С.В. (доверенность № 02/07 от 01.02. 2012),

от ответчика по делу Управления лесным хозяйством Приморского края (690024, г. Владивосток, ул. Белинского, д. 3-а): Подосенова А.С. (доверенность № 26 от 14.02.2012),

рассмотрев дело № 44/08-2011 по признакам нарушения Управлением лесным хозяйством Приморского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приморским УФАС России в рамках государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции  рассмотрено заявление ОАО «Тернейлес» о нарушении антимонопольного законодательства Управлением лесным хозяйством Приморского края.

Исходя из содержания поступившего заявления Приморским УФАС России было установлено следующее.

Между Управлением лесным хозяйством Приморского края (далее также - Арендодатель) и ОАО «Тернейлес» (далее также - Арендатор) заключен договор аренды лесных участков для заготовки древесины № 121/29 от 27.10.2008, по Верхне-Перевальнинскому лесничеству, Верхне-Перевальнинскому, Стрельниковскому, Соболинному участковым лесничествам. Срок действия договора установлен с момента его государственной регистрации до 07.12.2058. Указанный договор заключен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О  приоритетных инвестиционных проектах в области освоениях лесов» и приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 02.04.2008 № 161 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

В процессе работы по договору аренды лесного участка № 121/29 в целях организации использования лесов в соответствии с документами лесного планирования на арендуемом участке, руководствуясь ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), пунктами 2в, 6, 7, 12 Правил проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 № 377, Арендатор обратился к Арендодателю с предложением о проведении лесоустроительных работ с целью уточнения таксационных характеристик лесного участка.

Необходимость проведения работ по лесоустройству была обусловлена тем, что «Проект освоения лесов» и договор аренды лесного участка основаны на материалах лесоустройства, бывшего Верхне-Перевальнинского лесхоза, произведенного в 1992 году.

Управление лесным хозяйством Приморского края своим письмом от 10.09.2010 № 49-02-13/2872 согласовало ОАО «Тернейлес» проведение лесоустроительных работ.

С учетом этого согласования ОАО «Тернейлес» заключило договор с ООО «Приморсклеспроект» на проведение лесоустроительных работ арендуемого участка по договору № 121/29. Работы включали в себя наземную инвентаризацию лесов и их актуализацию.

После проведения лесоустроительных работ Арендатор передал полученную от ООО «Приморсклеспроект» документацию Арендодателю. 22.11.2010 в Управлении лесным хозяйством Приморского края было проведено второе  лесоустроительное совещание по рассмотрению материалов лесоустройства.

По окончании совещания участники подписали протокол и постановили считать его основанием для разработки «Проекта освоения лесов», последующего прохождения экспертизы и внесения изменений в договор аренды с последующей регистрацией и утвердили ежегодные объемы проектируемых мероприятий.

Ежегодные объемы изъятия древесины, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, указанные в данном протоколе, то есть итоговые данные лесоустроительных работ, были согласованы лесничим Верхне-Перевальнинского лесничества Рудица В.К. и утверждены председателем комиссии заместителем начальника Управления лесным хозяйством Приморского края Пстыга С.Е.

Лесоустроительные работы показали фактические характеристики данного лесного участка и по их итогам был составлен «Проект освоения лесов», содержащий сведения об организации использования лесов, созданию объектов лесной инфраструктуры, проектируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, об охране объектов животного мира, водных объектов и их территориальному размещению. Срок действия указанного «Проекта освоения лесов» - до 2018 года (срок действия лесохозяйственного регламента Верхне-Перевальнинского лесничества).

Далее «Проект освоения лесов» был направлен на прохождение государственной экспертизы в Управление лесным хозяйством Приморского края, где 27.12.2010 г. был издан приказ № 1592, согласно которому «Проект освоения лесов» был признан положительным и утверждено заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов.

В пункте 8 Заключения экспертной комиссии указано, что «Проект освоения лесов» соответствует целевому назначению лесов, виду использования лесов требованиям статей 29, 88 и 89 ЛК РФ. Также указано о необходимости внесения изменений в действующий договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008.

Однако до настоящего времени, Управлением лесным хозяйством Приморского края не внесены изменения в лесохозяйственный регламент Верхнее-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008.

По мнению заявителя, Управление Лесным хозяйством Приморского края своим бездействием, нарушает требования лесного законодательства, необоснованно вводит ограничения в осуществлении ОАО «Тернейлес» лесохозяйственной деятельности, чем нарушает требования антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии представитель ОАО «Тернейлес» полностью поддержал вышеуказанные доводы.

Представитель ответчика с доводами заявителя не согласился, факт нарушения антимонопольного законодательства не признал и указал, что в соответствии со статьей 74 ЛК РФ договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Таким образом, по мнению ответчика,  Управление лесным хозяйством Приморского края, не внося изменений в лесохозяйственный регламент Верхнее-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008 года, действовала в соответствии с требованиями лесного законодательства, а именно часть 2 статьи  74 ЛК РФ, устанавливающий запрет на заключение подобных соглашений.

 

Комиссия, рассмотрев предоставленные материалы, заслушав доводы, возражения и пояснения представителей ответчика и заявителя пришла к следующим выводам.

 

Порядок заключения договора аренды лесного участка установлен статьей 74 ЛК РФ.

Частью 2 статьи 74 ЛК РФ установлен прямой запрет на изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон.

Из анализа статьи 79 ЛК РФ следует, что условия аукциона определяются извещением о проведении аукциона и документацией об аукционе, содержащей в том числе сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, а также проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.

Согласно статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие идентифицировать имущество, которое передается в аренду.

К таким данным относятся сведения о лесном участке, в том числе площадь, местоположение и описание границ лесного участка, кадастровый номер; срок договора; виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду; размер арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы; объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.

Таким образом, существенные условия договора аренды лесного участка устанавливаются продавцом до проведения аукциона по продаже права на аренду такого участка, являются условиями самого аукциона и не могут быть изменены на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон.

Между тем, из материалов дела следует, что договор аренды лесного участка для заготовки древесины № 121/29 от 27.10.2008 был заключен ОАО «Тернейлес» с Управлением лесным хозяйством Приморского края в порядке реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (часть 3 статьи 74 ЛК РФ) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 02.04.2008 № 161 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

Поскольку в данном случае договор аренды лесного участка для заготовки древесины № 121/29 от 27.10.2008 был заключен без проведения соответствующего аукциона, то положения части 2 статьи 74 ЛК РФ к рассматриваемым Комиссией правоотношениям не применяется в силу прямого указания закона.

Тем самым довод представителя ответчика о том, что внесение изменений в лесохозяйственный регламент Верхнее-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008 будет противоречить части 2 статьи 74 ЛК РФ, признается Комиссией не состоятельным.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из толкования статьи 15 Закона о защите конкуренции, следует, что нарушением (недопущением, ограничением, устранением) конкуренции являются любые действия (бездействия) органов власти, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В соответствии с частью 1 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

Согласно части 2 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия по утверждению лесохозяйственных регламентов на территории Приморского края, в соответствии с пунктом 10.5. раздела 2, Постановления Администрации Приморского края от 15.03.2007 № 66-па «Об утверждении Положения об управлении лесным хозяйством            Приморского края», возложены на Управление лесным хозяйством Приморского края.

Тем самым, Управление лесным хозяйством Приморского края своим бездействием в виде не выполнения установленных нормами действующего законодательства функций (внесение изменений в лесохозяйственный регламент Верхне-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008) фактически вводит ограничения в осуществлении ОАО «Тернейлес» лесохозяйственной деятельности в Верхне-Перевальнинском лесничестве.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Управление лесным хозяйством Приморского не внося изменений в лесохозяйственный регламент Верхне-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008 необоснованно препятствует осуществлению ОАО «Тернейлес» лесохозяйственной деятельности, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции  и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением лесным хозяйством Приморского края, выразившегося в невнесении изменений в лесохозяйственный регламент Верхне-Перевальнинского лесничества (на основании утвержденного приказом Управления лесным хозяйством Приморского края № 1592 от 27.12.2010 Заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов по лесному участку Верхне-Перевальнинского, Стрельниковского и Соболиного участковых лесничеств Верхне-Перевальнинского лесничества, переданному в аренду для заготовки древесины ОАО «Тернейлес») и невнесении изменений в заключенный с ОАО «Тернейлес» договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать Управлению лесным хозяйством Приморского края (690024, г. Владивосток, ул. Белинского, д. 3-а) предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно,

внести в лесохозяйственный регламент Верхне-Перевальнинского лесничества изменения (на основании утвержденного приказом Управления лесным хозяйством Приморского края № 1592 от 27.12.2010 Заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов по лесному участку Верхнее-Перевальнинского, Стрельниковского и Соболиного участковых лесничеств Верхне-Перевальнинского лесничества, переданному в аренду для заготовки древесины ОАО «Тернейлес») и привести заключенный с ОАО «Тернейлес» договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008 в соответствие с измененным лесохозяйственным регламентом.

 

Председатель Комиссии                                                                        С.В. Вялых

 

Члены  Комиссии:                                                                              С.К. Бессонов

                                                                                                                                

                                                                                                         В.М. Самсонова

 

                                                                                                                А.Л. Петров

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

20 марта 2012 года                                                                      

 г. Владивосток

Резолютивная часть решения оглашена 5 марта 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 20 марта 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии – Вялых С.В. –руководителя Приморского УФАС России, членов Комиссии: Бессонова С.К. – начальника отдела контроля органов власти, Самсоновой В.М. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, Петрова А.Л. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

при участии представителей:

от заявителя ОАО «Тернейлес» (п. Пластун, Приморский край, 692152): заместителя генерального директора Какурина С.В. (доверенность № 02/07 от 01.02. 2012),

от ответчика по делу Управления лесным хозяйством Приморского края (690024, г. Владивосток, ул. Белинского, д. 3-а): Подосенова А.С. (доверенность № 26 от 14.02.2012),

рассмотрев дело № 44/08-2011 по признакам нарушения Управлением лесным хозяйством Приморского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приморским УФАС России в рамках государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции  рассмотрено заявление ОАО «Тернейлес» о нарушении антимонопольного законодательства Управлением лесным хозяйством Приморского края.

Исходя из содержания поступившего заявления Приморским УФАС России было установлено следующее.

Между Управлением лесным хозяйством Приморского края (далее также - Арендодатель) и ОАО «Тернейлес» (далее также - Арендатор) заключен договор аренды лесных участков для заготовки древесины № 121/29 от 27.10.2008, по Верхне-Перевальнинскому лесничеству, Верхне-Перевальнинскому, Стрельниковскому, Соболинному участковым лесничествам. Срок действия договора установлен с момента его государственной регистрации до 07.12.2058. Указанный договор заключен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О  приоритетных инвестиционных проектах в области освоениях лесов» и приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 02.04.2008 № 161 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

В процессе работы по договору аренды лесного участка № 121/29 в целях организации использования лесов в соответствии с документами лесного планирования на арендуемом участке, руководствуясь ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), пунктами 2в, 6, 7, 12 Правил проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 № 377, Арендатор обратился к Арендодателю с предложением о проведении лесоустроительных работ с целью уточнения таксационных характеристик лесного участка.

Необходимость проведения работ по лесоустройству была обусловлена тем, что «Проект освоения лесов» и договор аренды лесного участка основаны на материалах лесоустройства, бывшего Верхне-Перевальнинского лесхоза, произведенного в 1992 году.

Управление лесным хозяйством Приморского края своим письмом от 10.09.2010 № 49-02-13/2872 согласовало ОАО «Тернейлес» проведение лесоустроительных работ.

С учетом этого согласования ОАО «Тернейлес» заключило договор с ООО «Приморсклеспроект» на проведение лесоустроительных работ арендуемого участка по договору № 121/29. Работы включали в себя наземную инвентаризацию лесов и их актуализацию.

После проведения лесоустроительных работ Арендатор передал полученную от ООО «Приморсклеспроект» документацию Арендодателю. 22.11.2010 в Управлении лесным хозяйством Приморского края было проведено второе  лесоустроительное совещание по рассмотрению материалов лесоустройства.

По окончании совещания участники подписали протокол и постановили считать его основанием для разработки «Проекта освоения лесов», последующего прохождения экспертизы и внесения изменений в договор аренды с последующей регистрацией и утвердили ежегодные объемы проектируемых мероприятий.

Ежегодные объемы изъятия древесины, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, указанные в данном протоколе, то есть итоговые данные лесоустроительных работ, были согласованы лесничим Верхне-Перевальнинского лесничества Рудица В.К. и утверждены председателем комиссии заместителем начальника Управления лесным хозяйством Приморского края Пстыга С.Е.

Лесоустроительные работы показали фактические характеристики данного лесного участка и по их итогам был составлен «Проект освоения лесов», содержащий сведения об организации использования лесов, созданию объектов лесной инфраструктуры, проектируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, об охране объектов животного мира, водных объектов и их территориальному размещению. Срок действия указанного «Проекта освоения лесов» - до 2018 года (срок действия лесохозяйственного регламента Верхне-Перевальнинского лесничества).

Далее «Проект освоения лесов» был направлен на прохождение государственной экспертизы в Управление лесным хозяйством Приморского края, где 27.12.2010 г. был издан приказ № 1592, согласно которому «Проект освоения лесов» был признан положительным и утверждено заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов.

В пункте 8 Заключения экспертной комиссии указано, что «Проект освоения лесов» соответствует целевому назначению лесов, виду использования лесов требованиям статей 29, 88 и 89 ЛК РФ. Также указано о необходимости внесения изменений в действующий договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008.

Однако до настоящего времени, Управлением лесным хозяйством Приморского края не внесены изменения в лесохозяйственный регламент Верхнее-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008.

По мнению заявителя, Управление Лесным хозяйством Приморского края своим бездействием, нарушает требования лесного законодательства, необоснованно вводит ограничения в осуществлении ОАО «Тернейлес» лесохозяйственной деятельности, чем нарушает требования антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии представитель ОАО «Тернейлес» полностью поддержал вышеуказанные доводы.

Представитель ответчика с доводами заявителя не согласился, факт нарушения антимонопольного законодательства не признал и указал, что в соответствии со статьей 74 ЛК РФ договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Таким образом, по мнению ответчика,  Управление лесным хозяйством Приморского края, не внося изменений в лесохозяйственный регламент Верхнее-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008 года, действовала в соответствии с требованиями лесного законодательства, а именно часть 2 статьи  74 ЛК РФ, устанавливающий запрет на заключение подобных соглашений.

 

Комиссия, рассмотрев предоставленные материалы, заслушав доводы, возражения и пояснения представителей ответчика и заявителя пришла к следующим выводам.

 

Порядок заключения договора аренды лесного участка установлен статьей 74 ЛК РФ.

Частью 2 статьи 74 ЛК РФ установлен прямой запрет на изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон.

Из анализа статьи 79 ЛК РФ следует, что условия аукциона определяются извещением о проведении аукциона и документацией об аукционе, содержащей в том числе сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, а также проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.

Согласно статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие идентифицировать имущество, которое передается в аренду.

К таким данным относятся сведения о лесном участке, в том числе площадь, местоположение и описание границ лесного участка, кадастровый номер; срок договора; виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду; размер арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы; объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.

Таким образом, существенные условия договора аренды лесного участка устанавливаются продавцом до проведения аукциона по продаже права на аренду такого участка, являются условиями самого аукциона и не могут быть изменены на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон.

Между тем, из материалов дела следует, что договор аренды лесного участка для заготовки древесины № 121/29 от 27.10.2008 был заключен ОАО «Тернейлес» с Управлением лесным хозяйством Приморского края в порядке реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (часть 3 статьи 74 ЛК РФ) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 02.04.2008 № 161 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

Поскольку в данном случае договор аренды лесного участка для заготовки древесины № 121/29 от 27.10.2008 был заключен без проведения соответствующего аукциона, то положения части 2 статьи 74 ЛК РФ к рассматриваемым Комиссией правоотношениям не применяется в силу прямого указания закона.

Тем самым довод представителя ответчика о том, что внесение изменений в лесохозяйственный регламент Верхнее-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008 будет противоречить части 2 статьи 74 ЛК РФ, признается Комиссией не состоятельным.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из толкования статьи 15 Закона о защите конкуренции, следует, что нарушением (недопущением, ограничением, устранением) конкуренции являются любые действия (бездействия) органов власти, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В соответствии с частью 1 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

Согласно части 2 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия по утверждению лесохозяйственных регламентов на территории Приморского края, в соответствии с пунктом 10.5. раздела 2, Постановления Администрации Приморского края от 15.03.2007 № 66-па «Об утверждении Положения об управлении лесным хозяйством            Приморского края», возложены на Управление лесным хозяйством Приморского края.

Тем самым, Управление лесным хозяйством Приморского края своим бездействием в виде не выполнения установленных нормами действующего законодательства функций (внесение изменений в лесохозяйственный регламент Верхне-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008) фактически вводит ограничения в осуществлении ОАО «Тернейлес» лесохозяйственной деятельности в Верхне-Перевальнинском лесничестве.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Управление лесным хозяйством Приморского не внося изменений в лесохозяйственный регламент Верхне-Перевальнинского лесничества и в договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008 необоснованно препятствует осуществлению ОАО «Тернейлес» лесохозяйственной деятельности, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции  и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением лесным хозяйством Приморского края, выразившегося в невнесении изменений в лесохозяйственный регламент Верхне-Перевальнинского лесничества (на основании утвержденного приказом Управления лесным хозяйством Приморского края № 1592 от 27.12.2010 Заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов по лесному участку Верхне-Перевальнинского, Стрельниковского и Соболиного участковых лесничеств Верхне-Перевальнинского лесничества, переданному в аренду для заготовки древесины ОАО «Тернейлес») и невнесении изменений в заключенный с ОАО «Тернейлес» договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать Управлению лесным хозяйством Приморского края (690024, г. Владивосток, ул. Белинского, д. 3-а) предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно,

внести в лесохозяйственный регламент Верхне-Перевальнинского лесничества изменения (на основании утвержденного приказом Управления лесным хозяйством Приморского края № 1592 от 27.12.2010 Заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов по лесному участку Верхнее-Перевальнинского, Стрельниковского и Соболиного участковых лесничеств Верхне-Перевальнинского лесничества, переданному в аренду для заготовки древесины ОАО «Тернейлес») и привести заключенный с ОАО «Тернейлес» договор аренды лесного участка № 121/29 от 27.10.2008 в соответствие с измененным лесохозяйственным регламентом.

 

Председатель Комиссии                                                                        С.В. Вялых

 

Члены  Комиссии:                                                                              С.К. Бессонов

                                                                                                                                

                                                                                                         В.М. Самсонова

 

                                                                                                                А.Л. Петров

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 44/08-2011 [format] => [safe_value] => № 44/08-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю рассмотрела дело по признакам нарушения Управлением лесным хозяйством Приморского края.

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю рассмотрела дело по признакам нарушения Управлением лесным хозяйством Приморского края.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-22 03:58:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-20 03:58:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1332388995 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Приморское УФАС России )