Третий пакет для ФАС

С 1 января 2012 года вступает в силу третий антимонопольный пакет законов, который уточняет ряд законодательных норм и вводит новые. Также в пакете заложены принципы, которые будут использоваться при взаимодействии российских антимонопольных органов и госструктур других стран. Подробнее о нововведениях рассказали руководители Приморского управления федеральной антимонопольной службы.

- С середины 2009 года действует второй антимонопольный пакет законов, который ужесточил наказания за нарушение законодательства. Появилась уголовная ответственность за соглашения и согласованные действия, начала действовать система штрафов для компаний, проявляющих монополистические устремления. Замечу, что Приморское УФАС также неоднократно накладывало миллионные штрафы на нарушителей, - говорит заместитель руководитель Приморского УФАС Дмитрий Абросимов. - Однако ответственность за некоторые нарушения не соответствовала содеянному. К примеру, сетевая организация нарушила срок технологического присоединения, согласно закону о конкуренции на нарушителя налагается штраф, измеряемый в процентах от выручки, которая у сетевой компании, как правило, довольно велика. Соответственно и размер штрафа получается огромный - миллионы рублей. Но фактически нарушение незначительно и формально.

Поэтому были внесены изменения в законодательство о конкуренции и в КоАП. Теперь наказание за такие формальные и не наносящие фактического вреда нарушения будут значительно ниже. Для тех же организаций, которые злостно нарушают законодательство и ущемляют интересы потребителей, штрафы останутся прежними.

Уточнен и порядок расчета штрафов. Раньше штраф мог налагаться в размере от 1 до 15% выручки, и эта вилка создавала почву для коррупции. Теперь при назначении штрафа ФАС будет пользоваться простой математикой: за установление монопольно высокой цены или участие в картельном сговоре будет назначаться половина от максимально возможного штрафа (от 1 до 15% оборота компании). При наличии смягчающих обстоятельств штраф будет уменьшаться на 1/8, при наличии отягчающих обстоятельств – увеличиваться на 1/8.

Разделены по категориям и так называемые «согласованные действия». Отдельно выделено понятие «картельного соглашения», поскольку именно они чаще всего приводят к ограничению конкуренции. В эту категорию входят соглашения компаний о том или ином уровне цен на товары и услуги, сговоры с целью ограничить круг участников торгов и аукционов и прочие подобные действия.

- Самый большой вред конкуренции наносится именно картельными соглашениями. Например, производители коксующегося угля (которых, кстати, в России немного) решают повысить цену на свою продукцию с января 2012 года. При этом никакой экономической обоснованности под данной договоренностью нет, компании просто хотят увеличить свою прибыль, - говорит руководитель приморского УФАС Сергей Вялых. - Однако не всегда одновременное повышение цен участниками происходит в результате сговора или согласованных действий. Другая причина – повышение цен участниками свободно-конкурентного рынка. Один производитель повысил цены, скажем, на гречку. Другой, видя это, тоже их повышает. Аналогично поступают и остальные производители. Но сговора при этом нет. Согласно третьему антимонопольному пакету, только за картельный сговор будет предусмотрена уголовная ответственность по 178 статье УК РФ. Согласованные действия будут выведены из-под действия этой статьи УК РФ.

В ряде вопросов третий пакет должен уменьшить административное влияние на бизнес. Скажем, увеличился размер активов организации, при отчуждении которых необходимо подавать ходатайство или уведомление в антимонопольный орган. Сейчас этот порог будет составлять 7 млрд. рублей.

Изменения в законах касаются и процедуры торгов. Весь процесс закупок для муниципальных и государственных нужд переносится в интернет и любой гражданин может увидеть, что продают и покупают госструктуры. В пакет включены нормы, которые позволяют предпринимателям обжаловать, например, торги муниципалитетов по реализации имущества. На рассмотрение такой жалобы ФАС отведено только семь дней.

- Чиновники нередко рассматривают, например, аренду муниципальной собственности, как средство получения личных доходов. И пусть ее нельзя продать нужным людям за бесценок, но можно, например, сдать в аренду буквально за копейки Мы подобное неоднократно наблюдали во Владивостоке. Например, в случае аренды кинотеатров «Галактика» и «Океан». Права пользования этими помещениями были предоставлены за символическую сумму - что-то порядка ста долларов. А сейчас арендаторы ведут там бизнес и зарабатывают миллионы, - сообщил Дмитрий Абросимов. - «Прозрачные» торги должны свести подобные вещи к минимуму.

- Случаев таких немало. Человек создает фирму, через несколько дней «удивительно» удачно выигрывает тендер на право аренды и потом сдает помещения в субаренду уже по рыночным ценам. Другой «коррупционный» сектор – аренда земельных участков, необходимых для бизнеса. Раньше можно было поместить объявление о таком конкурсе, скажем, в газете «Гудок» или «Лесозаводский рабочий», скупить весь выпуск этой газеты и никто «со стороны» не узнает про конкурс. Сейчас все такие объявления должны размещаться на сайте www.torgi.gov.ru, - поясняет Сергей Вялых.

Также с принятием третьего антимонопольного пакета законов у ФАС появится возможность делать предостережения хозяйствующим субъектам на рынке. ФАС возбуждает большое количество дел по злоупотреблению доминирующим положением на рынке, из них половина – это отказ от заключения договора. При обнаружении такой ситуации ФАС сможет посылать компании предостережение о недопустимости таких действий. Дальше компания решает сама: или в течение 10 дней исправляет ситуацию, или ФАС может возбудить в отношении нее антимонопольное дело

- Раньше закон был прям и суров: нарушил – плати штраф. Сейчас, если мы видим что действия компании могут привести к нарушениям законодательства, то можем вынести предостережение, аналогично тому, как это делает прокуратура, - подчеркивает Дмитрий Абросимов

Изменения в законах упрощают чиновникам ФАС взаимодействие с коллегами из других стран. Экономика сегодня не имеет границ и тесное сотрудничество необходимо.

- Приведу пример. Российский учредитель имеет китайскую фирму. Эта компания закупает на юге Китая бордюрный камень и поставляет его в Россию. Здесь его покупают муниципальные учреждения. Если проследить всю цепочку, легко заметить сговор между производителем и покупателем - по сути это одни и те же лица. Но мы не можем это доказать без сотрудничества с китайскими коллегами, - поясняет Сергей Вялых.

Другой вариант недобросовестной конкуренции - российские фирмы заказывают у китайцев копии брендовых товаров (только вместо, скажем, Adidas пишут на лейбле Abibas). Такую деятельность также невозможно пресекать без международного сотрудничества.

Справка «ДС»: Впервые в законодательстве появится определение «картеля», под которым будет пониматься незаконное соглашение между конкурентами на рынке, реализация которого приводит или может привести к следующим последствиям:

• Установление и поддержание цены (в том числе на торгах). 

• Раздел товарного рынка (по составу продавцов или по территориальному принципу).

• Отказ от заключения договора с определенным покупателем (т.н. «бойкот»).

• Прекращение, отказ от производства товаров при наличии спроса.