Решение по делу в отношении Администрации Дальнереченского городского округа

Номер дела: № 25/08-2014
Дата публикации: 26 мая 2014, 15:29

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:   - заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:   – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, Ю.Ю. Кирсенко – специалист 1 разряда аналитического отдела,

при участии:

от ответчика по делу –  начальник правового отдела Администрации Дальнереченского городского округа (доверенность № 27 от 10.04.2014);

от заявителя по делу – ИП Плешкова А.А.: представитель не явился, надлежащим образом извещён;

от заинтересованного лица – ООО «Жилищная компания»: представитель не явился, надлежащим образом извещён,

рассмотрев в заседании 07.05.2014 года дело № 25/08-2014 от 11.03.2014, возбужденное по признакам нарушения Администрацией        Дальнереченского городского округа (ул. Победы, д. 13, г. Дальнереченск, 692135) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», наделившей ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров, тем самым осуществив действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

ИП Плешкова А.А. обратилась в Приморское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией кладбища города Дальнереченска Приморского края, выразившееся в воспрепятствовании доступа ИП Плешковой А.А. на кладбище г.Дальнереченска, что лишает её возможности оказывать населению ритуальные услуги.

В ходе рассмотрения настоящего заявления было установлено, что ряд функций в сфере похоронного дела администрацией Дальнереченского городского округа был передан ООО Жилищная компания». В связи с тем, что указанные действия содержат в себе признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Приморским УФАС России было возбуждено настоящее дело.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, Комиссия установила следующие обстоятельства.

1. В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2, в том числе предоставления бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Законом о погребении.

В соответствии со ст. 3 Закона о погребении, погребение понимается как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Как установлено статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

Таким образом, земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Частью 2 статьи 25 Закона о погребении установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 названного закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Согласно статье 3 Закона Приморского края от 23.12.2005 № 332-КЗ «О погребении и похоронном деле в Приморском крае», похоронное дело - деятельность по оказанию ритуальных, обрядовых, производственных, юридических и иных сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения, а также организацией и проведением похорон.

Кроме того, системный анализ действующего законодательства (Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 22.10.2004   № 125-ФЗ «Об архивном деле  в Российской Федерации», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и т.д.), а также соответствующей судебной практики (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/08) показывает, что к функциям органов местного самоуправления в сфере похоронного дела также отнесены: выделение земельных участков под захоронения, инвентаризация захоронений и обновление книг захоронений, регистрация захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах, согласование установки надмогильных сооружений и т.д.

Указанные функции органов местного самоуправления в области похоронного дела должны осуществляться непосредственно самими органами  местного самоуправления либо через свои структурные подразделения.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Устава Дальнереченского городского округа, принятого решением муниципального комитета муниципального образования город Дальнереченск от 24.06.2005 №  101 (далее – Устав), Дума Дальнереченского городского округа (далее - Дума города) является представительным органом местного самоуправления.

Частью 3 статьи 18 Устава определена структура органов местного самоуправления Дальнереченского городского округа, которую составляют:

- Дума Дальнереченского городского округа;

- Глава Дальнереченского городского округа;

- Администрация Дальнереченского городского округа;

- Контрольно-счетная палата Дальнереченского городского округа.

Указанные органы наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, определенные Уставом.

В соответствии со статьёй 19 Устава органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Приморского края, Уставом. Органы местного самоуправления не вправе принимать правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Приморского края, законам Приморского края, ранее принятым и не отмененным прямо и соблюдением процедуры их отмены, а также Уставу.

Подпунктом 23 части 1 статьи 5 Устава определены вопросы местного значения Дальнереченского городского округа, в том числе - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

2. Исходя из информации, представленной Администрацией Дальнереченского городского округа Приморского края, Думой Дальнереченского городского округа решением № 114 от 07.09.2010 года утверждено Положение «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Дальнереченского городского округа» (далее – Положение «Об организации ритуальных услуг»).

Частью 2.2. раздела 2. Положения «Об организации ритуальных услуг» определены полномочия Администрации Дальнереченского городского округа по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории  Дальнереченского городского округа, в частности:

- организует ритуальные услуги и содержание мест захоронения в городском округе;

- организует конкурс на право заключения договоров по содержанию и эксплуатации муниципальных кладбищ с правом захоронения на них в целях выбора обслуживающих организаций;

- организует размещение заказов путем проведения конкурсов, аукционов, запроса котировок на проведение отдельных видов работ по благоустройству муниципальных кладбищ;

- осуществляет регистрацию, перерегистрацию захоронений, перезахоронений и эксгумаций, произведенных на территории муниципальных кладбищ;

- обеспечивает выдачу решений о выделении мест для захоронений, выдачу разрешений на захоронения.

Таким образом, Администрации Дальнереченского городского округа обязана осуществлять свои полномочия в области похоронного дела самостоятельно, либо через свои структурные подразделения.

25.12.2013 года между Администрацией Дальнереченского городского округа (далее – Заказчик), с одной стороны, и Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищная компания» (далее – ООО «Жилищная компания», подрядчик), с другой стороны, был заключён Договор № 65, в соответствии с которым Заказчик поручает подрядчику оказывать ритуальные услуги и осуществлять погребение умерших, в том числе безродных на территории Дальнереченского городского округа.

Подпунктом 4.1.2. пункта 4.1. раздела 4. Договора № 65 определено, что подрядчик обязан производить выделение мест для захоронения после получения заявки от граждан.

Подпунктом 4.1.3. пункта 4.1. раздела 4. Договора № 65 определено, что подрядчик обязан производить регистрацию умерших в регистрационном журнале, изготовление и выдачу регистрационных номеров.

Однако, выделение мест для захоронения, регистрация умерших в регистрационном журнале, изготовление и выдача регистрационных номеров относятся к функциям органов местного самоуправления в области похоронного дела и должны осуществляться непосредственно либо самими органами  местного самоуправления либо через её структурные подразделения.

Из содержания Договора № 65 следует, что Администрация Дальнереченского городского округа наделила ООО «Жилищная компания» своими полномочиями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров.

ООО «Жилищная компания» в силу своей деятельности не является ни органом местного самоуправления, ни её структурным подразделением, а является хозяйствующим субъектом.

Таким образом, ООО «Жилищная компания» (как хозяйствующий субъект) было наделено полномочиями Администрации Дальнереченского городского округа, то есть полномочиями органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, из чего следует, что действия Администрации Дальнереченского городского округа, выразившиеся в наделении ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров, являются нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 3. Представитель Администрации Дальнереченского городского округа на заседании Комиссии факт нарушения антимонопольного законодательства в части наделения ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров, тем самым осуществив действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, признала. При этом пояснила, что 10.04.2014 года было составлено Дополнительное соглашение к Договору № 65 от 25.12.2013 года,  согласно которому нарушения были устранены и функции в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров были переданы отделу благоустройства и дорожного хозяйства Администрации Дальнереченского городского округа.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела нарушение Администрацией Дальнереченского городского округа части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части в наделении ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров, устранено.

На основании изложенного дело подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, то есть в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать факт нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрацией Дальнереченского городского округа, наделившей ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров.

2. Прекратить рассмотрение дела № 25/08-2014 в связи с добровольным устранением нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» лицом, его совершившим.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 9562 [uid] => 5 [title] => Решение по делу в отношении Администрации Дальнереченского городского округа [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9561 [type] => solution [language] => ru [created] => 1401078767 [changed] => 1401078767 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1401078767 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:   - заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:   – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, Ю.Ю. Кирсенко – специалист 1 разряда аналитического отдела,

при участии:

от ответчика по делу –  начальник правового отдела Администрации Дальнереченского городского округа (доверенность № 27 от 10.04.2014);

от заявителя по делу – ИП Плешкова А.А.: представитель не явился, надлежащим образом извещён;

от заинтересованного лица – ООО «Жилищная компания»: представитель не явился, надлежащим образом извещён,

рассмотрев в заседании 07.05.2014 года дело № 25/08-2014 от 11.03.2014, возбужденное по признакам нарушения Администрацией        Дальнереченского городского округа (ул. Победы, д. 13, г. Дальнереченск, 692135) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», наделившей ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров, тем самым осуществив действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

ИП Плешкова А.А. обратилась в Приморское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией кладбища города Дальнереченска Приморского края, выразившееся в воспрепятствовании доступа ИП Плешковой А.А. на кладбище г.Дальнереченска, что лишает её возможности оказывать населению ритуальные услуги.

В ходе рассмотрения настоящего заявления было установлено, что ряд функций в сфере похоронного дела администрацией Дальнереченского городского округа был передан ООО Жилищная компания». В связи с тем, что указанные действия содержат в себе признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Приморским УФАС России было возбуждено настоящее дело.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, Комиссия установила следующие обстоятельства.

1. В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2, в том числе предоставления бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Законом о погребении.

В соответствии со ст. 3 Закона о погребении, погребение понимается как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Как установлено статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

Таким образом, земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Частью 2 статьи 25 Закона о погребении установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 названного закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Согласно статье 3 Закона Приморского края от 23.12.2005 № 332-КЗ «О погребении и похоронном деле в Приморском крае», похоронное дело - деятельность по оказанию ритуальных, обрядовых, производственных, юридических и иных сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения, а также организацией и проведением похорон.

Кроме того, системный анализ действующего законодательства (Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 22.10.2004   № 125-ФЗ «Об архивном деле  в Российской Федерации», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и т.д.), а также соответствующей судебной практики (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/08) показывает, что к функциям органов местного самоуправления в сфере похоронного дела также отнесены: выделение земельных участков под захоронения, инвентаризация захоронений и обновление книг захоронений, регистрация захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах, согласование установки надмогильных сооружений и т.д.

Указанные функции органов местного самоуправления в области похоронного дела должны осуществляться непосредственно самими органами  местного самоуправления либо через свои структурные подразделения.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Устава Дальнереченского городского округа, принятого решением муниципального комитета муниципального образования город Дальнереченск от 24.06.2005 №  101 (далее – Устав), Дума Дальнереченского городского округа (далее - Дума города) является представительным органом местного самоуправления.

Частью 3 статьи 18 Устава определена структура органов местного самоуправления Дальнереченского городского округа, которую составляют:

- Дума Дальнереченского городского округа;

- Глава Дальнереченского городского округа;

- Администрация Дальнереченского городского округа;

- Контрольно-счетная палата Дальнереченского городского округа.

Указанные органы наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, определенные Уставом.

В соответствии со статьёй 19 Устава органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Приморского края, Уставом. Органы местного самоуправления не вправе принимать правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Приморского края, законам Приморского края, ранее принятым и не отмененным прямо и соблюдением процедуры их отмены, а также Уставу.

Подпунктом 23 части 1 статьи 5 Устава определены вопросы местного значения Дальнереченского городского округа, в том числе - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

2. Исходя из информации, представленной Администрацией Дальнереченского городского округа Приморского края, Думой Дальнереченского городского округа решением № 114 от 07.09.2010 года утверждено Положение «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Дальнереченского городского округа» (далее – Положение «Об организации ритуальных услуг»).

Частью 2.2. раздела 2. Положения «Об организации ритуальных услуг» определены полномочия Администрации Дальнереченского городского округа по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории  Дальнереченского городского округа, в частности:

- организует ритуальные услуги и содержание мест захоронения в городском округе;

- организует конкурс на право заключения договоров по содержанию и эксплуатации муниципальных кладбищ с правом захоронения на них в целях выбора обслуживающих организаций;

- организует размещение заказов путем проведения конкурсов, аукционов, запроса котировок на проведение отдельных видов работ по благоустройству муниципальных кладбищ;

- осуществляет регистрацию, перерегистрацию захоронений, перезахоронений и эксгумаций, произведенных на территории муниципальных кладбищ;

- обеспечивает выдачу решений о выделении мест для захоронений, выдачу разрешений на захоронения.

Таким образом, Администрации Дальнереченского городского округа обязана осуществлять свои полномочия в области похоронного дела самостоятельно, либо через свои структурные подразделения.

25.12.2013 года между Администрацией Дальнереченского городского округа (далее – Заказчик), с одной стороны, и Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищная компания» (далее – ООО «Жилищная компания», подрядчик), с другой стороны, был заключён Договор № 65, в соответствии с которым Заказчик поручает подрядчику оказывать ритуальные услуги и осуществлять погребение умерших, в том числе безродных на территории Дальнереченского городского округа.

Подпунктом 4.1.2. пункта 4.1. раздела 4. Договора № 65 определено, что подрядчик обязан производить выделение мест для захоронения после получения заявки от граждан.

Подпунктом 4.1.3. пункта 4.1. раздела 4. Договора № 65 определено, что подрядчик обязан производить регистрацию умерших в регистрационном журнале, изготовление и выдачу регистрационных номеров.

Однако, выделение мест для захоронения, регистрация умерших в регистрационном журнале, изготовление и выдача регистрационных номеров относятся к функциям органов местного самоуправления в области похоронного дела и должны осуществляться непосредственно либо самими органами  местного самоуправления либо через её структурные подразделения.

Из содержания Договора № 65 следует, что Администрация Дальнереченского городского округа наделила ООО «Жилищная компания» своими полномочиями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров.

ООО «Жилищная компания» в силу своей деятельности не является ни органом местного самоуправления, ни её структурным подразделением, а является хозяйствующим субъектом.

Таким образом, ООО «Жилищная компания» (как хозяйствующий субъект) было наделено полномочиями Администрации Дальнереченского городского округа, то есть полномочиями органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, из чего следует, что действия Администрации Дальнереченского городского округа, выразившиеся в наделении ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров, являются нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 3. Представитель Администрации Дальнереченского городского округа на заседании Комиссии факт нарушения антимонопольного законодательства в части наделения ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров, тем самым осуществив действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, признала. При этом пояснила, что 10.04.2014 года было составлено Дополнительное соглашение к Договору № 65 от 25.12.2013 года,  согласно которому нарушения были устранены и функции в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров были переданы отделу благоустройства и дорожного хозяйства Администрации Дальнереченского городского округа.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела нарушение Администрацией Дальнереченского городского округа части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части в наделении ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров, устранено.

На основании изложенного дело подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, то есть в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать факт нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрацией Дальнереченского городского округа, наделившей ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров.

2. Прекратить рассмотрение дела № 25/08-2014 в связи с добровольным устранением нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» лицом, его совершившим.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:   - заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:   – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, Ю.Ю. Кирсенко – специалист 1 разряда аналитического отдела,

при участии:

от ответчика по делу –  начальник правового отдела Администрации Дальнереченского городского округа (доверенность № 27 от 10.04.2014);

от заявителя по делу – ИП Плешкова А.А.: представитель не явился, надлежащим образом извещён;

от заинтересованного лица – ООО «Жилищная компания»: представитель не явился, надлежащим образом извещён,

рассмотрев в заседании 07.05.2014 года дело № 25/08-2014 от 11.03.2014, возбужденное по признакам нарушения Администрацией        Дальнереченского городского округа (ул. Победы, д. 13, г. Дальнереченск, 692135) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», наделившей ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров, тем самым осуществив действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

ИП Плешкова А.А. обратилась в Приморское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией кладбища города Дальнереченска Приморского края, выразившееся в воспрепятствовании доступа ИП Плешковой А.А. на кладбище г.Дальнереченска, что лишает её возможности оказывать населению ритуальные услуги.

В ходе рассмотрения настоящего заявления было установлено, что ряд функций в сфере похоронного дела администрацией Дальнереченского городского округа был передан ООО Жилищная компания». В связи с тем, что указанные действия содержат в себе признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Приморским УФАС России было возбуждено настоящее дело.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, Комиссия установила следующие обстоятельства.

1. В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2, в том числе предоставления бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Законом о погребении.

В соответствии со ст. 3 Закона о погребении, погребение понимается как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Как установлено статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

Таким образом, земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Частью 2 статьи 25 Закона о погребении установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 названного закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Согласно статье 3 Закона Приморского края от 23.12.2005 № 332-КЗ «О погребении и похоронном деле в Приморском крае», похоронное дело - деятельность по оказанию ритуальных, обрядовых, производственных, юридических и иных сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения, а также организацией и проведением похорон.

Кроме того, системный анализ действующего законодательства (Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 22.10.2004   № 125-ФЗ «Об архивном деле  в Российской Федерации», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и т.д.), а также соответствующей судебной практики (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/08) показывает, что к функциям органов местного самоуправления в сфере похоронного дела также отнесены: выделение земельных участков под захоронения, инвентаризация захоронений и обновление книг захоронений, регистрация захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах, согласование установки надмогильных сооружений и т.д.

Указанные функции органов местного самоуправления в области похоронного дела должны осуществляться непосредственно самими органами  местного самоуправления либо через свои структурные подразделения.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Устава Дальнереченского городского округа, принятого решением муниципального комитета муниципального образования город Дальнереченск от 24.06.2005 №  101 (далее – Устав), Дума Дальнереченского городского округа (далее - Дума города) является представительным органом местного самоуправления.

Частью 3 статьи 18 Устава определена структура органов местного самоуправления Дальнереченского городского округа, которую составляют:

- Дума Дальнереченского городского округа;

- Глава Дальнереченского городского округа;

- Администрация Дальнереченского городского округа;

- Контрольно-счетная палата Дальнереченского городского округа.

Указанные органы наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, определенные Уставом.

В соответствии со статьёй 19 Устава органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Приморского края, Уставом. Органы местного самоуправления не вправе принимать правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Приморского края, законам Приморского края, ранее принятым и не отмененным прямо и соблюдением процедуры их отмены, а также Уставу.

Подпунктом 23 части 1 статьи 5 Устава определены вопросы местного значения Дальнереченского городского округа, в том числе - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

2. Исходя из информации, представленной Администрацией Дальнереченского городского округа Приморского края, Думой Дальнереченского городского округа решением № 114 от 07.09.2010 года утверждено Положение «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Дальнереченского городского округа» (далее – Положение «Об организации ритуальных услуг»).

Частью 2.2. раздела 2. Положения «Об организации ритуальных услуг» определены полномочия Администрации Дальнереченского городского округа по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории  Дальнереченского городского округа, в частности:

- организует ритуальные услуги и содержание мест захоронения в городском округе;

- организует конкурс на право заключения договоров по содержанию и эксплуатации муниципальных кладбищ с правом захоронения на них в целях выбора обслуживающих организаций;

- организует размещение заказов путем проведения конкурсов, аукционов, запроса котировок на проведение отдельных видов работ по благоустройству муниципальных кладбищ;

- осуществляет регистрацию, перерегистрацию захоронений, перезахоронений и эксгумаций, произведенных на территории муниципальных кладбищ;

- обеспечивает выдачу решений о выделении мест для захоронений, выдачу разрешений на захоронения.

Таким образом, Администрации Дальнереченского городского округа обязана осуществлять свои полномочия в области похоронного дела самостоятельно, либо через свои структурные подразделения.

25.12.2013 года между Администрацией Дальнереченского городского округа (далее – Заказчик), с одной стороны, и Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищная компания» (далее – ООО «Жилищная компания», подрядчик), с другой стороны, был заключён Договор № 65, в соответствии с которым Заказчик поручает подрядчику оказывать ритуальные услуги и осуществлять погребение умерших, в том числе безродных на территории Дальнереченского городского округа.

Подпунктом 4.1.2. пункта 4.1. раздела 4. Договора № 65 определено, что подрядчик обязан производить выделение мест для захоронения после получения заявки от граждан.

Подпунктом 4.1.3. пункта 4.1. раздела 4. Договора № 65 определено, что подрядчик обязан производить регистрацию умерших в регистрационном журнале, изготовление и выдачу регистрационных номеров.

Однако, выделение мест для захоронения, регистрация умерших в регистрационном журнале, изготовление и выдача регистрационных номеров относятся к функциям органов местного самоуправления в области похоронного дела и должны осуществляться непосредственно либо самими органами  местного самоуправления либо через её структурные подразделения.

Из содержания Договора № 65 следует, что Администрация Дальнереченского городского округа наделила ООО «Жилищная компания» своими полномочиями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров.

ООО «Жилищная компания» в силу своей деятельности не является ни органом местного самоуправления, ни её структурным подразделением, а является хозяйствующим субъектом.

Таким образом, ООО «Жилищная компания» (как хозяйствующий субъект) было наделено полномочиями Администрации Дальнереченского городского округа, то есть полномочиями органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, из чего следует, что действия Администрации Дальнереченского городского округа, выразившиеся в наделении ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров, являются нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 3. Представитель Администрации Дальнереченского городского округа на заседании Комиссии факт нарушения антимонопольного законодательства в части наделения ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров, тем самым осуществив действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, признала. При этом пояснила, что 10.04.2014 года было составлено Дополнительное соглашение к Договору № 65 от 25.12.2013 года,  согласно которому нарушения были устранены и функции в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров были переданы отделу благоустройства и дорожного хозяйства Администрации Дальнереченского городского округа.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела нарушение Администрацией Дальнереченского городского округа части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части в наделении ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров, устранено.

На основании изложенного дело подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, то есть в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать факт нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрацией Дальнереченского городского округа, наделившей ООО «Жилищная компания» своими функциями в виде выделения мест для захоронения, регистрации умерших в регистрационном журнале, изготовления и выдачи регистрационных номеров.

2. Прекратить рассмотрение дела № 25/08-2014 в связи с добровольным устранением нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» лицом, его совершившим.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 25/08-2014 [format] => [safe_value] => № 25/08-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Приморское УФАС России рассмотрело дело, возбужденное по признакам нарушения Администрацией  Дальнереченского городского округа

[format] => full_html [safe_value] =>

Приморское УФАС России рассмотрело дело, возбужденное по признакам нарушения Администрацией  Дальнереченского городского округа

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-26 04:29:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-21 04:29:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1401078767 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Приморское УФАС России )