Решение по делу в отношении ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат»

Номер дела: № 48/06-2012
Дата публикации: 12 апреля 2012, 10:57

г. Владивосток

28 марта 2012 года                                                                        

Дело № 48/06-2012

 

Резолютивная часть решения объявлена: 15.03.2012

Полный текст решения изготовлен: 28.03.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – Абросимов Д.Е. – заместитель руководителя Приморского УФАС России, члены Комиссии: Дегтярев С.А. – начальник аналитического отдела, Коваленко Е.Г.- ведущий специалист-эксперт отдела аналитического отдела, Лазаревский Д.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля.

рассмотрев в заседании 15.03.2012 дело № 48/06-2011 от 12.12.2011,

возбужденное по заявлению Администрации Арсеньевского городского округа по признакам нарушения ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат»
(ул. Таежная, д. 33, г. Арсеньев, 692330) (далее – ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат», Общество) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»), выразившегося в ущемлении интересов жителей Арсеньевского городского округа путем установления и поддержания монопольно высоких цен на хлеб высшего, первого и второго сорта,

при участии

от ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат»: представитель М.А. Чучманский (доверенность б/н от 01.01.2012 (срок действия один год);

от Администрации Арсеньевского городского округа представители не явились, извещены надлежащим образом;

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в связи с обращением Администрации Арсеньевского городского округа были проведены мероприятия по определению признаков доминирующего положения Общества на рынке услуг оптовой реализации хлебобулочных изделий в географических границах Арсеньевского городского округа Приморского края в 2010 году и первом полугодии 2011 года, и обоснованности установленного уровня цен на хлеб высшего, первого и второго сорта в вышеуказанных географических границах в 2011 году.

По результатам вышеуказанных мероприятий и основываясь на  документах, представленных Обществом (исх. № 307 от 15.11.2011), данных Приморского УФАС России, в адрес руководителя Управления представлена докладная записка от 29.11.2011, в выводах которой указано, что ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» приказом №29 от 04.06.1996 включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем
35 процентов …» с долей более 65% (в продуктовых границах –
«хлеб и хлебобулочные изделия» ОКВЭД 15.81) в границах города Арсеньева (Таблица 1).

Таблица 1

11

2501006381

ОАО "Арсеньевский хлебокомбинат"

692330, Приморский край, г. Арсеньев, ул. Таежная, 33

Хлеб и хлебобулочные изделия

ОКВЭД 15.81

> 65

г. Арсеньев

29

04.06.1996

На основании вышеизложенного Управлением установлено, что
ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» имеет достаточные признаки наличия доминирующего положение на рынке оптовой реализации хлеба.

Также, по результатам мониторинга, установлено, что с начала года отпускная цена хлеба 1 сорта ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» выросла на 25 % (что значительно превышает темпы инфляции 2011 года) и составила 39,45 рублей
за 1 килограмм (последнее изменение цены 05.09.2011), при этом стоимость муки урожая 2011 года (поставка октябрь 2011 года) снизилась на 35% (данные мониторинга Приморского УФАС России).

С учётом изложенного, в действиях Общества были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства - пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части установления монопольно высокой цены на рынке оптовой реализации хлеба в Арсеньевском городском округе Приморского края в 2011 году.

Приказом Приморского УФАС России от 12.12.2011 № 287 в отношении          ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» возбуждено дело № 48/06-2011 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая значительный период с момента включения в Реестр, Управлением (аналитическим отделом) был проведен анализ конкурентной среды на рынке оптовой реализации хлеба в Арсеньевском городском округе в 2010, 2011 гг. (далее - анализ рынка).

По результатам анализа рынка установлено следующее.

Рынок оптовой торговли хлебом на территории города Арсеньев является высококонцентрированным и характеризуется низким уровнем развития конкуренции. Крупнейшими участниками рынка оптовой торговли хлебом на территории города Арсеньев в определённом интервале исследования являются ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» и индивидуальный предприниматель Ермишкина Л.И.

Доля ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» на рынке составила: в 2010 году – 39,42%, в первом полугодии 2011 года – 41,95%.

Доля вышеуказанных хозяйствующих субъектов в общем объеме товарного рынка в рассматриваемых временных интервалах исследования составляет  более 75%. При этом, в течение рассматриваемого периода исследования размеры долей ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» и ИП Ермишкиной Л.И. превышали доли других хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, изменялись незначительно.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ                       «О защите конкуренции» доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трёх хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов;

2) в течении длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок затруднён;

3) реализуемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменён другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределённому кругу лиц.

В силу указанной нормы закона ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» имеет достаточные признаки доминирующего положения на рынке оптовой продажи хлеба на территории города Арсеньев.

На основании вышеизложенного, Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дела № 48/06-2011 сделала вывод о том, что ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» занимает доминирующее положение на рынке оптовой реализации хлеба на территории Арсеньевского городского округа.

На заседании Комиссии Общество было ознакомлено с аналитическим отчетом и его выводами. В рамках рассмотрения дела мотивированных возражений по составу аналитического отчета, процедуре ознакомления с аналитическим отчетом, его несоответствию установленному Порядку Обществом не представлено.

Также Управлением были рассмотрены предоставленные Обществом материалы в обоснование установленного в 2011 году уровня цен на хлеб 1 сорта, высшего сорта, хлеб «Дарницкий».

27.12.2011 и 20.02.2012 определениями по делу № 48/06-2011 были запрошены документы, обосновывающие рост цен на вышеуказанные сорта хлеба в 2011 году. На основании представленных данных Комиссией установлено, что в совокупной выручке Общества удельный вес выручки от оптовой реализации хлеба (1 сорта, высшего сорта, сорта «Дарницкий») составляет более 65 %. Также Управлением установлено, что финансовый результат хозяйственной деятельности (прибыль/убыток) деятельности Общества составил:

- за 12 месяцев 2010 года (- 110000 рублей), при этом оптовая отпускная цена с НДС на хлеб 1 сорта (0,55 кг.) составляла 19 рублей, хлеб высшего сорта (0,55 кг.) составляла 19,5 рубля, хлеб «Дарницкий»  (0,6  кг.) составляла 19,6 рубля;

- за 1 квартал 2011 года (- 424000 рублей), при этом оптовая отпускная цена с НДС на хлеб 1 сорта (0,55 кг.) составляла 20 рублей, хлеб высшего сорта (0,55 кг.) составляла 22 рубля, хлеб «Дарницкий»  (0,6  кг.) составляла 22 рубля;

- за 6 месяцев 2011 года 2000 рублей, при этом оптовая отпускная цена с НДС на хлеб 1 сорта (0,55 кг.) составляла 20,4 рубля, хлеб высшего сорта (0,55 кг.) составляла 22,4 рубля, хлеб «Дарницкий» (0,6  кг.) составляла 22,4 рубля;

- за 9 месяцев 2011 года 11000 рублей при этом оптовая отпускная цена с НДС на хлеб 1 сорта (0,55 кг.) составляла 22,2 рубля, хлеб высшего сорта (0,55 кг.) составляла 23,0 рубля, хлеб «Дарницкий» (0,6  кг.) составляла 23 рубля.

На основании вышеизложенного Комиссия делает вывод, что повышение отпускных цен в 2011 году по отношению к 2010 году на хлеб 1 сорта на 16,8%, хлеб высшего сорта на 14,9%, хлеб «Дарницкий» на 17,3% было экономически обосновано, так как данное увеличение позволило Обществу только компенсировать убытки (совокупная прибыль за 9 месяцев 2011 года составила 11000 рублей, при этом совокупная выручка составила 49395000 рублей, рентабельность (прибыль/ себестоимости* 100%) составила 0,02%).

Обществом были представлены пояснения, подтвержденные документами, (исх. №67 от 29.02.2012), в которых указано, что основной причиной увеличения цены на основные виды хлебной продукции Общества явились: увеличение железнодорожного тарифа на доставку муки на 34%, увеличение цен на сырьё( за исключением муки) на 14,1%, увеличение отчислений с фонда оплаты труда
на 46 %. В целом, несмотря на снижение в 2011 году цен на муку на 34,6 %, рост себестоимости производства хлеба за счет увеличения расходов по другим статьям затрат составил 118,3%.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О защите о конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

По результатам рассмотрения дела Комиссией Управление делает вывод о том, что рост оптовых отпускных цен с НДС в 2011 году на хлеб 1 сорта, хлеб высшего сорта, хлеб «Дарницкий» соответствовал росту расходов Общества вышеуказанных сортов хлеба, и установленные цены не превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара (хлеб 1 сорта, хлеб высшего сорта и хлеб «Дарницкий») расходов и прибыли.

С учетом изложенного в действиях ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрение дела № 48/06-2011, возбужденного в отношении                 ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Общества.

 

stdClass Object ( [vid] => 7310 [uid] => 5 [title] => Решение по делу в отношении ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7310 [type] => solution [language] => ru [created] => 1334188808 [changed] => 1370521173 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521173 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

г. Владивосток

28 марта 2012 года                                                                        

Дело № 48/06-2012

 

Резолютивная часть решения объявлена: 15.03.2012

Полный текст решения изготовлен: 28.03.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – Абросимов Д.Е. – заместитель руководителя Приморского УФАС России, члены Комиссии: Дегтярев С.А. – начальник аналитического отдела, Коваленко Е.Г.- ведущий специалист-эксперт отдела аналитического отдела, Лазаревский Д.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля.

рассмотрев в заседании 15.03.2012 дело № 48/06-2011 от 12.12.2011,

возбужденное по заявлению Администрации Арсеньевского городского округа по признакам нарушения ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат»
(ул. Таежная, д. 33, г. Арсеньев, 692330) (далее – ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат», Общество) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»), выразившегося в ущемлении интересов жителей Арсеньевского городского округа путем установления и поддержания монопольно высоких цен на хлеб высшего, первого и второго сорта,

при участии

от ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат»: представитель М.А. Чучманский (доверенность б/н от 01.01.2012 (срок действия один год);

от Администрации Арсеньевского городского округа представители не явились, извещены надлежащим образом;

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в связи с обращением Администрации Арсеньевского городского округа были проведены мероприятия по определению признаков доминирующего положения Общества на рынке услуг оптовой реализации хлебобулочных изделий в географических границах Арсеньевского городского округа Приморского края в 2010 году и первом полугодии 2011 года, и обоснованности установленного уровня цен на хлеб высшего, первого и второго сорта в вышеуказанных географических границах в 2011 году.

По результатам вышеуказанных мероприятий и основываясь на  документах, представленных Обществом (исх. № 307 от 15.11.2011), данных Приморского УФАС России, в адрес руководителя Управления представлена докладная записка от 29.11.2011, в выводах которой указано, что ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» приказом №29 от 04.06.1996 включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем
35 процентов …» с долей более 65% (в продуктовых границах –
«хлеб и хлебобулочные изделия» ОКВЭД 15.81) в границах города Арсеньева (Таблица 1).

Таблица 1

11

2501006381

ОАО "Арсеньевский хлебокомбинат"

692330, Приморский край, г. Арсеньев, ул. Таежная, 33

Хлеб и хлебобулочные изделия

ОКВЭД 15.81

> 65

г. Арсеньев

29

04.06.1996

На основании вышеизложенного Управлением установлено, что
ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» имеет достаточные признаки наличия доминирующего положение на рынке оптовой реализации хлеба.

Также, по результатам мониторинга, установлено, что с начала года отпускная цена хлеба 1 сорта ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» выросла на 25 % (что значительно превышает темпы инфляции 2011 года) и составила 39,45 рублей
за 1 килограмм (последнее изменение цены 05.09.2011), при этом стоимость муки урожая 2011 года (поставка октябрь 2011 года) снизилась на 35% (данные мониторинга Приморского УФАС России).

С учётом изложенного, в действиях Общества были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства - пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части установления монопольно высокой цены на рынке оптовой реализации хлеба в Арсеньевском городском округе Приморского края в 2011 году.

Приказом Приморского УФАС России от 12.12.2011 № 287 в отношении          ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» возбуждено дело № 48/06-2011 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая значительный период с момента включения в Реестр, Управлением (аналитическим отделом) был проведен анализ конкурентной среды на рынке оптовой реализации хлеба в Арсеньевском городском округе в 2010, 2011 гг. (далее - анализ рынка).

По результатам анализа рынка установлено следующее.

Рынок оптовой торговли хлебом на территории города Арсеньев является высококонцентрированным и характеризуется низким уровнем развития конкуренции. Крупнейшими участниками рынка оптовой торговли хлебом на территории города Арсеньев в определённом интервале исследования являются ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» и индивидуальный предприниматель Ермишкина Л.И.

Доля ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» на рынке составила: в 2010 году – 39,42%, в первом полугодии 2011 года – 41,95%.

Доля вышеуказанных хозяйствующих субъектов в общем объеме товарного рынка в рассматриваемых временных интервалах исследования составляет  более 75%. При этом, в течение рассматриваемого периода исследования размеры долей ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» и ИП Ермишкиной Л.И. превышали доли других хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, изменялись незначительно.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ                       «О защите конкуренции» доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трёх хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов;

2) в течении длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок затруднён;

3) реализуемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменён другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределённому кругу лиц.

В силу указанной нормы закона ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» имеет достаточные признаки доминирующего положения на рынке оптовой продажи хлеба на территории города Арсеньев.

На основании вышеизложенного, Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дела № 48/06-2011 сделала вывод о том, что ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» занимает доминирующее положение на рынке оптовой реализации хлеба на территории Арсеньевского городского округа.

На заседании Комиссии Общество было ознакомлено с аналитическим отчетом и его выводами. В рамках рассмотрения дела мотивированных возражений по составу аналитического отчета, процедуре ознакомления с аналитическим отчетом, его несоответствию установленному Порядку Обществом не представлено.

Также Управлением были рассмотрены предоставленные Обществом материалы в обоснование установленного в 2011 году уровня цен на хлеб 1 сорта, высшего сорта, хлеб «Дарницкий».

27.12.2011 и 20.02.2012 определениями по делу № 48/06-2011 были запрошены документы, обосновывающие рост цен на вышеуказанные сорта хлеба в 2011 году. На основании представленных данных Комиссией установлено, что в совокупной выручке Общества удельный вес выручки от оптовой реализации хлеба (1 сорта, высшего сорта, сорта «Дарницкий») составляет более 65 %. Также Управлением установлено, что финансовый результат хозяйственной деятельности (прибыль/убыток) деятельности Общества составил:

- за 12 месяцев 2010 года (- 110000 рублей), при этом оптовая отпускная цена с НДС на хлеб 1 сорта (0,55 кг.) составляла 19 рублей, хлеб высшего сорта (0,55 кг.) составляла 19,5 рубля, хлеб «Дарницкий»  (0,6  кг.) составляла 19,6 рубля;

- за 1 квартал 2011 года (- 424000 рублей), при этом оптовая отпускная цена с НДС на хлеб 1 сорта (0,55 кг.) составляла 20 рублей, хлеб высшего сорта (0,55 кг.) составляла 22 рубля, хлеб «Дарницкий»  (0,6  кг.) составляла 22 рубля;

- за 6 месяцев 2011 года 2000 рублей, при этом оптовая отпускная цена с НДС на хлеб 1 сорта (0,55 кг.) составляла 20,4 рубля, хлеб высшего сорта (0,55 кг.) составляла 22,4 рубля, хлеб «Дарницкий» (0,6  кг.) составляла 22,4 рубля;

- за 9 месяцев 2011 года 11000 рублей при этом оптовая отпускная цена с НДС на хлеб 1 сорта (0,55 кг.) составляла 22,2 рубля, хлеб высшего сорта (0,55 кг.) составляла 23,0 рубля, хлеб «Дарницкий» (0,6  кг.) составляла 23 рубля.

На основании вышеизложенного Комиссия делает вывод, что повышение отпускных цен в 2011 году по отношению к 2010 году на хлеб 1 сорта на 16,8%, хлеб высшего сорта на 14,9%, хлеб «Дарницкий» на 17,3% было экономически обосновано, так как данное увеличение позволило Обществу только компенсировать убытки (совокупная прибыль за 9 месяцев 2011 года составила 11000 рублей, при этом совокупная выручка составила 49395000 рублей, рентабельность (прибыль/ себестоимости* 100%) составила 0,02%).

Обществом были представлены пояснения, подтвержденные документами, (исх. №67 от 29.02.2012), в которых указано, что основной причиной увеличения цены на основные виды хлебной продукции Общества явились: увеличение железнодорожного тарифа на доставку муки на 34%, увеличение цен на сырьё( за исключением муки) на 14,1%, увеличение отчислений с фонда оплаты труда
на 46 %. В целом, несмотря на снижение в 2011 году цен на муку на 34,6 %, рост себестоимости производства хлеба за счет увеличения расходов по другим статьям затрат составил 118,3%.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О защите о конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

По результатам рассмотрения дела Комиссией Управление делает вывод о том, что рост оптовых отпускных цен с НДС в 2011 году на хлеб 1 сорта, хлеб высшего сорта, хлеб «Дарницкий» соответствовал росту расходов Общества вышеуказанных сортов хлеба, и установленные цены не превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара (хлеб 1 сорта, хлеб высшего сорта и хлеб «Дарницкий») расходов и прибыли.

С учетом изложенного в действиях ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрение дела № 48/06-2011, возбужденного в отношении                 ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Общества.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

г. Владивосток

28 марта 2012 года                                                                        

Дело № 48/06-2012

 

Резолютивная часть решения объявлена: 15.03.2012

Полный текст решения изготовлен: 28.03.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – Абросимов Д.Е. – заместитель руководителя Приморского УФАС России, члены Комиссии: Дегтярев С.А. – начальник аналитического отдела, Коваленко Е.Г.- ведущий специалист-эксперт отдела аналитического отдела, Лазаревский Д.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля.

рассмотрев в заседании 15.03.2012 дело № 48/06-2011 от 12.12.2011,

возбужденное по заявлению Администрации Арсеньевского городского округа по признакам нарушения ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат»
(ул. Таежная, д. 33, г. Арсеньев, 692330) (далее – ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат», Общество) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»), выразившегося в ущемлении интересов жителей Арсеньевского городского округа путем установления и поддержания монопольно высоких цен на хлеб высшего, первого и второго сорта,

при участии

от ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат»: представитель М.А. Чучманский (доверенность б/н от 01.01.2012 (срок действия один год);

от Администрации Арсеньевского городского округа представители не явились, извещены надлежащим образом;

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в связи с обращением Администрации Арсеньевского городского округа были проведены мероприятия по определению признаков доминирующего положения Общества на рынке услуг оптовой реализации хлебобулочных изделий в географических границах Арсеньевского городского округа Приморского края в 2010 году и первом полугодии 2011 года, и обоснованности установленного уровня цен на хлеб высшего, первого и второго сорта в вышеуказанных географических границах в 2011 году.

По результатам вышеуказанных мероприятий и основываясь на  документах, представленных Обществом (исх. № 307 от 15.11.2011), данных Приморского УФАС России, в адрес руководителя Управления представлена докладная записка от 29.11.2011, в выводах которой указано, что ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» приказом №29 от 04.06.1996 включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем
35 процентов …» с долей более 65% (в продуктовых границах –
«хлеб и хлебобулочные изделия» ОКВЭД 15.81) в границах города Арсеньева (Таблица 1).

Таблица 1

11

2501006381

ОАО "Арсеньевский хлебокомбинат"

692330, Приморский край, г. Арсеньев, ул. Таежная, 33

Хлеб и хлебобулочные изделия

ОКВЭД 15.81

> 65

г. Арсеньев

29

04.06.1996

На основании вышеизложенного Управлением установлено, что
ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» имеет достаточные признаки наличия доминирующего положение на рынке оптовой реализации хлеба.

Также, по результатам мониторинга, установлено, что с начала года отпускная цена хлеба 1 сорта ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» выросла на 25 % (что значительно превышает темпы инфляции 2011 года) и составила 39,45 рублей
за 1 килограмм (последнее изменение цены 05.09.2011), при этом стоимость муки урожая 2011 года (поставка октябрь 2011 года) снизилась на 35% (данные мониторинга Приморского УФАС России).

С учётом изложенного, в действиях Общества были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства - пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части установления монопольно высокой цены на рынке оптовой реализации хлеба в Арсеньевском городском округе Приморского края в 2011 году.

Приказом Приморского УФАС России от 12.12.2011 № 287 в отношении          ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» возбуждено дело № 48/06-2011 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая значительный период с момента включения в Реестр, Управлением (аналитическим отделом) был проведен анализ конкурентной среды на рынке оптовой реализации хлеба в Арсеньевском городском округе в 2010, 2011 гг. (далее - анализ рынка).

По результатам анализа рынка установлено следующее.

Рынок оптовой торговли хлебом на территории города Арсеньев является высококонцентрированным и характеризуется низким уровнем развития конкуренции. Крупнейшими участниками рынка оптовой торговли хлебом на территории города Арсеньев в определённом интервале исследования являются ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» и индивидуальный предприниматель Ермишкина Л.И.

Доля ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» на рынке составила: в 2010 году – 39,42%, в первом полугодии 2011 года – 41,95%.

Доля вышеуказанных хозяйствующих субъектов в общем объеме товарного рынка в рассматриваемых временных интервалах исследования составляет  более 75%. При этом, в течение рассматриваемого периода исследования размеры долей ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» и ИП Ермишкиной Л.И. превышали доли других хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, изменялись незначительно.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ                       «О защите конкуренции» доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трёх хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов;

2) в течении длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок затруднён;

3) реализуемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменён другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределённому кругу лиц.

В силу указанной нормы закона ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» имеет достаточные признаки доминирующего положения на рынке оптовой продажи хлеба на территории города Арсеньев.

На основании вышеизложенного, Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дела № 48/06-2011 сделала вывод о том, что ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» занимает доминирующее положение на рынке оптовой реализации хлеба на территории Арсеньевского городского округа.

На заседании Комиссии Общество было ознакомлено с аналитическим отчетом и его выводами. В рамках рассмотрения дела мотивированных возражений по составу аналитического отчета, процедуре ознакомления с аналитическим отчетом, его несоответствию установленному Порядку Обществом не представлено.

Также Управлением были рассмотрены предоставленные Обществом материалы в обоснование установленного в 2011 году уровня цен на хлеб 1 сорта, высшего сорта, хлеб «Дарницкий».

27.12.2011 и 20.02.2012 определениями по делу № 48/06-2011 были запрошены документы, обосновывающие рост цен на вышеуказанные сорта хлеба в 2011 году. На основании представленных данных Комиссией установлено, что в совокупной выручке Общества удельный вес выручки от оптовой реализации хлеба (1 сорта, высшего сорта, сорта «Дарницкий») составляет более 65 %. Также Управлением установлено, что финансовый результат хозяйственной деятельности (прибыль/убыток) деятельности Общества составил:

- за 12 месяцев 2010 года (- 110000 рублей), при этом оптовая отпускная цена с НДС на хлеб 1 сорта (0,55 кг.) составляла 19 рублей, хлеб высшего сорта (0,55 кг.) составляла 19,5 рубля, хлеб «Дарницкий»  (0,6  кг.) составляла 19,6 рубля;

- за 1 квартал 2011 года (- 424000 рублей), при этом оптовая отпускная цена с НДС на хлеб 1 сорта (0,55 кг.) составляла 20 рублей, хлеб высшего сорта (0,55 кг.) составляла 22 рубля, хлеб «Дарницкий»  (0,6  кг.) составляла 22 рубля;

- за 6 месяцев 2011 года 2000 рублей, при этом оптовая отпускная цена с НДС на хлеб 1 сорта (0,55 кг.) составляла 20,4 рубля, хлеб высшего сорта (0,55 кг.) составляла 22,4 рубля, хлеб «Дарницкий» (0,6  кг.) составляла 22,4 рубля;

- за 9 месяцев 2011 года 11000 рублей при этом оптовая отпускная цена с НДС на хлеб 1 сорта (0,55 кг.) составляла 22,2 рубля, хлеб высшего сорта (0,55 кг.) составляла 23,0 рубля, хлеб «Дарницкий» (0,6  кг.) составляла 23 рубля.

На основании вышеизложенного Комиссия делает вывод, что повышение отпускных цен в 2011 году по отношению к 2010 году на хлеб 1 сорта на 16,8%, хлеб высшего сорта на 14,9%, хлеб «Дарницкий» на 17,3% было экономически обосновано, так как данное увеличение позволило Обществу только компенсировать убытки (совокупная прибыль за 9 месяцев 2011 года составила 11000 рублей, при этом совокупная выручка составила 49395000 рублей, рентабельность (прибыль/ себестоимости* 100%) составила 0,02%).

Обществом были представлены пояснения, подтвержденные документами, (исх. №67 от 29.02.2012), в которых указано, что основной причиной увеличения цены на основные виды хлебной продукции Общества явились: увеличение железнодорожного тарифа на доставку муки на 34%, увеличение цен на сырьё( за исключением муки) на 14,1%, увеличение отчислений с фонда оплаты труда
на 46 %. В целом, несмотря на снижение в 2011 году цен на муку на 34,6 %, рост себестоимости производства хлеба за счет увеличения расходов по другим статьям затрат составил 118,3%.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О защите о конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

По результатам рассмотрения дела Комиссией Управление делает вывод о том, что рост оптовых отпускных цен с НДС в 2011 году на хлеб 1 сорта, хлеб высшего сорта, хлеб «Дарницкий» соответствовал росту расходов Общества вышеуказанных сортов хлеба, и установленные цены не превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара (хлеб 1 сорта, хлеб высшего сорта и хлеб «Дарницкий») расходов и прибыли.

С учетом изложенного в действиях ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрение дела № 48/06-2011, возбужденного в отношении                 ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Общества.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 48/06-2012 [format] => [safe_value] => № 48/06-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю рассмотрела дело, возбужденное по заявлению Администрации Арсеньевского городского округа по признакам нарушения ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат»пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю рассмотрела дело, возбужденное по заявлению Администрации Арсеньевского городского округа по признакам нарушения ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат»пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 78 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 78 [vid] => 6 [name] => Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-11 23:57:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-27 23:57:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1334188808 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Приморское УФАС России )