26 марта 2020 года г. Владивосток
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России; Управление ) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, исполняющий обязанности руководителя Ни А.К., рассмотрев материалы о распространении рекламы, с признаками нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
В Приморское УФАС России поступила жалоба <...>, в которой сообщалось о распространении ИП Власенко А.А. рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).
На фасаде многоквартирного жилого дома с офисными помещениями на первом этаже, оборудованными отдельными входами по адресу: ул. Некрасова д. 79, в г. Уссурийске Приморского края, 15.01.2020 <...> была обнаружена информация магазина «Zelectronic» со следующим содержанием:
- «деньги под залог 1%»
- «самая низкая ставка в городе!»;
- «пример 4200 руб. = 42 руб /день».
А также приписка мелким шрифтом «*Услуга «займ под залог» - покупка компанией движимого имущества с возможностью дальнейшим выкупом».
Магазин «Zelectronic», будучи собственностью ИП Власенко А.А. не имеет право заниматься микрофинансовой деятельностью по предоставлению микрозаймов.
По имеющейся у Управления информации, ИП Власенко А.А. в Государственном реестре микрофинансовых организаций, а также в реестре ломбардов Банка России не числится.
Следовательно, ИП Власенко А.А., к числу субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов/кредитов, не относится.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Как установлено в части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
На указываемой рекламе, информация о лице, оказывающем финансовые услуги (в данном случае, исходя из смысла слов содержащихся на размещенной информации), выдача денежных средств под залог имущества с начисляемыми процентами, т.е. потребительский займ, а также условий, влияющим на стоимость потребительского займа/залога, размер процентной ставки, суммы и срока потребительского займа/залога, о платежах и комиссиях по потребительским займам/залоговым операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением потребительского займа/залога (по предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.) отсутствует.
В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
Согласно части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 29 постановления пленума Высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путём употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, считается недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
На размещаемой рекламной конструкции магазина «Zelectronic» надпись «Самая низкая ставка в городе!» является, по мнению <...>, нарушением предоставляемого товара/услуги и не является объективно подтвержденной, тем самым вводит потенциального потребителя в заблуждение и направлено только на привлечение его внимания недобросовестным способом.
Как указано в пункте 1 письма ФАС России № АД/30890/14 от 31.07.2014 «О рекламе финансовых услуг», согласно части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон о потребительском кредите).
Согласно части 1 стать 6 Закона о потребительском кредите, полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении и рассчитывается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Однако, на указываемой рекламе отсутствует информация о сумме денежных средств, которые может получить потребитель, о сроках предоставления денежных средств и сроках когда заложенное имущество можно выкупить, процентная ставка указана в дневных процентах а не в годовых, неизвестно в какой форме эти денежные средства предоставляются, в форме займа под процент с залогом имущества или каким либо иным образом, тем самым, введя потребителя в заблуждение.
Поскольку ИП Власенко А.А. не имеет статуса кредитной организации или кредитной микрофинансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов), не поднадзорен Банку России, и не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Закона о потребительском кредите предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5, пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем в данном случае является индивидуальный предприниматель Власенко А.А. в интересах которого, распространяется информация.
Учитывая вышеизложенное, реклама финансовых услуг, содержит признаки нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», части 1, статьи 28 ФЗ «О рекламе» части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 025/05/28-395/2020 по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», части 1, статьи 28 ФЗ «О рекламе» части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ИП Власенко А.А. (ИНН 251115679290, ОГРНИП 316251100053169).
заявитель: <...>
3. Назначить дело № 025/05/28-395/2020 к рассмотрению на 24.04.2020 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, кабинет 445 (тел. (423) 24-12-781).
ИП Власенко А.А. представить в Приморское УФАС России в соответствии со статьей 33 и 34 ФЗ «О рекламе», в срок до 20.04.2020 года следующие документы и информацию:
- письменные объяснения по факту распространения указанной в настоящем определении рекламы с приложением типовых договоров о предоставлении кредита (займа под залог);
- выписка из ЕГРИП;
- копии разрешительных документов на размещение рекламы по рассматриваемому адресу;
- информацию о том кем был разработан и утвержден рекламный текст;
- копию договора(-ов) с рекламораспространителем на размещение рекламной информации на фасаде здания по адресу: улица Некрасова, д. 79, в г. Уссурийске с приложением акта выполненных работ и чека об оплате.
Предупреждаем, что за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление в государственный орган таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена административная ответственность.
Явка ИП Власенко А.А. либо иных уполномоченных представителей лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу, с надлежащим образом оформленными полномочиями для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необязательна, при своевременном направлении запрашиваемой информации и документов.
Председатель Комиссии
stdClass Object
(
[vid] => 10770
[uid] => 5
[title] => Определение о возбуждении дела № 025/05/28-395/2020
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 10769
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1605236402
[changed] => 1605236402
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1605236402
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
26 марта 2020 года г. Владивосток
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России; Управление ) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, исполняющий обязанности руководителя Ни А.К., рассмотрев материалы о распространении рекламы, с признаками нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
В Приморское УФАС России поступила жалоба <...>, в которой сообщалось о распространении ИП Власенко А.А. рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).
На фасаде многоквартирного жилого дома с офисными помещениями на первом этаже, оборудованными отдельными входами по адресу: ул. Некрасова д. 79, в г. Уссурийске Приморского края, 15.01.2020 <...> была обнаружена информация магазина «Zelectronic» со следующим содержанием:
- «деньги под залог 1%»
- «самая низкая ставка в городе!»;
- «пример 4200 руб. = 42 руб /день».
А также приписка мелким шрифтом «*Услуга «займ под залог» - покупка компанией движимого имущества с возможностью дальнейшим выкупом».
Магазин «Zelectronic», будучи собственностью ИП Власенко А.А. не имеет право заниматься микрофинансовой деятельностью по предоставлению микрозаймов.
По имеющейся у Управления информации, ИП Власенко А.А. в Государственном реестре микрофинансовых организаций, а также в реестре ломбардов Банка России не числится.
Следовательно, ИП Власенко А.А., к числу субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов/кредитов, не относится.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Как установлено в части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
На указываемой рекламе, информация о лице, оказывающем финансовые услуги (в данном случае, исходя из смысла слов содержащихся на размещенной информации), выдача денежных средств под залог имущества с начисляемыми процентами, т.е. потребительский займ, а также условий, влияющим на стоимость потребительского займа/залога, размер процентной ставки, суммы и срока потребительского займа/залога, о платежах и комиссиях по потребительским займам/залоговым операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением потребительского займа/залога (по предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.) отсутствует.
В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
Согласно части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 29 постановления пленума Высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путём употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, считается недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
На размещаемой рекламной конструкции магазина «Zelectronic» надпись «Самая низкая ставка в городе!» является, по мнению <...>, нарушением предоставляемого товара/услуги и не является объективно подтвержденной, тем самым вводит потенциального потребителя в заблуждение и направлено только на привлечение его внимания недобросовестным способом.
Как указано в пункте 1 письма ФАС России № АД/30890/14 от 31.07.2014 «О рекламе финансовых услуг», согласно части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон о потребительском кредите).
Согласно части 1 стать 6 Закона о потребительском кредите, полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении и рассчитывается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Однако, на указываемой рекламе отсутствует информация о сумме денежных средств, которые может получить потребитель, о сроках предоставления денежных средств и сроках когда заложенное имущество можно выкупить, процентная ставка указана в дневных процентах а не в годовых, неизвестно в какой форме эти денежные средства предоставляются, в форме займа под процент с залогом имущества или каким либо иным образом, тем самым, введя потребителя в заблуждение.
Поскольку ИП Власенко А.А. не имеет статуса кредитной организации или кредитной микрофинансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов), не поднадзорен Банку России, и не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Закона о потребительском кредите предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5, пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем в данном случае является индивидуальный предприниматель Власенко А.А. в интересах которого, распространяется информация.
Учитывая вышеизложенное, реклама финансовых услуг, содержит признаки нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», части 1, статьи 28 ФЗ «О рекламе» части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 025/05/28-395/2020 по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», части 1, статьи 28 ФЗ «О рекламе» части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ИП Власенко А.А. (ИНН 251115679290, ОГРНИП 316251100053169).
заявитель: <...>
3. Назначить дело № 025/05/28-395/2020 к рассмотрению на 24.04.2020 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, кабинет 445 (тел. (423) 24-12-781).
ИП Власенко А.А. представить в Приморское УФАС России в соответствии со статьей 33 и 34 ФЗ «О рекламе», в срок до 20.04.2020 года следующие документы и информацию:
- письменные объяснения по факту распространения указанной в настоящем определении рекламы с приложением типовых договоров о предоставлении кредита (займа под залог);
- выписка из ЕГРИП;
- копии разрешительных документов на размещение рекламы по рассматриваемому адресу;
- информацию о том кем был разработан и утвержден рекламный текст;
- копию договора(-ов) с рекламораспространителем на размещение рекламной информации на фасаде здания по адресу: улица Некрасова, д. 79, в г. Уссурийске с приложением акта выполненных работ и чека об оплате.
Предупреждаем, что за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление в государственный орган таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена административная ответственность.
Явка ИП Власенко А.А. либо иных уполномоченных представителей лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу, с надлежащим образом оформленными полномочиями для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необязательна, при своевременном направлении запрашиваемой информации и документов.
Председатель Комиссии
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
26 марта 2020 года г. Владивосток
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России; Управление ) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, исполняющий обязанности руководителя Ни А.К., рассмотрев материалы о распространении рекламы, с признаками нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
В Приморское УФАС России поступила жалоба <...>, в которой сообщалось о распространении ИП Власенко А.А. рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).
На фасаде многоквартирного жилого дома с офисными помещениями на первом этаже, оборудованными отдельными входами по адресу: ул. Некрасова д. 79, в г. Уссурийске Приморского края, 15.01.2020 <...> была обнаружена информация магазина «Zelectronic» со следующим содержанием:
- «деньги под залог 1%»
- «самая низкая ставка в городе!»;
- «пример 4200 руб. = 42 руб /день».
А также приписка мелким шрифтом «*Услуга «займ под залог» - покупка компанией движимого имущества с возможностью дальнейшим выкупом».
Магазин «Zelectronic», будучи собственностью ИП Власенко А.А. не имеет право заниматься микрофинансовой деятельностью по предоставлению микрозаймов.
По имеющейся у Управления информации, ИП Власенко А.А. в Государственном реестре микрофинансовых организаций, а также в реестре ломбардов Банка России не числится.
Следовательно, ИП Власенко А.А., к числу субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов/кредитов, не относится.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Как установлено в части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
На указываемой рекламе, информация о лице, оказывающем финансовые услуги (в данном случае, исходя из смысла слов содержащихся на размещенной информации), выдача денежных средств под залог имущества с начисляемыми процентами, т.е. потребительский займ, а также условий, влияющим на стоимость потребительского займа/залога, размер процентной ставки, суммы и срока потребительского займа/залога, о платежах и комиссиях по потребительским займам/залоговым операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением потребительского займа/залога (по предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.) отсутствует.
В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
Согласно части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 29 постановления пленума Высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путём употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, считается недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
На размещаемой рекламной конструкции магазина «Zelectronic» надпись «Самая низкая ставка в городе!» является, по мнению <...>, нарушением предоставляемого товара/услуги и не является объективно подтвержденной, тем самым вводит потенциального потребителя в заблуждение и направлено только на привлечение его внимания недобросовестным способом.
Как указано в пункте 1 письма ФАС России № АД/30890/14 от 31.07.2014 «О рекламе финансовых услуг», согласно части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон о потребительском кредите).
Согласно части 1 стать 6 Закона о потребительском кредите, полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении и рассчитывается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Однако, на указываемой рекламе отсутствует информация о сумме денежных средств, которые может получить потребитель, о сроках предоставления денежных средств и сроках когда заложенное имущество можно выкупить, процентная ставка указана в дневных процентах а не в годовых, неизвестно в какой форме эти денежные средства предоставляются, в форме займа под процент с залогом имущества или каким либо иным образом, тем самым, введя потребителя в заблуждение.
Поскольку ИП Власенко А.А. не имеет статуса кредитной организации или кредитной микрофинансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов), не поднадзорен Банку России, и не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Закона о потребительском кредите предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5, пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем в данном случае является индивидуальный предприниматель Власенко А.А. в интересах которого, распространяется информация.
Учитывая вышеизложенное, реклама финансовых услуг, содержит признаки нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», части 1, статьи 28 ФЗ «О рекламе» части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 025/05/28-395/2020 по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», части 1, статьи 28 ФЗ «О рекламе» части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ИП Власенко А.А. (ИНН 251115679290, ОГРНИП 316251100053169).
заявитель: <...>
3. Назначить дело № 025/05/28-395/2020 к рассмотрению на 24.04.2020 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, кабинет 445 (тел. (423) 24-12-781).
ИП Власенко А.А. представить в Приморское УФАС России в соответствии со статьей 33 и 34 ФЗ «О рекламе», в срок до 20.04.2020 года следующие документы и информацию:
- письменные объяснения по факту распространения указанной в настоящем определении рекламы с приложением типовых договоров о предоставлении кредита (займа под залог);
- выписка из ЕГРИП;
- копии разрешительных документов на размещение рекламы по рассматриваемому адресу;
- информацию о том кем был разработан и утвержден рекламный текст;
- копию договора(-ов) с рекламораспространителем на размещение рекламной информации на фасаде здания по адресу: улица Некрасова, д. 79, в г. Уссурийске с приложением акта выполненных работ и чека об оплате.
Предупреждаем, что за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление в государственный орган таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена административная ответственность.
Явка ИП Власенко А.А. либо иных уполномоченных представителей лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу, с надлежащим образом оформленными полномочиями для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необязательна, при своевременном направлении запрашиваемой информации и документов.
Председатель Комиссии
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 025/05/28-395/2020
[format] =>
[safe_value] => № 025/05/28-395/2020
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
В Приморское УФАС России поступила жалоба о распространении ИП Власенко А.А. рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе»
[format] => full_html
[safe_value] =>
В Приморское УФАС России поступила жалоба о распространении ИП Власенко А.А. рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе»
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 100
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 100
[vid] => 3
[name] => Определения
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2020-03-31 02:52:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2020-03-26 02:52:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1605236402
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Приморское УФАС России
)