Решение по жалобе ИП Казновской С.А. (АПЛ зав. № 175)

Номер дела: 49/08-2013
Дата публикации: 27 июня 2013, 11:00

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 27 июня 2013 г.

дело № 49/08-2013                                                                             

г. Владивосток

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председатель Комиссии:

заместитель руководителя Приморского УФАС России;

членов Комиссии:

начальник отдела контроля органов власти,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Казновской С.А. (далее – ИП Казновская С.А., заявитель),

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ИП Казновской С.А. на действия организатора торгов - ОАО «Дальневосточный завод «Звезда», закупочной комиссии при проведении открытого конкурса в неэлектронной форме по определению независимого оценщика для оценки партии лома черных и цветных металлов, полученных от утилизации АПЛ зав. № 175 (извещение № 31300270599)  (далее - Конкурс).  

По мнению заявителя, организатором торгов и закупочной комиссией нарушен порядок организации и проведении Конкурса.

По мнению заявителя закупочной комиссией не верно проведена оценка заявки ИП Казновской С.А. по критерию «опыт работы». Закупочная комиссия проставила заявке ИП Казновской С.А. по данному критерию «0» баллов,  при том, что у предпринимателя имеется шестнадцатилетний опыт работы на рынке оценочных услуг, и следовательно, по данному критерию заявке предпринимателя должен быть проставлен максимальный бал.

Кроме этого, заявитель считает, что установленный организатором торгов подкритерий оценки заявок участников закупки «опыт работ для обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» является незаконным и ограничивает конкуренцию при проведении Конкурса.

Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что при подачи заявки на участие в Конкурсе ИП Казновская С.А. не представила документы, подтверждающие общий стаж на рынке и опыт работ, в том числе с обществами, входящими в группу компаний ОАО «ОСК». Ответчик считает, что оценка заявки произведена в соответствии с требованиями конкурсной документации, действия закупочной комиссии соответствуют действующему законодательству и просит в удовлетворении жалобы отказать.

Рассмотрев представленные заявителем и ответчиком материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» руководствуется данным законом и принятым в соответствии с ним положением о закупке.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом № 99 от 19.12.2012 советом директоров ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Дальневосточный завод «Звезда».

22.04.2013 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по адресу www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение о проведении Конкурса.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 14.05.2013 на участие в Конкурсе были поданы заявки от ООО «Легатта» и ИП Казновской С.А.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в Конкурсе от 23.05.2013 заявки ООО «Легатта» и ИП Казновской С.А. признаны удовлетворяющими по существу требованиям и условиям закупочной процедуры, изложенным в закупочной документации.

По результатам оценки поступивших заявок победителем закупки было признано ООО «Легатта». Заявка ИП Казновской С.А. заняла второе место.

Согласно закупочной документации Конкурса критериями оценки заявок являлись «цена договора» (значимость критерия - 65%) и «опыт работ» (значимость критерия – 35%).

При этом критерий «опыт работ» оценивался по двум показателям: «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» (максимальный балл - 55) и «Общий стаж работы участника закупки на рынке» (максимальный балл - 45).

Исходя из содержания протокола заседания закупочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в Конкурсе от 23.05.2013 заявке ИП Казновской С.А. по критерию «цена договора» было присвоено 32,5  баллов, по критерию «опыт работ» - 0 баллов. Заявке ООО «Легатта» были присвоены по указанным критериям 42,25 и 26,25 баллов соответственно.

Общий результат оценки заявок ИП Казновской С.А. и ООО «Легатта» составил 32,5 и 68,5 баллов соответственно.

На заседании Комиссии представитель ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» пояснил, что заявке ИП Казновской С.А. по критерию «опыт работ» было присвоено 0 баллов в связи с тем, что предприниматель не представил документов подтверждающих наличие стажа работ как с обществами, входящими в группу компаний ОАО «ОСК», так и в целом на данном рынке услуг.

Представитель ответчика также пояснил, что даже если заявке ИП Казновской С.А. по критерию «опыт работ» проставить максимальные баллы, то это все равно не может повлиять на результаты Конкурса, поскольку ООО «Легатта» была предложена более низкая цена договора, в связи с чем, общество получило более высокие баллы по критерию «цена договора», чем предприниматель.

На обозрение Комиссии ответчиком была представлена заявка ИП Казновской С.А. Детальным образом изучив данную заявку, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка предпринимателя действительно не содержит сведений о наличии стажа работ как с обществами, входящими в группу компаний ОАО «ОСК», так и в целом на данном рынке услуг.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что представленная ИП Казновской С.А. в составе заявки справка о членстве в саморегулируемой организации оценщиков не может служить подтверждением наличия соответствующего стажа работ. Само по себе членство в СРО не подтверждает наличие опыта выполнениях работ.

При таких обстоятельствах закупочная комиссия правомочно присвоила заявке ИП Казновской С.А.  0 баллов по критерию «опыт работ». 

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что довод заявителя о неверной оценке закупочной комиссией заявки ИП Казновской С.А. по критерию «опыт работ» является не обоснованным.

 Вместе с тем, по мнению Комиссии, подкритерий оценки заявок на участие в Конкурсе «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» противоречит установленным частью 1 статьи 3 Закона о закупках принципам равноправия, справедливости, отсутствию дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.

 Данный подкритерий может создать дискриминационные условия доступа на данный товарный рынок участников, и устранить, не допустить, ограничить конкуренцию, ставя субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Предмет Конкурса – услуги по оценке партии лома черных и цветных металлов не носит специфический характер, требующий от их исполнителей какого либо исключительного опыта, в том числе опыта оказания услуг для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК». Эти услуги способна выполнить любая организация, действующая на рынке данных видов услуг, не зависимо от наличия у нее опыта оказания услуг для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК». В связи с чем, включения этого подкритерия в критерии оценок заявок на участие в Конкурсе Комиссия считает не обоснованным.

Кроме того, превалирование значимости подкритерия «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» (максимальный балл - 55) над критерием «Общий стаж работы участника закупки на рынке» (максимальный балл - 45) может создать при прочих равных условиях необоснованные преимущества для участников, имеющих опыт выполнения работ для обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК», по сравнению с участниками такого опыта не имеющими, что в итоге приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении Конкурса.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются не только действия, прямым результатом которых является недопущение, ограничение или устранение конкуренции, но и действия, которые могут привести к таким последствиям.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции является создание при проведении торгов условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, организатор торгов, включив в закупочную документацию Конкурса в критерии оценок заявок на участие в Конкурсе подкритерий «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» создал условия, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции при проведении Конкурса, чем нарушил требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, довод ИП Казновской С.А. организатор торгов незаконно установил в закупочной документации Конкурса подкритерий оценки заявок участников закупки «опыт работ для обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» является обоснованным.

Учитывая, что решение Комиссии Приморского УФАС России должно быть направлено на устранении нарушений порядка организации и проведения торгов и иных нарушений антимонопольного законодательства, а также способствовать восстановлению прав и законных интересов заявителя, Комиссия считает, что поскольку допущенное организатором нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении Конкурса и не повлияло на его результаты, а выданное предписание не приведет к восстановлению прав и законных интересов ИП Казновской С.А., так как закупочная комиссия правомерно присвоила баллы заявке предпринимателя исходя из представленных ею сведений, то выдача ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» предписания будет нецелесообразным.

Комиссия принимала решение исходя из представленных заявителем и ответчиком документов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу частично обоснованной.

2. Признать факт нарушения организатором торгов ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившийся во включении в критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в неэлектронной форме по определению независимого оценщика для оценки партии лома черных и цветных металлов, полученных от утилизации АПЛ зав. № 175 (извещение № 31300270599) подкритерия «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК», который может создать при прочих равных условиях необоснованные преимущества для участников, имеющих опыт выполнения работ для обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК», по сравнению с участниками такого опыта не имеющими, что в итоге может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении этого конкурса.

3. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 8624 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе ИП Казновской С.А. (АПЛ зав. № 175) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8623 [type] => solution [language] => ru [created] => 1372637012 [changed] => 1372637012 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1372637012 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 27 июня 2013 г.

дело № 49/08-2013                                                                             

г. Владивосток

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председатель Комиссии:

заместитель руководителя Приморского УФАС России;

членов Комиссии:

начальник отдела контроля органов власти,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Казновской С.А. (далее – ИП Казновская С.А., заявитель),

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ИП Казновской С.А. на действия организатора торгов - ОАО «Дальневосточный завод «Звезда», закупочной комиссии при проведении открытого конкурса в неэлектронной форме по определению независимого оценщика для оценки партии лома черных и цветных металлов, полученных от утилизации АПЛ зав. № 175 (извещение № 31300270599)  (далее - Конкурс).  

По мнению заявителя, организатором торгов и закупочной комиссией нарушен порядок организации и проведении Конкурса.

По мнению заявителя закупочной комиссией не верно проведена оценка заявки ИП Казновской С.А. по критерию «опыт работы». Закупочная комиссия проставила заявке ИП Казновской С.А. по данному критерию «0» баллов,  при том, что у предпринимателя имеется шестнадцатилетний опыт работы на рынке оценочных услуг, и следовательно, по данному критерию заявке предпринимателя должен быть проставлен максимальный бал.

Кроме этого, заявитель считает, что установленный организатором торгов подкритерий оценки заявок участников закупки «опыт работ для обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» является незаконным и ограничивает конкуренцию при проведении Конкурса.

Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что при подачи заявки на участие в Конкурсе ИП Казновская С.А. не представила документы, подтверждающие общий стаж на рынке и опыт работ, в том числе с обществами, входящими в группу компаний ОАО «ОСК». Ответчик считает, что оценка заявки произведена в соответствии с требованиями конкурсной документации, действия закупочной комиссии соответствуют действующему законодательству и просит в удовлетворении жалобы отказать.

Рассмотрев представленные заявителем и ответчиком материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» руководствуется данным законом и принятым в соответствии с ним положением о закупке.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом № 99 от 19.12.2012 советом директоров ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Дальневосточный завод «Звезда».

22.04.2013 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по адресу www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение о проведении Конкурса.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 14.05.2013 на участие в Конкурсе были поданы заявки от ООО «Легатта» и ИП Казновской С.А.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в Конкурсе от 23.05.2013 заявки ООО «Легатта» и ИП Казновской С.А. признаны удовлетворяющими по существу требованиям и условиям закупочной процедуры, изложенным в закупочной документации.

По результатам оценки поступивших заявок победителем закупки было признано ООО «Легатта». Заявка ИП Казновской С.А. заняла второе место.

Согласно закупочной документации Конкурса критериями оценки заявок являлись «цена договора» (значимость критерия - 65%) и «опыт работ» (значимость критерия – 35%).

При этом критерий «опыт работ» оценивался по двум показателям: «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» (максимальный балл - 55) и «Общий стаж работы участника закупки на рынке» (максимальный балл - 45).

Исходя из содержания протокола заседания закупочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в Конкурсе от 23.05.2013 заявке ИП Казновской С.А. по критерию «цена договора» было присвоено 32,5  баллов, по критерию «опыт работ» - 0 баллов. Заявке ООО «Легатта» были присвоены по указанным критериям 42,25 и 26,25 баллов соответственно.

Общий результат оценки заявок ИП Казновской С.А. и ООО «Легатта» составил 32,5 и 68,5 баллов соответственно.

На заседании Комиссии представитель ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» пояснил, что заявке ИП Казновской С.А. по критерию «опыт работ» было присвоено 0 баллов в связи с тем, что предприниматель не представил документов подтверждающих наличие стажа работ как с обществами, входящими в группу компаний ОАО «ОСК», так и в целом на данном рынке услуг.

Представитель ответчика также пояснил, что даже если заявке ИП Казновской С.А. по критерию «опыт работ» проставить максимальные баллы, то это все равно не может повлиять на результаты Конкурса, поскольку ООО «Легатта» была предложена более низкая цена договора, в связи с чем, общество получило более высокие баллы по критерию «цена договора», чем предприниматель.

На обозрение Комиссии ответчиком была представлена заявка ИП Казновской С.А. Детальным образом изучив данную заявку, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка предпринимателя действительно не содержит сведений о наличии стажа работ как с обществами, входящими в группу компаний ОАО «ОСК», так и в целом на данном рынке услуг.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что представленная ИП Казновской С.А. в составе заявки справка о членстве в саморегулируемой организации оценщиков не может служить подтверждением наличия соответствующего стажа работ. Само по себе членство в СРО не подтверждает наличие опыта выполнениях работ.

При таких обстоятельствах закупочная комиссия правомочно присвоила заявке ИП Казновской С.А.  0 баллов по критерию «опыт работ». 

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что довод заявителя о неверной оценке закупочной комиссией заявки ИП Казновской С.А. по критерию «опыт работ» является не обоснованным.

 Вместе с тем, по мнению Комиссии, подкритерий оценки заявок на участие в Конкурсе «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» противоречит установленным частью 1 статьи 3 Закона о закупках принципам равноправия, справедливости, отсутствию дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.

 Данный подкритерий может создать дискриминационные условия доступа на данный товарный рынок участников, и устранить, не допустить, ограничить конкуренцию, ставя субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Предмет Конкурса – услуги по оценке партии лома черных и цветных металлов не носит специфический характер, требующий от их исполнителей какого либо исключительного опыта, в том числе опыта оказания услуг для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК». Эти услуги способна выполнить любая организация, действующая на рынке данных видов услуг, не зависимо от наличия у нее опыта оказания услуг для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК». В связи с чем, включения этого подкритерия в критерии оценок заявок на участие в Конкурсе Комиссия считает не обоснованным.

Кроме того, превалирование значимости подкритерия «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» (максимальный балл - 55) над критерием «Общий стаж работы участника закупки на рынке» (максимальный балл - 45) может создать при прочих равных условиях необоснованные преимущества для участников, имеющих опыт выполнения работ для обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК», по сравнению с участниками такого опыта не имеющими, что в итоге приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении Конкурса.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются не только действия, прямым результатом которых является недопущение, ограничение или устранение конкуренции, но и действия, которые могут привести к таким последствиям.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции является создание при проведении торгов условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, организатор торгов, включив в закупочную документацию Конкурса в критерии оценок заявок на участие в Конкурсе подкритерий «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» создал условия, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции при проведении Конкурса, чем нарушил требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, довод ИП Казновской С.А. организатор торгов незаконно установил в закупочной документации Конкурса подкритерий оценки заявок участников закупки «опыт работ для обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» является обоснованным.

Учитывая, что решение Комиссии Приморского УФАС России должно быть направлено на устранении нарушений порядка организации и проведения торгов и иных нарушений антимонопольного законодательства, а также способствовать восстановлению прав и законных интересов заявителя, Комиссия считает, что поскольку допущенное организатором нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении Конкурса и не повлияло на его результаты, а выданное предписание не приведет к восстановлению прав и законных интересов ИП Казновской С.А., так как закупочная комиссия правомерно присвоила баллы заявке предпринимателя исходя из представленных ею сведений, то выдача ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» предписания будет нецелесообразным.

Комиссия принимала решение исходя из представленных заявителем и ответчиком документов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу частично обоснованной.

2. Признать факт нарушения организатором торгов ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившийся во включении в критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в неэлектронной форме по определению независимого оценщика для оценки партии лома черных и цветных металлов, полученных от утилизации АПЛ зав. № 175 (извещение № 31300270599) подкритерия «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК», который может создать при прочих равных условиях необоснованные преимущества для участников, имеющих опыт выполнения работ для обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК», по сравнению с участниками такого опыта не имеющими, что в итоге может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении этого конкурса.

3. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 27 июня 2013 г.

дело № 49/08-2013                                                                             

г. Владивосток

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председатель Комиссии:

заместитель руководителя Приморского УФАС России;

членов Комиссии:

начальник отдела контроля органов власти,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Казновской С.А. (далее – ИП Казновская С.А., заявитель),

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ИП Казновской С.А. на действия организатора торгов - ОАО «Дальневосточный завод «Звезда», закупочной комиссии при проведении открытого конкурса в неэлектронной форме по определению независимого оценщика для оценки партии лома черных и цветных металлов, полученных от утилизации АПЛ зав. № 175 (извещение № 31300270599)  (далее - Конкурс).  

По мнению заявителя, организатором торгов и закупочной комиссией нарушен порядок организации и проведении Конкурса.

По мнению заявителя закупочной комиссией не верно проведена оценка заявки ИП Казновской С.А. по критерию «опыт работы». Закупочная комиссия проставила заявке ИП Казновской С.А. по данному критерию «0» баллов,  при том, что у предпринимателя имеется шестнадцатилетний опыт работы на рынке оценочных услуг, и следовательно, по данному критерию заявке предпринимателя должен быть проставлен максимальный бал.

Кроме этого, заявитель считает, что установленный организатором торгов подкритерий оценки заявок участников закупки «опыт работ для обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» является незаконным и ограничивает конкуренцию при проведении Конкурса.

Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что при подачи заявки на участие в Конкурсе ИП Казновская С.А. не представила документы, подтверждающие общий стаж на рынке и опыт работ, в том числе с обществами, входящими в группу компаний ОАО «ОСК». Ответчик считает, что оценка заявки произведена в соответствии с требованиями конкурсной документации, действия закупочной комиссии соответствуют действующему законодательству и просит в удовлетворении жалобы отказать.

Рассмотрев представленные заявителем и ответчиком материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» руководствуется данным законом и принятым в соответствии с ним положением о закупке.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом № 99 от 19.12.2012 советом директоров ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Дальневосточный завод «Звезда».

22.04.2013 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по адресу www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение о проведении Конкурса.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 14.05.2013 на участие в Конкурсе были поданы заявки от ООО «Легатта» и ИП Казновской С.А.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в Конкурсе от 23.05.2013 заявки ООО «Легатта» и ИП Казновской С.А. признаны удовлетворяющими по существу требованиям и условиям закупочной процедуры, изложенным в закупочной документации.

По результатам оценки поступивших заявок победителем закупки было признано ООО «Легатта». Заявка ИП Казновской С.А. заняла второе место.

Согласно закупочной документации Конкурса критериями оценки заявок являлись «цена договора» (значимость критерия - 65%) и «опыт работ» (значимость критерия – 35%).

При этом критерий «опыт работ» оценивался по двум показателям: «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» (максимальный балл - 55) и «Общий стаж работы участника закупки на рынке» (максимальный балл - 45).

Исходя из содержания протокола заседания закупочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в Конкурсе от 23.05.2013 заявке ИП Казновской С.А. по критерию «цена договора» было присвоено 32,5  баллов, по критерию «опыт работ» - 0 баллов. Заявке ООО «Легатта» были присвоены по указанным критериям 42,25 и 26,25 баллов соответственно.

Общий результат оценки заявок ИП Казновской С.А. и ООО «Легатта» составил 32,5 и 68,5 баллов соответственно.

На заседании Комиссии представитель ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» пояснил, что заявке ИП Казновской С.А. по критерию «опыт работ» было присвоено 0 баллов в связи с тем, что предприниматель не представил документов подтверждающих наличие стажа работ как с обществами, входящими в группу компаний ОАО «ОСК», так и в целом на данном рынке услуг.

Представитель ответчика также пояснил, что даже если заявке ИП Казновской С.А. по критерию «опыт работ» проставить максимальные баллы, то это все равно не может повлиять на результаты Конкурса, поскольку ООО «Легатта» была предложена более низкая цена договора, в связи с чем, общество получило более высокие баллы по критерию «цена договора», чем предприниматель.

На обозрение Комиссии ответчиком была представлена заявка ИП Казновской С.А. Детальным образом изучив данную заявку, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка предпринимателя действительно не содержит сведений о наличии стажа работ как с обществами, входящими в группу компаний ОАО «ОСК», так и в целом на данном рынке услуг.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что представленная ИП Казновской С.А. в составе заявки справка о членстве в саморегулируемой организации оценщиков не может служить подтверждением наличия соответствующего стажа работ. Само по себе членство в СРО не подтверждает наличие опыта выполнениях работ.

При таких обстоятельствах закупочная комиссия правомочно присвоила заявке ИП Казновской С.А.  0 баллов по критерию «опыт работ». 

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что довод заявителя о неверной оценке закупочной комиссией заявки ИП Казновской С.А. по критерию «опыт работ» является не обоснованным.

 Вместе с тем, по мнению Комиссии, подкритерий оценки заявок на участие в Конкурсе «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» противоречит установленным частью 1 статьи 3 Закона о закупках принципам равноправия, справедливости, отсутствию дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.

 Данный подкритерий может создать дискриминационные условия доступа на данный товарный рынок участников, и устранить, не допустить, ограничить конкуренцию, ставя субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Предмет Конкурса – услуги по оценке партии лома черных и цветных металлов не носит специфический характер, требующий от их исполнителей какого либо исключительного опыта, в том числе опыта оказания услуг для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК». Эти услуги способна выполнить любая организация, действующая на рынке данных видов услуг, не зависимо от наличия у нее опыта оказания услуг для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК». В связи с чем, включения этого подкритерия в критерии оценок заявок на участие в Конкурсе Комиссия считает не обоснованным.

Кроме того, превалирование значимости подкритерия «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» (максимальный балл - 55) над критерием «Общий стаж работы участника закупки на рынке» (максимальный балл - 45) может создать при прочих равных условиях необоснованные преимущества для участников, имеющих опыт выполнения работ для обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК», по сравнению с участниками такого опыта не имеющими, что в итоге приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении Конкурса.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются не только действия, прямым результатом которых является недопущение, ограничение или устранение конкуренции, но и действия, которые могут привести к таким последствиям.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции является создание при проведении торгов условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, организатор торгов, включив в закупочную документацию Конкурса в критерии оценок заявок на участие в Конкурсе подкритерий «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» создал условия, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции при проведении Конкурса, чем нарушил требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, довод ИП Казновской С.А. организатор торгов незаконно установил в закупочной документации Конкурса подкритерий оценки заявок участников закупки «опыт работ для обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК» является обоснованным.

Учитывая, что решение Комиссии Приморского УФАС России должно быть направлено на устранении нарушений порядка организации и проведения торгов и иных нарушений антимонопольного законодательства, а также способствовать восстановлению прав и законных интересов заявителя, Комиссия считает, что поскольку допущенное организатором нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении Конкурса и не повлияло на его результаты, а выданное предписание не приведет к восстановлению прав и законных интересов ИП Казновской С.А., так как закупочная комиссия правомерно присвоила баллы заявке предпринимателя исходя из представленных ею сведений, то выдача ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» предписания будет нецелесообразным.

Комиссия принимала решение исходя из представленных заявителем и ответчиком документов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу частично обоснованной.

2. Признать факт нарушения организатором торгов ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившийся во включении в критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в неэлектронной форме по определению независимого оценщика для оценки партии лома черных и цветных металлов, полученных от утилизации АПЛ зав. № 175 (извещение № 31300270599) подкритерия «Опыт выполнения работ для Обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК», который может создать при прочих равных условиях необоснованные преимущества для участников, имеющих опыт выполнения работ для обществ, входящих в группу компаний ОАО «ОСК», по сравнению с участниками такого опыта не имеющими, что в итоге может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении этого конкурса.

3. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 49/08-2013 [format] => [safe_value] => 49/08-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Приморским УФАС России рассмотрена жалоба ИП Казновской С.А. на действия организатора торгов - ОАО «Дальневосточный завод «Звезда», закупочной комиссии при проведении открытого конкурса в неэлектронной форме по определению независимого оценщика для оценки партии лома черных и цветных металлов, полученных от утилизации АПЛ зав. № 175 (извещение № 31300270599) 

[format] => full_html [safe_value] =>

Приморским УФАС России рассмотрена жалоба ИП Казновской С.А. на действия организатора торгов - ОАО «Дальневосточный завод «Звезда», закупочной комиссии при проведении открытого конкурса в неэлектронной форме по определению независимого оценщика для оценки партии лома черных и цветных металлов, полученных от утилизации АПЛ зав. № 175 (извещение № 31300270599) 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 87 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 87 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-27 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-24 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1372637012 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Приморское УФАС России )